АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ (системный подход)
АВИАЦИЯ:
1. Средство передвижения в воздухе на аппаратах тяжелее воздуха.
2. Организация, использующая летательные аппараты тяжелее воздуха, к которым относятся: самолёты и планеры, геликоптеры и автожиры (винтокрылые), орнитоптеры и ортоптеры (птицекрылые), а также воздушные змеи.
3. Как организация, которая включает в себя: материальную часть, личный состав, наземное оборудование баз и аэродромов, специальные службы, органы управления, школы подготовки персонала, научно-исследовательские учреждения.
АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ — обслуживает нужды народного хозяйства [1].
БЕЗОПАСНОСТЬ АВИАЦИОННАЯ (как наука) — это система знаний, обеспечивающих безопасность обитания человека в различных инженерных авиационных комплексах, аэродромных терминалах, при погрузочно-разгрузочных работах как в производственной, так и непроизводственной среде, а также развитие деятельности по обеспечению авиационной безопасности в перспективе с учётом антропогенного влияния на среду обитания.
БЕЗОПАСНОСТЬ АВИАЦИОННАЯ — состояние защищённости авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [2].
БЕЗОПАСНОСТЬ — свойство, характеризующее надёжную защищённость объекта или субъекта при взаимодействии с опасными и вредными факторами.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО НЕЗАКОННОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
• Ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поразить людей, нанести ущерб, разрушительно действовать на определённую человеческую среду [3].
• Свойство, исключающее надёжную защищенность объекта или субъекта при взаимодействии факторов опасности.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АВИАЦИОННАЯ — отрасль машиностроительной промышленности, производящая самолёты, двигатели, приборы и оборудование для авиации.
СИСТЕМА — это реальная или мыслимая совокупность частей, целостные свойства которой определяются взаимодействием между частями (элементами) таким образом, что достигается определённый результат, поставленная цель.
НОВИЗНА (эмерджентность) — наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не объединённых системообразующими связями.
Авиация как организация включает в себя: материальную часть, личный состав, наземное оборудование баз и аэродромов, специальные службы, органы управления, школы подготовки персонала, учреждения и другие структуры. Таким образом, она представляет собой мощные инженерные комплексы, формирующие новую, чрезвычайно сложную систему — техносферу, закономерности функционирования которой до сих пор неизвестны. Из-за этого увеличивается неопределенность информации об энтропийности протекающих в ней процессов, рисках возникновения аварий и катастроф.
Авиация разделяется на гражданскую и военную.
Гражданская авиация предназначена для обслуживания нужд народного хозяйства и включает в себя: пассажирскую, транспортную, санитарную, спортивную, специального назначения (сельскохозяйственную, связи и др.), грузовую.
Предотвратить техногенные аварии и катастрофы, исходящие от гражданской авиации, обезопасить человека, уменьшить материальный, экономический, социальный и даже политический ущерб призвана авиационная безопасность.
Авиационная безопасность (как наука) — это система знаний, обеспечивающих безопасность обитания человека в различных инженерных авиационных комплексах, аэродромных терминалах, при погрузочно-разгрузочных работах как в производственной, так и непроизводственной среде, а также развитие деятельности по обеспечению авиационной безопасности в перспективе с учётом антропогенного воздействия на среду обитания.
Авиационная безопасность рассматривается в виде состояния защищённости авиации от незаконного вмешательства в её деятельность. Авиационная безопасность имеет свою цель, задачи, предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических (научных) задач в зависимости от жизненного цикла воздушных судов и средств обеспечения воздушных перевозок.
Цель авиационной безопасности представляет собой достижение надёжной защищённости человека труда в среде обитания: экологической, производственной, эксплуатационной, транспортной, аэродромных сооружений, разгрузочно-погрузочных терминалов, а также обеспечение безопасности для обслуживающего персонала и пассажиров при авариях, катастрофах и чрезвычайных ситуациях.
Эту цель можно достичь на основе идентификации факторов среды обитания, а также разработки средств и методов защиты от различного рода опасностей, присущих авиационной деятельности, в том числе и от террористических актов.
Обеспечение авиационной безопасности осуществляется лицами, которые принимают, заправляют и загружают, а также отправляют и обслуживают воздушные суда. В их обязанность входит приём мер по обеспечению авиационной безопасности, которая обеспечивается посредством:
■ предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контрольную зону аэропорта или аэродрома;
■ охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
■ исключения возможности незаконного провоза на воздушных суднах оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
■ предполётного досмотра воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почты.
Проведение предполётного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объектом авиационной безопасности является среда или условия деятельности и пребывания человека в этой среде, которую по генезису можно классифицировать как производственную, эксплуатационную, информационную и непроизводственную.
В любой рассматриваемой среде, формирующей область авиации, возможно незаконное вмешательство.
Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Любая среда в рассматриваемых условиях при неблагоприятных сочетаниях определённых параметров оказывает направленное воздействие, в том числе и отрицательное, на человека, определяемого как гомосфера.
Рассматривая любую среду с точки зрения безопасности человека, можно заключить, что основным элементом этой среды является труд, который, в свою очередь, представляет сочетание взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда, состоящую:
■ из субъектов труда (людей);
■ средств и предметов труда;
■ процессов труда, состоящих из действий, субъектов, машин, транспортных средств для перевозки грузов, воздушных судов;
■ продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде, различных отходов как авиационных предприятий, так и аэропортов и т. п.;
■ производственных отношений (организационных, экономических, социальных, психологических, информационных и т. д.).
Все элементы, составляющие среду обитания человека, и его взаимоувязанные действия становятся факторами, влияющими на состояние безопасности.
Поэтому для достижения авиационной безопасности рассматривают воздействие факторов опасности при их взаимодействии с человеком как в отдельности, так и в совокупности, что и характеризует системный подход, так как только при системном подходе можно в комплексе нетрадиционно достичь конечной цели безопасности — обеспечение надёжной защищённости человека в производственной и непроизводственной средах.
Авиационная безопасность (как наука) рассматривается в виде системы знаний, которая опирается на взаимоувязанные и зависящие друг от друга знания: медико-биологические, технико
технологические, об условиях среды обитания, общественные.
Медико-биологические знания базируются на таких науках, как анатомия и физиология человека, соматометрия, теоретическая и практическая гигиена, в том числе гигиена труда и гигиена умственного труда. Эти знания позволяют выработать эргономические требования к машинам, предметам и средствам труда, пультам управления, рабочим местам и т. д. для обеспечения не только высокой работоспособности человека в процессе труда, но и его безопасной деятельности при высоком качестве выполняемых работ.
Практическая гигиена или производственная санитария позволяет разрабатывать инженерные мероприятия по предупреждению воздействия на человека биологически значимых факторов (санитарно-гигиенических и психофизиологических). Например, воздействие акустических и вибрационных факторов, факторов электромагнитных полей и др.
Технико-технологические знания относятся в большей степени к специальным знаниям, включая технику и технологию авиационной промышленности, и позволяют грамотно формировать знания по общей и специальной технике, специальной службе, в том числе при террористических актах и чрезвычайных ситуациях. Авиационная промышленность представляет собой отрасль машиностроительной промышленности, производящую самолёты, двигатели, приборы и оборудование для авиации.
Знания об условиях среды обитания определяют не только отдельные аспекты техники безопасности, специального дела в условиях проведения террористических актов и в чрезвычайных ситуациях, но и обширную область знаний по охране окружающей и производственной среды, формирующих эксплуатационную и производственную безопасность персонала, участвующего в деятельности в области авиации.
Опасность, как правило, представлена ситуацией (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поразить людей, нанести ущерб, разрушительно воздействовать на определённую человеческую среду и исключить свойство надёжной защищённости объекта или субъекта при взаимодействии факторов опасности.
Общественные знания связаны, прежде всего, с организацией авиационной безопасности и управлением ею, с координацией работ, планированием, оценкой состояния безопасности, при выполнении любой деятельности, обучением и пропагандой знаний в этой области. Эти знания включают в себя также правовые, экономические аспекты и аспекты духовной культуры, инженерной психологии, социально-демографические, вопросы технической эстетики и ряд других знаний.
Рассмотренные виды знаний дают возможность сформировать принципы авиационной безопасности, к которым можно отнести:
■ законность на основе:
— Конституции Российской Федерации,
— законов государства в области авиационной безопасности,
— нормативно-правовых актов в отдельных областях авиационной безопасности,
— Воздушного кодекса Российской Федерации,
— Правил перевозки грузов и др.;
■ соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые концентрируются в аэродромных комплексах;
■ воспитание взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению надёжной защищённости человека в среде обитания;
■ интеграцию авиационной безопасности с международными системами безопасности в этой области.