Типы RNP

Типы RNP подразделяются на маршрутные, аэроузловые и аэродромные. ИКАО определила в качестве основных (стандартных) типы RNP, которые пред­ставлены в табл. 1.2, приведенной в [1].

Тип RNP1 предусматривается для обеспечения наиболее эффективных поле­тов по маршрутам ОВД и в аэроузловой зоне при использовании наиболее точной информации о месте ВС, а также для применения методов зональной навигации, по­зволяющих получить наибольшую гибкость при организации и изменении маршру­тов осуществлении в режиме реального времени необходимых корректировок в со-

ответствии с потребностями структуры воздушного пространства. Этот тип RNP пре­дусматривает наиболее эффективное обеспечение полетов, использование Правил полетов и организации воздушного пространства при переходе от полета в районе аэродрома к полету по маршруту ОВД и в обратном порядке, т. е. при выполнении SID и STAR.

Таблица 1.2

Маршрутные типы RNP

Величина удерживания

Тип RNP

1

4

10

12.6

20

в морских милях

±1

±4

±10

±12.6

±20

в километрах

±1.85

±7.4

±18.5

±23.3

±37.0

Тип RNP4 предназначается для маршрутов ОВД, основанных на ограниченном расстоянии между навигационными средствами. Этот тип RNP обычно используется в воздушном пространстве, расположенном над континентом. Устанавливая им точ­ность аэронавигации соответствует требуемой точности на обычных маршрутах, за­даваемых VOR, которая использовалась и до введения концепции RNP.

Тип PNP10 предусматривается для сокращения минимумов бокового и про­дольного эшелонирования. Он повышает эксплуатационную эффективность в океа­ническом воздушном пространстве и районах, где возможности использования на­земных навигационных средств ограничены.

Тип RNP12.6 обеспечивает ограниченную оптимизацию маршрутов в районах с пониженным уровнем обеспечения навигационными средствами. Численное значе­ние величины удерживания соответствует удвоенной средней квадратической по­грешности определения места ВС, являющейся одним из параметров MNPS в Се­верной Атлантике.

Тип RNP20 характеризует минимальные возможности по точности определения МВС, которые считаются приемлемыми для обеспечения полетов по маршрутам ОВД любым ВС в любом контролируемом воздушном пространстве в любое время. Он как бы соответствует такой плохой точности, что еще меньшую требуемую точ­ность нет смысла устанавливать.

Широко используются и нестандартные типы, то есть не перечисленные в [1].

В районах выполнения полетов воздушными судами, точность навигации кото­рых превышает требования RNP4 и в которых для контроля воздушного движения

используются средства независимого радиолокационного наблюдения, может ис­пользоваться ширина коридора ±5 км (±2.7 м. миль), т. е. значение типа RNP 2.7. Следует отметить, что в СССР данное значение ширины коридора ± 5 км в Москов­ской воздушной зоне и некоторых других аэродромных зонах было установлено еще до введения концепции RNP. В США для полетов по трассам также применяется не­стандартный тип RNP 2.

Типы RNP, применяемые для захода на посадку, будут рассмотрены в п. 1.9.

Тип RNP1 должен вводится поэтапно в связи с тем, что некоторым эксплуатан­там придется вложить средства в новое оборудование. Такое положение явилось основой для введения P-RNAv в Европе как промежуточного шага на пути к RNP 1.

Зональная навигация вводится в том или ином регионе одновременно с уста­новлением определенного типа RNP. Если этот тип является нестандартным либо

функциональные требования к RNAV чем-то отличаются от приведенных в [1], то та­кая зональная навигация может получить собственное название, например, B-RNAV, B-RNAV+, B-RNAV++, P-RNAV и т. п.

RNP определяют характеристики навигации в определенном воздушном про­странстве и влияют как на организацию самого воздушного пространства, так и на воздушное судно.

Типы RNP, методы и оборудование RNAV в разных регионах мира внедряются единообразно и согласовано. Для этого в региональных отделениях ИКАО и госу­дарствах созданы соответствующие группы экспертов и уполномоченных специали­стов. Эксплуатанты взаимодействуют с ними по вопросам оборудования ВС, подго­товки экипажей и освоения эксплуатационных процедур RNAV.

Типы RNP для определенных районов, объемов воздушного пространства в оп­ределенном диапазоне высот, для маршрутов или процедур в районе аэродрома ус­танавливаются либо соответствующим государством, либо региональным аэронави­гационным соглашением. Конкретный тип RNP вводится в зависимости от ряда фак­торов: инфраструктуры средств связи, наличия наземных радиомаяков и радиолока­ционного наблюдения, насыщенности воздушного пространства, характера местно­сти, расположения препятствий, особых зон и др.

RNP могут применяться с момента взлета и до посадки. При этом на различных этапах попета могут применяться различные типы RNP. Как правило, для захода на посадку и ухода на второй круг применяются «строгие» RNP, для вылета и прибытия — более «мягкие», а на маршруте — совсем «мягкие» RNP с минимальным набором функциональных требований.

В АИП государств описываются характеристики и требования к воздушному пространству при применении RNP на маршрутах или в определенных районах и публикуются фиксированные, резервные маршруты и районы применения RNP.

Фиксированный маршрут RNP — постоянный опубпикованный маршрут RNP с возможными ограничениями по времени использования и высотам пролета. Мар­шрут начинается и заканчивается пунктами донесения. Вдоль маршрута устанавли­ваются точки пути.

Резервный маршрут RNP — опубликованный маршрут ограниченного по вре­мени применения (часы, дни, сезоны).

Район RNP — некоторый район, объем воздушного пространства или любое воздушное пространство установленных размеров, где применяется RNP. В таких районах может планироваться и выполняться полет по произвольным линиям пути в течение установленных периодов времени и/или в пределах указанных диапазонов эшелонов полета.

Для увеличения пропускной способности воздушного пространства органы ОВД могут давать указание о выполнении полета со смещением относительно фиксиро­ванного маршрута и таким образом использовать RNAV как инструмент ОВД. В свою очередь летный экипаж должен уведомлять орган ОВД об аварийной ситуации (от­каз оборудования, неблагоприятные метеоусловия), которая влияет на возможность обеспечения точности навигации, а также сообщить о своих намерениях, согласо­вать план действий и получить измененное диспетчерское разрешение.