Эксплуатация воздушных судов
Эксплуатация воздушных судов гражданской авиации (ВС ГА) реализуется последовательной сменой состояний летной и технической эксплуатации ВС по этапам жизненного цикла с начала эксплуатации и до списания каждого экземпляра ВС.
Летная эксплуатация ВС включает использование ВС по назначению, т. е. непосредственно полет, который определяется летно-техническими характеристиками (ЛТХ) ВС, а именно: высота, скорость и продолжительность полета, взлетная и посадочная масса, масса коммерческой нагрузки и другие показатели, характеризующие летные качества ВС.
Техническая эксплуатация ВС включает: транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт ВС, которые определяются эксплуатационнотехническими характеристиками (ЭТХ) ВС, устанавливающими способность ВС обеспечивать заданные уровни надежности и готовности ВС к ремонту в реальных условиях эксплуатации с определенными затратами труда, времени и средств. ЭТХ ВС представляют собой совокупность показателей, таких как: надежность, эксплуатационная и ремонтная технологичность, интенсивность летной эксплуатации, режимы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) ВС в целом и другие показатели, характеризующие технические качества ВС.
Летные и эксплуатационно-технические характеристики ВС задаются для разработки ВС, обосновываются на этапах проектирования и изготовления ВС, подтверждаются при испытаниях и реализуются в эксплуатации, поэтому формирование ЛТХ и ЭТХ является основой для формирования систем летной и технической эксплуатации ВС на всех этапах его жизненного цикла от разработки и до списания.
Процедуры задания ЛТХ ВС, их обеспечения при проектировании и оценки при испытаниях и в эксплуатации достаточно отработаны и регламентированы руководящей, нормативной, методической и эксплуатационной документацией как отечественной, так и зарубежной разработки.
Задать и обеспечить ЭТХ ВС значительно сложнее, так как их фактическая реализация подтверждается только на этапах эксплуатации ВС в конкретных условиях производственной деятельности авиапредприятий ГА. Следует отметить, что до недавнего времени ЭТХ ВС рассматривались как побочный результат обеспечения летных качеств ВС и, как правило, при разработке ВС не задавались.
Затраты на техническую эксплуатацию каждого экземпляра современных типов ВС, включая доработки, выполнение ТОиР и стоимость запчастей и оборудования за весь срок эксплуатации ВС до списания в 2—3 раза превышают его начальную стоимость. Эффективность процессов технической эксплуатации, выражаемая через ЭТХ ВС, определяет и эффективность эксплуатации в целом как каждого экземпляра ВС, так и всего парка данного типа ВС. Поэтому теория и практика формирования ЭТХ ВС в конечном счете определяет эффективность эксплуатации каждого экземпляра ВС и типа ВС в целом.
Формирование ЭТХ ВС на этапах разработки типа ВС выполняется предприятиями промышленности, а на этапах эксплуатации — предприятиями ГА, при этом различие в методологической базе не позволяет выполнять комплексное формирование ЭТХ ВС во взаимосвязи технических, информационных и организационных составляющих процесса технической эксплуатации на всех этапах жизненного цикла ВС.
Исследования, выполненные в ГосНИИ ГА, ЛИИ им. М. М.Громова, МГТУ ГА, ЦАГИ, ГосНИИ «Аэронавигация», ОКБ-разработчиках ВС показали целесообразность программно-целевого формирования ЭТХ типа ВС в последовательности этапов его разработки, испытаний и эксплуатации с учетом действующих норм и положений отрасли ГА и организационных структур авиапредприятий.
Отсутствие методологии комплексного и адаптивного к условиям эксплуатации ВС формирования ЭТХ ВС по этапам жизненного цикла приводит к неоправданному увеличению сроков формирования эффективных ЭТХ ВС на этапах освоения эксплуатации типа ВС и их корректировке на протяжении всего срока эксплуатации типа ВС до списания, при этом внесение изменений в конструкцию и эксплуатационную документацию находящихся в эксплуатации экземпляров ВС с целью их адаптации к реальным условиям эксплуатации и производственной деятельности авиапредприятий вызывает большие организационнотехнические затруднения и значительные дополнительные материальные затраты на обеспечение технической эксплуатации.
В течение последних лет в ГА России с участием автора проведен ряд исследований по разработке систем технической эксплуатации типов ВС: Ту-204, Ту-334, Бе-200, Як-42 и других — на основе их программы ТОиР с последующей адаптацией полученных результатов к реальным условиям эксплуатации конкретных экземпляров ВС и производственной деятельности авиапредприятий. Внедрение программ ТОиР для указанных типов ВС обеспечило сокращение удельных затрат труда, времени и средств в системе их технической эксплуатации в 1,5-2 раза по сравнению с удельными затратами по аналогичным типам ВС, находящимся в эксплуатации, что подтверждает эффективность методологии комплексного и адаптивного формирования ЭТХ ВС на этапах разработки, испытаний и эксплуатации ВС на основе программ ТОиР.
В процессе формирования эффективных ЭТХ для различных типов ВС и реализации полученных результатов в практике их технической эксплуатации в предприятиях ГА определилась необходимость решения следующего комплекса взаимосвязанных задач по:
формированию основных положений программы ТОиР типа ВС;
нормированию и оценке ЭТХ ВС на этапах его жизненного цикла;
формированию характеристик форм и видов ТОиР и режимов ТОиР изделий авиационной техники в зависимости от условий эксплуатации ВС;
выбору методов и схем информационного обеспечения процессов эксплуатации ВС как ограничений и условий функционирования системы технической эксплуатации (СТЭ) типа ВС в целом.
Решению указанных задач формирования ЭТХ ВС по результатам теоретических исследований и практического опыта разработки испытаний и эксплуатации различных типов ВС ГА и посвящается данная книга.
Содержание книги базируется на результатах исследований и публикациях автора и изложено с единых методологических позиций по всем указанным направлениям, включая теорию, практику и примеры реализации рассмотренных проблем формирования ЭТХ ВС ГА. Приведенные в книге выдержки из нормативных документов отрасли ГА России, разработанных под руководством и при участии автора, обеспечивают непосредственное начальное применение положений этих документов без обращения к цитируемым источникам. Для иллюстрации некоторых теоретических положений отдельных разделов в данной книге приведены статистические материалы и другие данные из НИР и прикладных работ, не являющихся предметом авторского права.