БЕЗОПАСНОСТЬ ПОСАДКИ
Научно-технический прогресс в авиации остро поставил проблему взаимодействия, человека и техники. Сегодня стало очевидным, что именно человеческий фактор определяет безопасность полета, поскольку с ошибками человека связано до 70% летных происшествий.’ Известно, что большая часть летных. происшествий в авиации происходит при заходе на посадку и посадке [3, 18]. Для повышения регулярности полетов и безопасности посадки в настоящее время разработано и внедрено такое бортовое и наземное оборудование, которое по своим техническим возможностям способно обеспечить посадку в самых сложных метеорологических условиях. Однако эффективность освоения летным составом новых средств управления посадкой самолета определяется не только их техническим совершенством, но и уровнем подготовки экипажей. Формирование профессионального мастерства как важнейшей составляющей человеческого фактора немыслимо без учета психофизиологических возможностей летчика в различных условиях захода на посадку, без опоры на знание психологических особенностей конкретных видов летной деятельности.
Книга преследует следующие цели: во-первых, познакомить авиационных специалистов с особенностями психологии деятельности летчика (экипажа) при выполнении захода на посадку в различных режимах управления самолетом; во-вторых, показать, как эти особенности сказываются на эффективности их действий и безопасности полетов; в-третьих, раскрыть причины возможных ошибок летчика на посадке и, наконец, в-четвертых, предложить психофизиологические рекомендации и методики для подготовки ■ летного состава.
По сравнению с уже имеющимися изданиями, посвященными проблемам психофизиологии летного труда, в данной книге наиболее полно и систематически изложено психологическое содержание деятельности летчика при выполнении захода на посадку и посадках с использованием современных инструментальных посадочных средств.
Авторы выражают глубокую признательность летчикам и инженерам, принявшим участие в исследованиях, благодаря ответственному и заинтересованному отношению которых удалось получить достоверные данные в достаточно сложных экспериментах.
1* Зак. 5945
Авторы считают своим долгом выразить благодарность своим коллегам Г. В. Анисимову, Е. Е. Б у к а л о в у, А. А. Обозно в у, В. В. П о л я к о в у, А. Н. Р а з у м о в у, А. М. Сафронову за помощь в проведении экспериментов и за любезное разрешение воспользоваться некоторыми их материалами при написании книги.