Принципы измерения высоты
Высотомер (Рисунок A4) — это манометр, тарированный в соответствии с законами стандартных значений давления и температуры. Окружающее атмосферное давление является единственным входным параметром, используемым в высотомере.
Принимая, что условия стандартны, «приборная высота» (IA) — это расстояние по вертикали между следующими двумя поверхностями давления (Рисунок A3):
• Поверхность давления, на которой измеряется атмосферное
давление (фактическое местонахождение воздушного судна), и
• Эталонная поверхность давления, соответствующая давлению,
устанавливаемому пилотом при помощи ручки установки давления на высотомере.
1.3.
Рисунок A5: QNH и барометрическая высота
Установленное давление и приборная высота изменяются прямо пропорционально: Всякое увеличение установленного давления приводит к соответствующему увеличению приборной высоты (IA).
Задачей определения высоты является обеспечение надлежащего запаса высоты над земной поверхностью и между воздушными судами. С этой целью могут выбираться различные эксплуатационные значения давления при помощи ручки установки давления на шкале высотомера (Рисунок A5):
• QFE — давление в контрольной точке аэропорта. При установленном QFE высотомер показывает высоту относительно контрольной точки аэропорта (при стандартной температуре).
Примечание: Установка QFE на самолетах компании «Airbus» часто обеспечивается как опцион.
• QNH — это давление на среднем уровне моря. QNH вычисляется по давлению, измеренному в контрольной точке аэропорта и приведенному к среднему уровню моря с учетом закона стандартного давления. При установленном QNH высотомер показывает высоту относительно среднего уровня моря (при стандартной температуре). Следовательно, на уровне аэропорта в условиях МСА высотомер показывает топографическую высоту местности.
• Стандартное давление соответствует 1013 гПа. При установленном стандартном давлении высотомер показывает высоту
относительно изобарической поверхности с давлением 1013 гПа (при стандартной температуре). Цель заключается в том, чтобы обеспечить вертикальное эшелонирование между воздушными судами вне зависимости от местных колебаний давления на протяжении полета. После взлета и пересечения высоты перехода устанавливается стандартное давление.
• Эшелон полета соответствует приборной высоте в футах, деленной на 100, при условии, что установлено стандартное давление.
• Высота перехода — это приборная высота, выше которой экипажем должно быть установлено стандартное давление.
• Эшелон перехода — это первый располагаемый эшелон полета выше высоты перехода.
Изменения установленных значений QNH и стандартного давления происходят на высоте перехода в процессе набора высоты и на эшелоне перехода в процессе снижения (Рисунок A6).
Рисунок A6: Высота перехода и эшелон перехода
Высота перехода обычно дается на картах-схемах стандартных маршрутов вылета по приборам (SID), тогда как эшелон перехода обычно сообщается органом управления воздушным движением (УВД).