БЕЗОПАСНОСТЬ ПОСАДКИ

Научно-технический прогресс в авиации остро поставил проб­лему взаимодействия, человека и техники. Сегодня стало очевид­ным, что именно человеческий фактор определяет безопасность полета, поскольку с ошибками человека связано до 70% летных происшествий.’ Известно, что большая часть летных. происшест­вий в авиации происходит при заходе на посадку и посадке [3, 18]. Для повышения регулярности полетов и безопасности посад­ки в настоящее время разработано и внедрено такое бортовое и наземное оборудование, которое по своим техническим возмож­ностям способно обеспечить посадку в самых сложных метеороло­гических условиях. Однако эффективность освоения летным сос­тавом новых средств управления посадкой самолета определяет­ся не только их техническим совершенством, но и уровнем подго­товки экипажей. Формирование профессионального мастерства как важнейшей составляющей человеческого фактора немыслимо без учета психофизиологических возможностей летчика в различ­ных условиях захода на посадку, без опоры на знание психологи­ческих особенностей конкретных видов летной деятельности.

Книга преследует следующие цели: во-первых, познакомить авиационных специалистов с особенностями психологии деятель­ности летчика (экипажа) при выполнении захода на посадку в различных режимах управления самолетом; во-вторых, показать, как эти особенности сказываются на эффективности их действий и безопасности полетов; в-третьих, раскрыть причины возможных ошибок летчика на посадке и, наконец, в-четвертых, предложить психофизиологические рекомендации и методики для подготовки ■ летного состава.

По сравнению с уже имеющимися изданиями, посвященными проблемам психофизиологии летного труда, в данной книге наи­более полно и систематически изложено психологическое содер­жание деятельности летчика при выполнении захода на посадку и посадках с использованием современных инструментальных по­садочных средств.

Авторы выражают глубокую признательность летчикам и ин­женерам, принявшим участие в исследованиях, благодаря ответ­ственному и заинтересованному отношению которых удалось по­лучить достоверные данные в достаточно сложных экспериментах.

Подпись: 31* Зак. 5945

Авторы считают своим долгом выразить благодарность своим коллегам Г. В. Анисимову, Е. Е. Б у к а л о в у, А. А. Обоз­но в у, В. В. П о л я к о в у, А. Н. Р а з у м о в у, А. М. Сафро­нову за помощь в проведении экспериментов и за любезное раз­решение воспользоваться некоторыми их материалами при напи­сании книги.