ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

К летно-техническим характеристикам самолета от­носятся летные, геометрические, весовые и центровоч­ные данные, прочностные характеристики, а также тя­говые характеристики двигателя и некоторые другие данные. „

Летные данные

К летным данным самолета относятся данные о мак­симальной скорости, скороподъемности, потолке, взлет­но-посадочных характеристиках, маневренности, техни­ческой дальности и продолжительности полета.

Максимальные горизонтальные скорости полета
(стандартные)

а) При работе двигателя на максимальном режиме (п = 100%):

у земли — 605 км/ч;

на высоте 5000 м — 625 км/ч;

на высоте 8000 м — 612 км/ч.

б) При работе двигателя на номинальном режиме (« = 97%): •

у земли — 568 км/ч;

на высоте 5000 м — 595 км/ч;

на высоте 8000 м — 585 км/ч.

Максимальной скоростью горизонтального полета называется установившаяся скорость, которую может развивать самолет при наибольшей тяге силовой уста­новки.

В горизонтальном полете тяга двигателя равна ло­бовому сопротивлению. В связи с тем что тяга двигате­ля и лобовое сопротивление самолета зависят от высо­ты полета, изменяется по высоте и максимальная скорость. С увеличением высоты полета плотность воз­духа падает, что приводит к уменьшению как тяги дви­гателя, так и лобового сопротивления. Вместе с тем одновременное падение температуры воздуха оказывает противоположное влияние на тягу двигателя, замедляя ее падение, в результате тяга двигателя уменьшается медленнее, чем лобовое сопротивление. В связи с этим с ростом высоты полета максимальная скорость полета должна увеличиваться. У самолета Л-29 максимальные скорости растут только до определенной высоты. Выз­вано это тем, что с увеличением высоты полета проис­ходит рост числа М полета и на величину лобового со­противления начинает оказывать влияние сжимаемость воздуха. В результате этого отношение тяги двигателя к лобовому сопротивлению замедляет свой рост, а за­тем, по мере увеличения высоты, начинает уменьшаться, вместе с ним уменьшается и максимальная скорость горизонтального полета. Таким образом, максимальные горизонтальные скорости самолета Л-29 с подъемом на высоту сначала растут (примерно до высоты 5000 м), а затем уменьшаются.

Скороподъемность

Максимальные вертикальные скорости (стандарт­ные) :

а) у земли (п=100%)— 13,2 м/с;

б) при п — 97%:

на // = 5000 м — 6,2 м/с; на # = 8000 м — 3,3 м/с; на Я = 10 000 м — 1,4 м/с.

Время набора высоты на режиме максимальной ско­роподъемности:

а) высоты 3300 м при работе двигателя на макси­мальном режиме — 5 мин;

б) при работе двигателя на номинальном режиме с высоты 3300 м:

высоты 5000 м — 9,2 мин;

высоты 8000 м — 20 мин;

высоты 10 000 м — 35,2 мин.

Вертикальная скорость самолета определяется избыт­ком тяги, полетной массой и скоростью набора. Само­лет Л-29 имеет максимальную вертикальную скорость у земли. По мере набора высоты вертикальная скорость уменьшается вследствие уменьшения тяги двигателя. При наборе высоты с максимальной вертикальной ско­ростью время подъема на заданную высоту будет ми­нимальным.

Практический потолок

Для самолета Л-29 в стандартных условиях практи­ческий потолок равен 10 900 м.

Под практическим потолком понимается высота, на которой самолет располагает минимальной избыточной тягой, необходимой для практического выполнения уста­новившегося полета. Таким потолком условно считают высоту, на которой вертикальная скорость равна 0,5 м/с.

Взлетно-посадочные характеристики

Длина разбега самолета Л-29 на бетоне при взлете на максимальном режиме работы двигателя при ско­рости отрыва по прибору 160… 165 км/ч составляет

600.. .650 м.

Длина пробега на бетоне с использованием тормо­зов колес при приземлении на скорости по прибору

155.. .160 км/ч составляет 530…600 м.

Взлет самолета выполняется с выпущенными за­крылками во взлетное положение (15°) при работе дви­гателя на максимальном режиме. Вследствие сильного влияния температуры и давления наружного воздуха на тяговые характеристики двигателя длина разбега при отклонениях параметров от стандартных значений (/=15°С и Ро=760 мм рт. ст.) существенно изменяется. Так, при / = 30 °С и Р = 730 мм рт. ст. длина разбега уве­личивается примерно на 50% и при взлете с массой 3280 кг достигает 950 м. Указанное обстоятельство не­обходимо учитывать при эксплуатации самолетов на вы­сокогорных аэродромах и в условиях жаркого климата. Кроме того, длина разбега зависит и от вида ВПП (бе­тонированная или грунтовая). Длина разбега на грун­товой ВПП больше, чем на бетонированной, примерно на 35% (при а грунта = 8…9 кгс/см2).

Посадка самолета осуществляется с выпущенными закрылками в посадочное положение (30°). С целью получения минимальной длины пробега после опуска­ния переднего колеса при пробеге применяется тормо­жение колес. Длина пробега зависит от метеоусловий,, состояния взлетно-посадочной полосы и эффективности, использования тормозов.

Дальность и продолжительность полета

Максимальная практическая дальность и продолжи­тельность полета самолета Л-29 на высоте 5000 м с остатком топлива 5% полного запаса (при плотности 0,775 г/см3) составляет:

без подвесных баков — 710 км и 1 ч 44 мин;

с подвесными баками (2ХІ50 л)—920 км и 2 ч 15 мин.

Дальность и продолжительность полета самолета зависят от скорости, высоты полета и запаса топлива. С увеличением высоты полета дальность и продолжи­тельность полета увеличиваются в связи с уменьше­нием километрового и часового расхода топлива вслед­ствие уменьшения лобового сопротивления самолета. Скорость полета же в прямой зависимости влияет на дальность и продолжительность полета. С увеличением скорости полета дальность и продолжительность поле­та сначала увеличиваются до определенных значений, а затем уменьшаются. Скорости полета, на которых достигается максимальная дальность и продолжитель­ность полета, называются наивыгоднейшими. Макси­мальная продолжительность полета самолета Л-29 достигается при скорости 230 км/ч при полете без под­весных баков и 240 км/ч с подвесными баками.

Максимальная дальность достигается при полете со скоростью 305…360 км/ч в зависимости от высоты по­лета.

Расчет дальности и продолжительности полета са­молета Л-29 производится на каждый полет самолета согласно Руководству по летной эксплуатации самоле­та Л-29.

Геометрические данные самолета

Размах…………………………………………………………………… 10,3 м

Общая длина…………………………………………………………. 10,8 м

Общая высота при стоянке……………………………………… 3,1 м

Площадь крыла……………………………………………………… 19,8 мг

Удлинение крыла……………………………………………………….

Подпись: 5,36 0,518 5° 1°24' 0° + 3° 2,040 м 1,5° 1,502 м2 ±15° 2,77 м2 15° 30° 0,532 м2 54° 2,19 м2 -1°55'±20' —3°55'±15' —0°15'±5' 1,12 м2 —32° + 20° + 18° —11°±1° + 20° ±2° 9° 2,934 м2 1,353 м2 0,681 м2 37,5° ±25°± Г 1°40' 3,435 м 3,897 м Сужение крыла

Угол стреловидности на 25% хорды крыла:

центроплана…………………………………………………..

консоли……………………………………………………

Угол поперечного V центроплана.

Угол поперечного V консоли………………………………….

Средняя аэродинамическая хорда (САХ)

Угол установки крыла относительно продольной

оси самолета…………………………………………………………..

Общая площадь элеронов……………………………………….

Максимальное отклонение элеронов.

Общая площадь закрылков……………………………………..

Отклонение закрылков при взлете. Отклонение закрылков при посадке.

Общая площадь тормозных щитков. Максимальное отклонение тормозных щитков Площадь стабилизатора

Отклонение стабилизатора:

при отклонении закрылков на 15° .

при отклонении закрылков на 30°

при убранных закрылках………………………………..

Площадь руля высоты…………………………………………….

Отклонение руля высоты:

вверх. .

вниз:

для самолетов до 8-й серии. для самолетов с 8-й серии .

Отклонение триммера руля высоты:

вверх…………………………………………………………….

вниз………………………………………………………………

Угол стреловидности на 25% хорды профиля горизонтального оперения

Общая площадь вертикального оперения .

Площадь киля………………………………………………………..

Площадь руля направления…………………………………….

Угол стреловйдности на 25% хорды профиля вертикального оперения

Отклонение руля направления (в горизонтальной плоскости)

Стояночный угол самолета……………………………………..

Ширина колеи шасси……………………………………………….

Продольная база шасси…………………………………………..

Подпись: Примечание. В числителе приведены данные, полученные при минимальном (15%) остатке топлива, в знаменателе— при полной заправке топлива (1000 л) я основных топливных баках,

Я

хг

 

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

о

Я

н

 

Подпись: Весовые и центровочные данные самолета

 

Эксплуатационные ограничения самолета

Параметры

Без внеш­них под­весок

С внеш­ними под­весками

Максимальная эксплуатационная перегрузка: положительная

8

7

отрицательная

4

3,5

Предельно допустимое число М по прибору для высот более 1500 м

0,7

0,65

Максимально допустимая скорость (прибор­ная), км/ч:

на высотах ниже 1500 м

790

790

е закрылками, выпущенными во взлетное по­ложение

290

290

с закрылками, выпущенными в посадочное по­ложение

280

280

с выпущенными шасси

290

290

Максимально допустимая боковая составляю­щая скорости ветра, при которой разрешается производить взлет и посадку, м/с

12

12

Перегрузка (коэффициент перегрузки) —безразмер­ная величина, показывающая, во сколько раз сумма всех сил (за исключением силы тяжести), действующих на самолет в криволинейном полете, больше или мень­ше его массы в равномерном горизонтальном полете.

Перегрузка обычно оценивается коэффициентом пе­регрузки.

Максимально допустимые перегрузки, действующие на самолет в процессе его летной эксплуатации, назы­ваются эксплуатационными перегрузками.

Нагрузка (перегрузка), при которой начинается раз­рушение каких-либо элементов конструкции самолета, называется расчетной или разрушающей.

Эксплуатационная и разрушающая перегрузки свя­заны — между собой коэффициентом безопасности (запа­сом прочности).

Коэффициентом безопасности называется число, по­казывающее, во сколько раз разрушающая нагрузка (перегрузка) больше нормированной эксплуатационной нагрузки (перегрузки).

Ресурс самолета

Для самолета Л-29 установлены следующие ресурсы:

Таблица 3

Серии самолетов

Назначенный

ресурс

Ресурс до первого капитального ремонта

Межремонтн ый ресурс

Для 3,.,8-й серий

4500 ч налета

1000+100 ч

1000+100 ч

самолетов

налета

налета

Для самолетов с

5000 ч налета

1200+100 ч

1200+100 ч

9-й серии

налета

налета

Двигатель

2500 ч нара-

500 ч

500 ч

М701 с-500

ботки

наработки

наработки

Под назначенным ресурсом понимается наработка самолета с начала эксплуатации, по достижении ко­торой эксплуатация должна быть прекращена незави­симо от технического состояния.

Под межремонтным ресурсом понимается наработ­ка самолета между двумя последовательными ремонта­ми. После отработки межремонтного ресурса самолет подлежит ремонту независимо от технического со­стояния.

Аппаратура, агрегаты и механизмы самолета эксп­луатируются в пределах установленных для них ресур­сов (сроков службы). Аппаратура, агрегаты и механиз­мы, ресурс которым не определен, эксплуатируются в пределах ресурса самолета.

Аппаратура, агрегаты и механизмы, установленные ресурсы которых отличаются от ресурсов самолета, под­лежат замене в межремонтный период после выработки установленных для них ресурсов.

Для самолета Л-29 такими агрегатами, механизма­ми и аппаратурой являются:

п

Ресурс, установленный агрегатам

Наименование

агрегатов

назначенный

до первого кап. ре­монта

межремонт­

ный

1

2

/ з

4

5

Планер и его системы

1. Стойки шасси

7000 пос.

3500 пос.

3500 пос.

(по 9-ю серию) 2. Стойки шасси

9500 пос.

3500 пос.

3500 пос.

(10-й и 11-й серий)

3. Стойки шасси

10 500 пос.

3500 пос.

3500 пос.

(12-й серии)

4. Стойки шасси (с 13-й серии): основные

12 000 пос.

3500 пос.

3500 пос.

СТОЙКИ

передняя стой-

12 000 пос.

_

3500 пос.

3500 пос.

ка (за исклю­чением рога АЛ229.503- 10Р9)

рог АЛ229.503-

1050 пос.

3500 пос.

3500 пос.

10Р9 передней стойки

5. Колеса основ-

2000 пос.

1300 пос.

1300 пос.

ных стоек шас­си К600.1 (до № 154 52-й серии включи­тельно)

6. Колеса основ-

4000 пос.

2000 пос.

2000 пос.

ных стоек шас­си К600.42 (с № 155 52-й серии)

7. Колесо перед-

6000 пос.

2000 пос.

2000 пос.

ней стойки

Авиационное

вооружение

2

3

4

5

8. Блоки реактив­ной системы

9. Пиропатроны ПК-4-1

(ПК-21М-1)

Заводской

срок

гарантии по настрелу

10 лет, из них: в гермоуку­порке 10 лет; вне гермо­укупорки в узлах пироме­ханизма 2 года;

10. Пиропатроны ПП-3

Неметалличе­ские изделия

20 лет, из них: в гермо­укупорке 20 лет; вне гермо­укупорки 5 лет; в узлах пи­ромеханиз­ма 2 года

11. Шланги гид­равлической, топливной и воздушной си­стем и герме­тизация фона­ря

По тех — состоянию

7—8 лет

12. Рукава систе­мы питания приборов

анероидно-

мембранных

По тех- состоянию

12 лет

.13. Остекление фонаря

По тех — состоянию

Для поддержания заданного уровня надежности са­молета в межремонтный период на нем выполняются регламентные работы. Минимальная наработка (ка­лендарная продолжительность эксплуатации) самолета между регламентными работами и их объем устанав­ливаются Единым регламентом технической эксплуата­ции самолета. Для самолета Л-29 минимальная кален­дарная продолжительность между регламентными ра­ботами установлена 12 месяцев.

В межрегламентный период на самолете выполняют­ся подготовки к полетам и другие работы, объем кото­рых устанавливается регламентом.