АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ (системный подход)

Глоссарий:

АВИАЦИЯ:

1. Средство передвижения в воздухе на аппаратах тяжелее воз­духа.

2. Организация, использующая летательные аппараты тяжелее воздуха, к которым относятся: самолёты и планеры, геликоптеры и автожиры (винтокрылые), орнитоптеры и ортоптеры (птицекрылые), а также воздушные змеи.

3. Как организация, которая включает в себя: материальную часть, личный состав, наземное оборудование баз и аэродромов, специальные службы, органы управления, школы подготовки персо­нала, научно-исследовательские учреждения.

АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ — обслуживает нужды народного хозяйства [1].

БЕЗОПАСНОСТЬ АВИАЦИОННАЯ (как наука) — это система знаний, обеспечивающих безопасность обитания человека в различ­ных инженерных авиационных комплексах, аэродромных термина­лах, при погрузочно-разгрузочных работах как в производственной, так и непроизводственной среде, а также развитие деятельности по обеспечению авиационной безопасности в перспективе с учётом ан­тропогенного влияния на среду обитания.

БЕЗОПАСНОСТЬ АВИАЦИОННАЯ — состояние защищённости авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [2].

БЕЗОПАСНОСТЬ — свойство, характеризующее надёжную за­щищённость объекта или субъекта при взаимодействии с опасными и вредными факторами.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО НЕЗАКОННОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБ­ЛАСТИ АВИАЦИИ — противоправные действия (бездействие), уг­рожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления та­ких последствий.

• Ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поразить людей, нанести ущерб, разрушительно действовать на определённую чело­веческую среду [3].

• Свойство, исключающее надёжную защищенность объекта или субъекта при взаимодействии факторов опасности.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ АВИАЦИОННАЯ — отрасль машино­строительной промышленности, производящая самолёты, двигатели, приборы и оборудование для авиации.

СИСТЕМА — это реальная или мыслимая совокупность частей, целостные свойства которой определяются взаимодействием между частями (элементами) таким образом, что достигается определённый результат, поставленная цель.

НОВИЗНА (эмерджентность) — наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не объединённых системообразующими связями.

Авиация как организация включает в себя: материальную часть, личный состав, наземное оборудование баз и аэродромов, специаль­ные службы, органы управления, школы подготовки персонала, уч­реждения и другие структуры. Таким образом, она представляет со­бой мощные инженерные комплексы, формирующие новую, чрезвычайно сложную систему — техносферу, закономерности функ­ционирования которой до сих пор неизвестны. Из-за этого увеличива­ется неопределенность информации об энтропийности протекающих в ней процессов, рисках возникновения аварий и катастроф.

Авиация разделяется на гражданскую и военную.

Гражданская авиация предназначена для обслуживания нужд народного хозяйства и включает в себя: пассажирскую, транспорт­ную, санитарную, спортивную, специального назначения (сельско­хозяйственную, связи и др.), грузовую.

Предотвратить техногенные аварии и катастрофы, исходящие от гражданской авиации, обезопасить человека, уменьшить материаль­ный, экономический, социальный и даже политический ущерб при­звана авиационная безопасность.

Авиационная безопасность (как наука) — это система знаний, обеспечивающих безопасность обитания человека в различных ин­женерных авиационных комплексах, аэродромных терминалах, при погрузочно-разгрузочных работах как в производственной, так и непроизводственной среде, а также развитие деятельности по обес­печению авиационной безопасности в перспективе с учётом антро­погенного воздействия на среду обитания.

Авиационная безопасность рассматривается в виде состояния защищённости авиации от незаконного вмешательства в её деятель­ность. Авиационная безопасность имеет свою цель, задачи, предме­ты изучения, средства познания и принципы, используемые для ре­шения практических и теоретических (научных) задач в зависимости от жизненного цикла воздушных судов и средств обеспечения воз­душных перевозок.

Цель авиационной безопасности представляет собой достижение надёжной защищённости человека труда в среде обитания: экологи­ческой, производственной, эксплуатационной, транспортной, аэро­дромных сооружений, разгрузочно-погрузочных терминалов, а так­же обеспечение безопасности для обслуживающего персонала и пассажиров при авариях, катастрофах и чрезвычайных ситуациях.

Эту цель можно достичь на основе идентификации факторов среды обитания, а также разработки средств и методов защиты от различного рода опасностей, присущих авиационной деятельности, в том числе и от террористических актов.

Обеспечение авиационной безопасности осуществляется лицами, которые принимают, заправляют и загружают, а также отправляют и обслуживают воздушные суда. В их обязанность входит приём мер по обеспечению авиационной безопасности, которая обеспечивается посредством:

■ предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контрольную зону аэропорта или аэродрома;

■ охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

■ исключения возможности незаконного провоза на воздуш­ных суднах оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, от­равляющих, легковоспламеняющихся и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

■ предполётного досмотра воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почты.

Проведение предполётного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Объектом авиационной безопасности является среда или усло­вия деятельности и пребывания человека в этой среде, которую по генезису можно классифицировать как производственную, эксплуа­тационную, информационную и непроизводственную.

В любой рассматриваемой среде, формирующей область авиа­ции, возможно незаконное вмешательство.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиа­ции — противоправные действия (бездействие), угрожающие безо­пасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несча­стные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких по­следствий.

Любая среда в рассматриваемых условиях при неблагоприятных сочетаниях определённых параметров оказывает направленное воз­действие, в том числе и отрицательное, на человека, определяемого как гомосфера.

Рассматривая любую среду с точки зрения безопасности челове­ка, можно заключить, что основным элементом этой среды является труд, который, в свою очередь, представляет сочетание взаимосвя­занных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда, состоящую:

■ из субъектов труда (людей);

■ средств и предметов труда;

■ процессов труда, состоящих из действий, субъектов, машин, транспортных средств для перевозки грузов, воздушных судов;

■ продуктов труда как целевых, так и побочных в виде обра­зующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде, различ­ных отходов как авиационных предприятий, так и аэропортов и т. п.;

■ производственных отношений (организационных, экономи­ческих, социальных, психологических, информационных и т. д.).

Все элементы, составляющие среду обитания человека, и его взаимоувязанные действия становятся факторами, влияющими на состояние безопасности.

Поэтому для достижения авиационной безопасности рассматри­вают воздействие факторов опасности при их взаимодействии с че­ловеком как в отдельности, так и в совокупности, что и характеризу­ет системный подход, так как только при системном подходе можно в комплексе нетрадиционно достичь конечной цели безопасности — обеспечение надёжной защищённости человека в производственной и непроизводственной средах.

Авиационная безопасность (как наука) рассматривается в виде системы знаний, которая опирается на взаимоувязанные и завися­щие друг от друга знания: медико-биологические, технико­

технологические, об условиях среды обитания, общественные.

Медико-биологические знания базируются на таких науках, как анатомия и физиология человека, соматометрия, теоретическая и практическая гигиена, в том числе гигиена труда и гигиена умствен­ного труда. Эти знания позволяют выработать эргономические тре­бования к машинам, предметам и средствам труда, пультам управ­ления, рабочим местам и т. д. для обеспечения не только высокой работоспособности человека в процессе труда, но и его безопасной деятельности при высоком качестве выполняемых работ.

Практическая гигиена или производственная санитария позво­ляет разрабатывать инженерные мероприятия по предупреждению воздействия на человека биологически значимых факторов (сани­тарно-гигиенических и психофизиологических). Например, воздей­ствие акустических и вибрационных факторов, факторов электро­магнитных полей и др.

Технико-технологические знания относятся в большей степени к специальным знаниям, включая технику и технологию авиационной промышленности, и позволяют грамотно формировать знания по общей и специальной технике, специальной службе, в том числе при террористических актах и чрезвычайных ситуациях. Авиационная промышленность представляет собой отрасль машиностроительной промышленности, производящую самолёты, двигатели, приборы и оборудование для авиации.

Знания об условиях среды обитания определяют не только от­дельные аспекты техники безопасности, специального дела в усло­виях проведения террористических актов и в чрезвычайных ситуа­циях, но и обширную область знаний по охране окружающей и производственной среды, формирующих эксплуатационную и про­изводственную безопасность персонала, участвующего в деятельно­сти в области авиации.

Опасность, как правило, представлена ситуацией (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или про­цессов, способных поразить людей, нанести ущерб, разрушительно воздействовать на определённую человеческую среду и исключить свойство надёжной защищённости объекта или субъекта при взаи­модействии факторов опасности.

Общественные знания связаны, прежде всего, с организацией авиационной безопасности и управлением ею, с координацией ра­бот, планированием, оценкой состояния безопасности, при выпол­нении любой деятельности, обучением и пропагандой знаний в этой области. Эти знания включают в себя также правовые, экономиче­ские аспекты и аспекты духовной культуры, инженерной психоло­гии, социально-демографические, вопросы технической эстетики и ряд других знаний.

Рассмотренные виды знаний дают возможность сформировать принципы авиационной безопасности, к которым можно отнести:

■ законность на основе:

— Конституции Российской Федерации,

— законов государства в области авиационной безопасности,

— нормативно-правовых актов в отдельных областях авиаци­онной безопасности,

— Воздушного кодекса Российской Федерации,

— Правил перевозки грузов и др.;

■ соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые концентрируются в аэродромных комплексах;

■ воспитание взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению надёжной защищённости человека в среде обитания;

■ интеграцию авиационной безопасности с международными системами безопасности в этой области.