Авиационные кислотные аккумуляторы
Простейший кислотный аккумулятор состоит из положительной и отрицательной пластин (электродов), помещенных в сосуд с электролитом (рис. 3).
Активным веществом положительной пластины заряженного аккумулятора является двуокись свинца РЬОг, а отрицательной — губчатый свинец РЬ.
Электролитом служит раствор серной кислоты H2SO4 в дистиллированной воде (плотность электролита 1,26—1,285 г/см3).
В водном растворе молекулы серной кислоты диссоциированы на ионы водорода, несущие положительный заряд (2Н+) и сульфат-ионы, несущие отрицательные заряды (SO"):
H2S04 Г 2Н+ + S04~
При этом электроды, будучи помещенными в раствор, приобретают определенный электрический потенциал по отношению к электролиту.
С электрбда, покрытого свинцом, часть молекул свинца переходит к раствор п становится положительными ионами РЬ++, освобождая при этом по два электрона:
РЬ ->- РЬ+ + + 2е.
Освободившиеся электроны остаются на электроде, сообщая ему отрицательный заряд. Ионы свинца РЬ++ связаны с попами сульфата SO4— диссоциированной серной кислоты.
На положительном электроде происходит обратная картина. Часть молекул двуокиси свинца переходит в раствор и становится отрицательными нонами РЬО“,захватывая при этом с электрода по два электрона:
РЬО, + 2е->■ РЮ".
(Четырехвалентнын свинец восстанавливается в двухвалентный.)
Электрод, лишившись электронов, приобретает положительный заряд. Отрицательные ноны двуокиси свинца РЬОг оказываются связанными с положительными нонами водорода Н+.
Итак, на электродах при погружении их в водный раствор серной кислоты возникают электрические заряды разного знака. Эти заряды при разомкнутой внешней цепи аккумулятора уравновешиваются противоположными им зарядами, находящимися в электролите. Создается равновесный потенциал между электродами и электролитом.
При замыкании внешней цепи аккумулятора на некоторое нагрузочное сопротивление Rn электроны, освободившиеся на отрицательном электроде, поступают через внешнюю цепь к положительному электроду, компенсируя потерю его электронов на ионизацию молекул двуокиси свинца.
Таким образом, при включении аккумулятора на разряд по внешней цепи течет ток, п в нем протекают электрохимические реакции по уравнениям:
на отрицательном электроде
Pb+ + + SO — — = PbS04;
на положительном электроде
РЬО — " + 2Н+ = РЬ+ + + 20Н-
и дальше
Pb+ + + 20Н- + 2Н++ SO — — = PbS04 + 2Н20.
Из этих уравнений видно, что при разряде аккумулятора на обоих электродах образуется сернокислый свинец (сульфат свинца), а у положительного электрода, кроме того, вода, и поэтому концентрация (плотность) электролита в сосуде понижается.
12
Электродвижущая сила (э. д. с.) — есть разность потенциалов на зажимах аккумулятора при разомкнутой внешней цепи. В основном э. д. с. зависит от плотности электролита. Зави снмость э. д. с. от плотности при температуре электролита 15°С и при изменении плотности в пределах d=l,05—1,3 г/см[1] выражается эмпирической формулой: £=0,84+6?. |
Уравнение разряда для аккумулятора в целом запишется в следующем виде:
РЬО, + 2Н. S04 + Pb = PbS04 +211,0 + PbS04.
Теперь обратимся к заряду аккумулятора. В этом случае во внешнюю цепь включается источник постоянного тока.
Электрохимические процессы при заряде протекают в обратном порядке:
для отрицательного электрода
PbS04 + 2ё = Pb+ + + S04- — ;
для положительного электрода
PbS04 — 2ёГ+ 2Н,0 = РЬО,- — + 4Н+ + Ю~~ .
Окончательно можно записать
Pbso4 + 2н, о + Pbso4 = рьо;+ 2h.,so4 + рь.
Суммарное уравнение процессов разряда и заряда в свинцовом аккумуляторе в общем виде может быть записано гак:
тора при замкнутой внешней цепи.
Зависимость напряжения от величины тока нагрузки является внешней характеристикой аккумулятора (рис. 4).
При заряде U3=E+I, Ra, а при разряде £/р = £—/,,£а. где /з, /р. Ra — соответственно ток за — ряда, ток разряда, внутреннее сопротивление аккумулятора. Угол наклона внешней характеристики а отражает степень разряженности аккумулятора:
о. = arctg Ra.
Разряд аккумулятора нельзя производить током, превышающим допустимую величину Для каждого разрядного тока устанавливается конечное значение напряжения одного элемента (например, для 12-А-ЗО 1,1—1,7 в) во избежание порчи (вредной сульфатацни) аккумулятора.
Емкость аккумулятора — это количество электричества, которое может отдать аккумулятор при разряде.
Если разряд производится током постоянной величины ‘р—Л>=const, то Q—Iptp. Здесь tp — время разряда.
Обычно емкость выражается в ампер-часах или в процентах от номинальной емкости, т. е. той емкости, которая получается при разряде аккумулятора номинальным током.
За номинальный ток принимается такая величина тока, при которой аккумулятор разряжается до напряжения 1,7 в (на элементе) в течение 5 и 10 ч (в зависимости от типа аккумулятора) .
Величина емкости аккумулятора главным образом зависит от количества активных масс в пластинах и интенсивности их использования. Поэтому емкость аккумулятора увеличивается с увеличением площади, пористости, количества пластин, а также с ростом плотности и температуры электролита и т. д.
При увеличении разрядного тока емкость будет уменьшаться в связи с ростом и отставанием процесса диффузии электролита (рис. 5).
Коэффициентом отдачи аккумулятора по емкости называется отношение разрядной емкости к зарядной:
Коэффициент отдачи всегда меньше единицы, так как при заряде часть емкости тратится на электролиз воды и нагрев аккуму-
Рис. 6. Конструкция кислотной аккумуляторной батареи: I. 6 — отрицательные пластины; 2 — изоляционные прокладки-сепараторы; 3. 4 — положительные пластины; 5 — башмачки; 7 — баретка; 8 — блок пластин; 9 — предохранительный щиток; 10 — отрицательный щиток; II — моноблок; 12 — опорные призмы |
лятора, а при разряде, хранении — на саморазряд. При нормальных режимах заряда н разряда
•»] = 0,5 ч — 0,9.
Конструкция кислотной аккумуляторной батареи изображена на рис. 6. Авиационная аккумуляторная батарея состоит из следующих основных элементов: корпуса, положительных и отрицательных пластин электродов, сепараторов, пробок.
Корпус — моноблок из эбонита, разделенный на отдельные ячейки по числу элементов в блоке. На дне каждой ячейки установлены выступы (призмы, башмаки) для исключения короткого замыкания между разноименными пластинами при выпадении активной массы.
Электроды (пластины) имеют основание — решетку, отлитую из сплава свинца и 6—12% сурьмы (для увеличения механической прочности). В ячейки решеток впрессовываются исходные вещества активных масс электродов (для положительных — свинцовый сурик РЬ304, Для отрицательных — свинцовый глет РЬО), которые после формовки и сушки преобразуются в РЬОг и РЬ.
Пластины одной полярности собираются в полублокн, которые вставляются один в другой так, чтобы разноименные пластины чередовались. Для изоляции отрицательных пластин ог положи-
Рис. 7. Пробки аккумуляторов: а — глухая; 6 — рабочая; в, г — вентиляционные |
Mj
тельных между пластинами проложены сепараторы из тонке < микропористого эбонита (толщина 0,5—1,5 мм).
В аккумуляторных батареях типа 12-Л, 12-СЛМ полож)и^зі0 ных пластин на одну меньше, чем отрицательных, в связи с меньшей механической прочностью.
Каждый собранный таким образом блок пластин помещается в ячейку корпуса и закрывается крышкой с тремя отверстиями: одно для заливки электролита, а два других для вывода штырей полублоков. Места сочленения крышки со стенками ячейки заливаются специальной мастикой.
Все элементы соединяются между собой последовательно межэлементными соединениями. От двух крайних элементов выведены клеммы для присоединения к внешней цепи.
Рабочие пробки самолетных батарей служат для отвода газов, выделяющихся из электролита, и предохранения выливания электролита при эволюциях самолета.
В батареях типа АСАМ применена вентиляционная пробка, клапаны которой в виде резинового кольца (рис. 7) отрегулированы на определенный перепад давления между полостью элемента и внешней средой. Это предохраняет испарение электролита из элемента (особенно на высоте).
Таблица 1
|
Глухие пробки устанавливаются при хранении батарей без электролита.
В батареях типа АСАМ весь электролит адсорбирован в порах активной массы и сепараторов, что увеличивает их высотность. Для обеспечения надежности контакта между сепараторами и пластинами применяются гладкие сепараторы и плотная посадка блоков в ячейки корпуса.
Сепараторы толщиной 0,5 мм имеют с одной стороны (обратной к положительной пластине) пять борозд глубиной 0,2 мл и шириной 1 мм. В каждом полублоке положительных пластин на одну больше, чем отрицательных. Это необходимо для увеличения общего количества электролита в порах активных масс.
В табл. 1 приведены основные характеристики авиационных
‘лотных аккумуляторов.