УРАВНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА В БЕЗРАЗМЕРНОМ ВИДЕ
В том случае, когда необходимо рассматривать управляемое движение самолета при полете с относительно малыми углами атаки, которое может сопровождаться развитием больших угловых скоростей, в уравнениях движения необходимо сохранить нелинейные члены, содержащие произведения угловых скоростей. При рассмотрении уравнений движения, записанных относительно главных осей инерции, необходимо учитывать, что угол атаки (а), в функции которого определяются аэродинамические характеристики самолета, обычно отсчитывается от оси строительной горизонтали самолета. В связи с этим при определении величины Vy но формуле (1.5) необходимо в качестве угла атаки рассматривать величину
% = a — J — фг, (2.1)
где фг — угол между строительной горизонталью самолета, от которой отсчитывается аэродинамический угол атаки, и главной осью инерции ОХ (фг > 0, когда для совмещения положительной полуоси ОХ со строительной горизонталью ее необходимо повернуть по часовой стрелке относительно оси 0Z).
Подставляя соотношения (1.5) в уравнения движения (1.3) И (1.11) с учетом выражений (1.13) и производя необходимые преобразования, для общего случая горизонтального полета с переменной скоростью V и малых величин аир, получим следующую систему дифференциальных уравнений:
— a — j — со2 — рсо*—— (фг а) = Y0 + Yaа Кфф———————— — cos ft cos у;
(Ьг + AtojOy = Мг0 + Мг а + Мг°Ч + Aff а + Л??<р; (2.2)
Р а>у -] у — р (£>х (фг + а) = Z? р — j — Z6la8H — ф- -у — cos О sin у;
~~ Ba>xi! dz = Мур — f — Муу(ду — f — Мух(дх -[- Му11бн -{- Муэ8э;
(Ьх 4- Со)у(о2 = Мхр 4~ Мххсох 4~ МхуЫу 4~ Мхнбн 4~ Мхэ83; (2.3) У = — (Сха—СрУ^ — ё Sin 0-
В системе уравнений (2.2) и (2.3) точкой обозначено дифференцирование по времени, а аэродинамические силы и моменты представлены основными линейными членами разложения в ряд по параметрам движения самолета. При этом приняты следующие обозначения:
|
|
||
|
|||
|
|||
(2.4)
rnxqSl ~ ІХ ’ |
1! 1^ |
mx£qSi2 1х 2V |
И т. д.; |
|
м1п |
mfysi ~ 1у ’ |
мУ = |
tn^zqSl " |
и т. д.; |
_ V |
71х : В- |
lz—- |
; C = |
^2 — ^ |
X |
Для получения большей общности результатов, особенно при аналитических оценках, в ряде случаев уравнения движения самолета целесообразно преобразовать к безразмерному виду. Для приведения уравнений к безразмерному виду введем следующие переменные:
масштаб времени тт;
безразмерные угловые скорости со*, сор, (о2; безразмерные моменты инерции самолета iX9 iyj iz
(2.5)
Отметим, что параметры тт, pt и коэффициент / 2V, используемый
при вычислении (0(*, Z), совпадают с аналогичными параметрами,
используемыми при приведении уравнений бокового движения к безразмерному виду. При преобразовании уравнений продольного движения к безразмерному виду значения р и со2 обычно вычисляются с использованием величины средней аэродинамической хорды (ЬА) в качестве характерного размера, что следует иметь в виду при анализе полной системы уравнений движения. По этой же причине необходимо производные аэродинамических коэффи-
СС й 1
циентов т2б, tnzб и т. д. определять с помощью следующих формул:
Используя соотношения (2.5), преобразуем уравнения (2.2) к безразмерному виду для полета самолета на постоянной высоте (р = const). Изменение скорости полета при горизонтальном полете, когда sin 0 ~ 0, описывается уравнением (2.3), в котором величину (сха — сР) для упрощения анализа примем постоянной. Введем безразмерное время т с помощью следующего дифференциального соотношения:
где величина тт является переменной вследствие изменения скорости полета V. При проведении преобразований необходимо учитывать следующее правило дифференцирования:
(2.8)
ГДЄ COj — C)(x, y,z)‘
В результате простых преобразований с учетом соотношений (2.7) и (2.8) получим уравнения движения самолета в безразмерном виде:
«’ — = [ ~~Г+ 2 "] + Ф +
2gx? L
-j-— cos # cosy;
^ — f AiunxWy = m?6a + + °* 2 °p jex, + /га«б~- + m\
(2.9)
+ + габн8 + тбэб —
1 Г/* X * у н * і/ э*
«і + Сцс^о* = + (т“| + со* +
где X =
В дальнейшем нижний индекс (*) у производных га**, ту% и т. д. будет опускаться для сокращения записи. В системе уравнений (2.9) приняты следующие обозначения:
Удобство безразмерной формы уравнений состоит, в частности, в том, что, не решая уравнений, можно сделать некоторые общие выводы о свойствах их решений. В частности, единственным параметром в системе уравнений (2.9) после отбрасывания грави-
27
тационных членов, зависящим от режима полета, является величина (її. Величина р определяется высотой и не зависит от скорости полета. Отсюда следует вывод о том, что качественная картина движения самолета при действии возмущений и при управлении зависит только от высоты полета и не зависит от скорости. Основное влияние скорости полета выражается в изменении масштаба времени. Например, при аГвП = const, от скорости полета зависят частота колебаний и время затухания, но не зависят устойчивость движения, величина декремента затухания, количество и вид особых точек системы уравнений движения и т. д. (все это справедливо с единственной оговоркой о том, что в окрестности рассматриваемых режимов полета аэродинамические коэффициенты мало зависят от скорости и числа М полета). Уравнения (2.9) после отбрасывания гравитационных членов являются нелинейными уравнениями с постоянными коэффициентами даже для случая движения самолета с переменной скоростью (если сха — сР = = const). При этом переменность скорости проявляется в изменении демпфирования благодаря наличию коэффициента (сха — сР) и в изменении масштаба времени. При переходе к размерному времени необходимо пользоваться следующей зависимостью t от т:
<2">
О о
Для получения зависимости между t и т в явном виде преобразуем уравнение (2.3) к новой переменной т:
= (2.12)
Проинтегрировав уравнение (2.12) при сх — сР = const, получим
V = У0ехр (— т. (2.13)
И, наконец, подставляя (2.13) в (2.11) и производя интегрирование, получаем формулу для зависимости t от т:
Легко проверить, что при (сха — сР) -> 0 это выражение в пределе переходит в тождество t = ттт0. Из системы уравнений (2.9) непосредственно видно, что разгон самолета (полет при сР > сх) увеличивает демпфирование, т. е. действует стабилизирующе, а торможение (сР < сха) — дестабилизирующе, т. е. при полете
с уменьшающейся скоростью эффективное демпфирование уменьшается.
Ввиду того, что в дальнейшем будут анализироваться уравнения движения в безразмерном виде при постоянной скорости полета, когда сха = сР, перепишем их еще раз, учитывая сделанные ранее замечания и опустив гравитационные члены:
а’ — [ш2 + ироц. =——- j — а — Асу
^а’
СОг — f — АШ>х(Х>у — /Яг(-СС -|- /ЙгбСОг -( — tt’ -j — ІПгСіЧ
г
_ ср
Р’ — И®^ — И®.< (а + ф) = -f — Р + Асг; (2.14)
o)j, — В(і(охшг = /га^р -(- т’уиЫу + ту<ох
(0Х + сШу(0г = т9х Р + тхх(йх + тхуа>у + А тх.