Эксплуатация воздушных судов

Эксплуатация воздушных судов гражданской авиации (ВС ГА) реализуется последовательной сменой состояний летной и технической эксплуатации ВС по этапам жизненного цикла с начала эксплуатации и до списания каждого экземп­ляра ВС.

Летная эксплуатация ВС включает использование ВС по назначению, т. е. непосредственно полет, который определяется летно-техническими характери­стиками (ЛТХ) ВС, а именно: высота, скорость и продолжительность полета, взлетная и посадочная масса, масса коммерческой нагрузки и другие показатели, характеризующие летные качества ВС.

Техническая эксплуатация ВС включает: транспортирование, хранение, тех­ническое обслуживание и ремонт ВС, которые определяются эксплуатационно­техническими характеристиками (ЭТХ) ВС, устанавливающими способность ВС обеспечивать заданные уровни надежности и готовности ВС к ремонту в реаль­ных условиях эксплуатации с определенными затратами труда, времени и средств. ЭТХ ВС представляют собой совокупность показателей, таких как: на­дежность, эксплуатационная и ремонтная технологичность, интенсивность лет­ной эксплуатации, режимы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) ВС в целом и другие показатели, характеризующие технические качества ВС.

Летные и эксплуатационно-технические характеристики ВС задаются для разработки ВС, обосновываются на этапах проектирования и изготовления ВС, подтверждаются при испытаниях и реализуются в эксплуатации, поэтому фор­мирование ЛТХ и ЭТХ является основой для формирования систем летной и технической эксплуатации ВС на всех этапах его жизненного цикла от разработ­ки и до списания.

Процедуры задания ЛТХ ВС, их обеспечения при проектировании и оценки при испытаниях и в эксплуатации достаточно отработаны и регламентированы руководящей, нормативной, методической и эксплуатационной документацией как отечественной, так и зарубежной разработки.

Задать и обеспечить ЭТХ ВС значительно сложнее, так как их фактическая реализация подтверждается только на этапах эксплуатации ВС в конкретных условиях производственной деятельности авиапредприятий ГА. Следует отме­тить, что до недавнего времени ЭТХ ВС рассматривались как побочный резуль­тат обеспечения летных качеств ВС и, как правило, при разработке ВС не зада­вались.

Затраты на техническую эксплуатацию каждого экземпляра современных типов ВС, включая доработки, выполнение ТОиР и стоимость запчастей и обо­рудования за весь срок эксплуатации ВС до списания в 2—3 раза превышают его начальную стоимость. Эффективность процессов технической эксплуатации, выражаемая через ЭТХ ВС, определяет и эффективность эксплуатации в целом как каждого экземпляра ВС, так и всего парка данного типа ВС. Поэтому теория и практика формирования ЭТХ ВС в конечном счете определяет эффективность эксплуатации каждого экземпляра ВС и типа ВС в целом.

Формирование ЭТХ ВС на этапах разработки типа ВС выполняется предпри­ятиями промышленности, а на этапах эксплуатации — предприятиями ГА, при этом различие в методологической базе не позволяет выполнять комплексное формирование ЭТХ ВС во взаимосвязи технических, информационных и орга­низационных составляющих процесса технической эксплуатации на всех этапах жизненного цикла ВС.

Исследования, выполненные в ГосНИИ ГА, ЛИИ им. М. М.Громова, МГТУ ГА, ЦАГИ, ГосНИИ «Аэронавигация», ОКБ-разработчиках ВС показали целесо­образность программно-целевого формирования ЭТХ типа ВС в последователь­ности этапов его разработки, испытаний и эксплуатации с учетом действующих норм и положений отрасли ГА и организационных структур авиапредприятий.

Отсутствие методологии комплексного и адаптивного к условиям эксплуата­ции ВС формирования ЭТХ ВС по этапам жизненного цикла приводит к неоп­равданному увеличению сроков формирования эффективных ЭТХ ВС на этапах освоения эксплуатации типа ВС и их корректировке на протяжении всего срока эксплуатации типа ВС до списания, при этом внесение изменений в конструк­цию и эксплуатационную документацию находящихся в эксплуатации экземп­ляров ВС с целью их адаптации к реальным условиям эксплуатации и производ­ственной деятельности авиапредприятий вызывает большие организационно­технические затруднения и значительные дополнительные материальные затра­ты на обеспечение технической эксплуатации.

В течение последних лет в ГА России с участием автора проведен ряд иссле­дований по разработке систем технической эксплуатации типов ВС: Ту-204, Ту-334, Бе-200, Як-42 и других — на основе их программы ТОиР с последующей адаптацией полученных результатов к реальным условиям эксплуатации кон­кретных экземпляров ВС и производственной деятельности авиапредприятий. Внедрение программ ТОиР для указанных типов ВС обеспечило сокращение удельных затрат труда, времени и средств в системе их технической эксплуата­ции в 1,5-2 раза по сравнению с удельными затратами по аналогичным типам ВС, находящимся в эксплуатации, что подтверждает эффективность методоло­гии комплексного и адаптивного формирования ЭТХ ВС на этапах разработки, испытаний и эксплуатации ВС на основе программ ТОиР.

В процессе формирования эффективных ЭТХ для различных типов ВС и реализации полученных результатов в практике их технической эксплуатации в предприятиях ГА определилась необходимость решения следующего комплекса взаимосвязанных задач по:

формированию основных положений программы ТОиР типа ВС;

нормированию и оценке ЭТХ ВС на этапах его жизненного цикла;

формированию характеристик форм и видов ТОиР и режимов ТОиР изделий авиационной техники в зависимости от условий эксплуатации ВС;

выбору методов и схем информационного обеспечения процессов эксплуа­тации ВС как ограничений и условий функционирования системы технической эксплуатации (СТЭ) типа ВС в целом.

Решению указанных задач формирования ЭТХ ВС по результатам теорети­ческих исследований и практического опыта разработки испытаний и эксплуа­тации различных типов ВС ГА и посвящается данная книга.

Содержание книги базируется на результатах исследований и публикациях автора и изложено с единых методологических позиций по всем указанным на­правлениям, включая теорию, практику и примеры реализации рассмотренных проблем формирования ЭТХ ВС ГА. Приведенные в книге выдержки из норма­тивных документов отрасли ГА России, разработанных под руководством и при участии автора, обеспечивают непосредственное начальное применение поло­жений этих документов без обращения к цитируемым источникам. Для иллюст­рации некоторых теоретических положений отдельных разделов в данной книге приведены статистические материалы и другие данные из НИР и прикладных работ, не являющихся предметом авторского права.