ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИНАМИКИ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

I. 1. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

Самолет-сложный объект управления (рис. 1.1). Основным элементом конструкции является планер, состоящий из фюзеляжа, крыла и оперения. Фюзеляж 77-основная несущая конструкция планера. Он служит для Соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов. Фюзеляж современного самолета представляет собой вытянутое по потоку тело вращения с тупым закруглен­ным носом и заостренной хвостовой частью. Для обеспечения наименьшего сопротивления фюзеляжу придают плавные формы контура.

Крыло 1 — основная несущая поверхность самолета. Оно предназначено для создания силы, удерживающей самолет в воздухе. Важными харак­теристиками крыла являются его стреловидность, форма сечения и пло­щадь. Крыло обычно имеет плоскость симметрии, совпадающую с плос­костью симметрии самолета.

Оперение представляет собой несущие поверхности, обеспечивающие устойчивость самолета в воздухе. Различают горизонтальное и вертикаль­ное оперение.

Основным элементом горизонтального оперения является стабилизатор

II, который на современных пассажирских самолетах выполняется, как правило, подвижным. Стабилизатор обеспечивает балансировку сил, дей­ствующих на самолет в полете. По месту расположения горизонтальное оперение бывает низкорасположенным и высокорасположенным. На рис. 1.1 показано низкорасположенное горизонтальное оперение. Основ-

Подпись: /7 6 Подпись:ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИНАМИКИ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ1- крыло; 2-предкрылок; 3-вертикальная законцовка; 4— внешний элерон; 5- интер­цептор; б-внешняя секция закрылка; 7— средняя секция закрылка; 8- внутренний эле­рон; 9-тормозной щиток; 10— внутренняя секция закрылка; //-стабил внешняя секция руля высоты; секция руля высоты; 14- киль; 15— верхняя секция руля направления; 16- нижняя секция руля направления; /7-фюзеляж; М-мото — гондола с двигателем; 19- пилон

ным элементом вертикального оперения является киль 14, обеспечивающий путевую устойчивость самолета в воздухе.

Крыло современного самолета снабжено сложной механизацией, из­меняющей его характеристики. По выполняемым функциям средства механизации подразделяют на средства, изменяющие несущую способность крыла, и средства, увеличивающие лобовое сопротивление. По месту расположения на крыле различают средства механизации передней и хвостовой кромок крыла. . , .

Закрылок-профилированная подвижная часть крыла, расположенная в его хвостовой части. Закрылок выполняется в виде внутренней 10, средней 7 и внешней 6 секций. Отклонение закрылка вниз увеличивает несущую способность крыла. Предкрылок 2-профилированная подвижная часть крыла, расположенная в его носовой части. Предкрылок также выполнен секционным. Он улучшает характеристики крыла.

Интерцептор 5-подвижный орган, расположенный на верхней поверх­ности крыла. Интерцепторы выполняют секционными. Они используются для изменения несущей способности крыла и для управления самолетом. Тормозной щиток 9-подвижный орган, расположенный на верхней поверх­ности крыла и предназначенный для увеличения лобового сопротивления самолета. Тормозной щиток выполняется секционным. Вертикальные законцовки 3 служат для улучшения устойчивости самолета. К нижней кромке крыла крепятся пилоны 19 и мотогондолы с двигателями 18.

Основными органами управления самолета являются рули высоты, рули направления и элероны. Рули высоты-подвижная часть стабилиза­тора, расположенная в его хвостовой части. Они выполнены в виде внешней 12 и внутренней 13 секций. Рули направления-подвижная часть киля, расположенная в его хвостовой части. Они выполнены в виде верхней 15 и нижней 16 секций. Элероны-подвижная часть крыла, расположенная в его хвостовой части. Различают элероны внешние 4 и внутренние 8. Причем управление ими может быть раздельным.