АВИАЦИОННЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ТОКА
Назначение и виды химических источников тока
Различают первичные и вторичные химические источники тока. Действие первичных (необратимых) источников тока основано на необратимых или труднообратимых электрохимических реакциях. Примером необратимых источников тока могут служить гальванические элементы. Они являются источниками одноразового действия и применяются главным образом на ракетах.
Во вторичных источниках тока, или аккумуляторах, в основу действия положены обратимые электрохимические реакции. Они способны не только отдавать, но и накапливать (аккумулировать) электрическую энергию, подводимую извне.
Аккумулятором называется устройство, способное многократно накапливать электрическую энергию постоянного тока, сохранять ее в течение определенного времени и отдавать потребителям.
Аккумуляторы являются химическими источниками тока, так как в них энергия протекающих химических процессов преобразуется в электрическую энергию.
На самолетах и на аэродромах используются кислотные и щелочные аккумуляторы. По назначению аккумуляторы делятся на бортовые и аэродромные (наземные).
Бортовые аккумуляторы предназначены для питания:
потребителей электроэнергии систем автономного запуска силовой установки;
потребителей электроэнергии при кратковременных токовых нагрузках генератора;
жизненно важных потребителей при отказе генераторов в полете или при повреждении электросети,
маломощных потребителей при проверках на работоспособность.
Аэродромные аккумуляторы используются для питания:
потребителей электроэнергии на аэродромах и стартовых площадках при проверках;
потребителей электроэнергии при запуске авиадвигателей.
Аккумуляторы выполняются в виде батареи, состоящих из определенного числа последовательно соединенных элементов. Наиболее распространены в авиации кислотные бортовые аккумуляторные батареи 12-А-ЗО, 12-САМ-28, 12-САМ-55, 12-АСАМ-23
и аэродромные аккумуляторные багарен 12-АО-50, 12-АСА-140М.
Первые цифры обозначения указывают на число элементов в батарее; буквы — область применения (например, САМ — стартерная авиационная моноблочная, АСАМ — авиационная стартерная модернизированная с адсорбированным электролитом, АО — аэродромного обслуживания, АСА — аэродромная стартерная авиационная); цифры, стоящие после букв, — номинальную емкость в ампер-часах.
Из щелочных батарей имеются 15-СЦС-45 (СЦС — серебряно- цинковая самолетная) и кадмиево-никелевые батареи 20-КНБ-25.