ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСТОЯННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ВЕТРА
Для каждого конкретного полета и экипаж самолета и руководитель полетов имеют данные о силе и направлении постоянной составляющей ветра на аэродромах взлета и посадки. Эти данные используются экипажем при расчете и выполнении взлета и посадки. Метеослужба сообщает также экипажу ориентировочные сведения о ветре на маршруте, которые уточняются экипажем в процессе полета при штурманских расчетах.
Однако часто возникает необходимость оценить влияние ветра на динамику не в конкретном полете, а для всех полетов, которые будут производиться самолетом данного типа во время его эксплуатации. Эта задача стала особенно актуальной в связи с все более широким использованием систем автоматического управления самолетом, для которых ветер является одним из основных возмущающих воздействий.
Для решения этой задачи в полном объеме необходимо располагать некоторыми общими характеристиками распределения скорости и направления ветра в любой момент времени для каждой точки в рассматриваемом районе от уровня земли до предельных высот полета самолета. Поскольку, как указывалось в §1.1, движение атмосферы является турбулентным процессом, скорость и направление ветра в каждой точке и в каждый момент времени имеют случайный характер. В настоящее время полные характеристики поля скоростей ветра отсутствуют. Поэтому ниже будут приведены лишь некоторые характеристики средней скорости ветра, которые могут быть использованы при анализе динамики полета самолета.
Для тропосферы закономерно возрастание скорости ветра по мере увеличения высоты. Максимальное значение скорости ветра в тропосфере обычно наблюдается вблизи тропопаузы. Если над местом измерения вертикального профиля скорости ветра проходит струйное течение, то максимум скорости ветра выражен очень резко. На рис. 1.1 приведена типичная зависимость скорости постоянной составляющей ветра U70 от высоты * уе при интенсивном
струйном течении [1]. Поскольку этот профиль состоит из отрезков прямых, для каждого из этих отрезков можно указать величину вертикального градиента скорости ветра. Эти величины показаны на рис. 1.1 справа. Подчеркнем, что действительный вертикальный профиль скорости ветра меняется в широких пределах как в зависимости от географического положения данного пункта, так и от времени года и суток. Максимальные значения скорости ветра на оси струйного течения могут колебаться в пределах 30—200 м/сек. Нижний предел скорости ветра (30 м/сек) условно считается минимальным значением для струйных течений. Верхний предел (200 м/сек) близок к максимальным значениям скорости ветра, зарегистрированным при наблюдениях струйных течений. Средняя скорость тропосферных струйных течений на основании данных, приведенных в [2], составляет 40—50 м/сек.
Высота струйного течения, т. е. высота, на которой скорость ветра максимальна, также колеблется в широких пределах. Так, например, над Москвой высота струйных течений изменяется в пределах от 5 до 17 км [2]. Зимой в тропосфере в умеренных широтах наблюдаются большие скорости ветра, чем летом.
В нижней части стратосферы скорость ветра уменьшается, причем летом эта скорость в умеренных широтах на высотах около 25 км падает до нуля. Последнее связано с переменой преобладающего направления ветра с западного на восточное (обращение ветра). Начиная с высоты около 25 км скорость ветра увеличивается с увеличением высоты, достигая максимума на высотах 50—60 км. Среднее значение скорости ветра на этой высоте составляет 80—100 м/сек зимой и 60—80 м/сек летом [2].
В стратосфере, как и в тропосфере, имеют место струйные течения, однако они изучены пока очень слабо.
Для анализа динамики взлета и посадки самолетов следует более подробно рассмотреть имеющиеся данные о скорости ветра в приземном слое атмосферы. Вследствие трения потока воздуха о земную поверхность и местные предметы скорость ветра на малых высотах (начиная с 100—200 м) резко падает при уменьшении высоты. Это обстоятельство иллюстрируется рис. 1.2, на котором приведены усредненные за год профили ветра на малых
высотах в районе Ленинграда [3]. Эти графики показывают, что на очень малых высотах ветер днем оказывается большим, чем ночью. Выше точки, которая для данной местности лежит на высоте около 50 м, ветер в ночное время становится большим, чем в дневное. Хотя приведенный профиль скорости ветра на малых высотах и является типичным по форме, но нужно иметь в виду, что все характеристики таких профилей в очень сильной степени зависят от метеорологических условий в приземном слое. Существует большое число различных формул для аналитического расчета этого профиля [4]. Однако все эти формулы требуют знания различных параметров, зависящих от метеоусловий. Очевидно, что такого рода формулы непригодны для общей оценки влияния ветра на динамику самолета, который непрерывно проходит через районы с изменяющимися метеоусловиями. Для решения этой задачи нужны осреднен — ные статистические характеристики ветра на малых высотах, полученные в результате обработки экспериментальных данных.
В ряде работ показано, что вертикальный профиль постоянной составляющей скорости ветра на малых высотах может быть приближенно описан степенным законом:
=W’
Ул /
где №0 — математическое ожидание постоянной составляющей ветра;
у8 — высота над земной поверхностью; п—показатель степени, величина которого зависит от метеоусловий.
Индексом «1» отмечены опорные значения высоты и скорости ветра, на базе которых строится профиль.
Наибольшая высота, для которой можно использовать выражение (1.1), ограничена значениями yg — 300—500 м.
Величины показателя степени п, по данным работы [5], заключены в пределах 0,145—0,77, а по данным работы [6] — в пределах 0,1—0,4. В результате обработки значительного количества экспериментальных данных установлено, что среднее значение п лежит в пределах 0,15—0,2. Для опорной высоты t/gi = 10 м рекомендуется принимать значение математического ожидания среднего ветра ^0|=3—4 м/сек. Профиль среднего ветра на малых
высотах, получаемый на основании (1.1) при л=0,2 и ИР<н = =4 м/сек (ygі=10 м), показан на рис. 1.3.
Как указывалось выше, постоянная составляющая скорости ветра является случайной величиной. В связи с этим для анализа влияния этой составляющей на полет самолета необходимо знать вероятность встречи самолета с ветром той или иной скорости. Экспериментальные данные по распределению вероятности постоянной составляющей модуля скорости ветра для определенной высоты над земной поверхностью достаточно хорошо согласуются
Рве. 1.3. Профиль средне — Рве. 1.4. Функция распреде- го значения ветра на ма — ления вероятности встречи лых высотах ветра со скоростью, большей некоторого значения W |
с распределением Релея. Плотность распределения Релея для этого случая определяется выражением
f(W)==fih е~~^ * (і-2)
где W — значение постоянной составляющей модуля скорости ветра, вероятность встречи которого в полете на высоте yg определяется;
W0 — среднее значение скорости ветра для полета на высоте yg, получаемое на основании (1.1).
По плотности распределения (1.2) может быть получена функция распределения, показывающая вероятность встречи самолета, летящего на высоте уе, с ветром, постоянная составляющая скорости которого превышает заданный уровень. Эта функция описывается выражением
« ГУГ 2
F(W)=e 4v*/. (1’3)
На рис. 1.4 приведен график функции распределения вероятности, построенный на основании (1.3). Он может применяться для оценки условий большого (в пределе бесконечно большого) числа полетов. Значения F(W) можно интерпретировать так же, как отношение суммарной длительности тех участков полетов, для которых скорость ветра превышает заданный уровень, к общему времени полетов, если это время очень велико.
Использование распределения Релея равносильно допущению о равной вероятности для направления ветра, что не* может сильно противоречить действительности, если иметь в виду, что рассматриваются осредненные на большой территории характеристики направления ветра. Следует, однако, оговориться, что если эти осредненные характеристики ветра в приземном слое используются для оценки динамики взлета и посадки, то применение распределения Релея приводит к существенным погрешностям. Это обусловлено тем, что взлетно-посадочные полосы ориентируются по преобладающему направлению наиболее сильных ветров в районе аэродрома.