КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА ОПЕРЕНИЯ

Оперение имеет Т-образную форму. Состоит из киля, руля направления, стабилизатора и руля высоты с триммером.

Горизонтальное оперение расположено над верти­кальным.

Киль (рис. 11) служит для обеспечения путевой устойчивости самолета. Имеет вид трапеции стрело­видной формы. Каркас состоит из трех лонжеронов, стрингеров и нервюр. Киль с помощью заклепок жестко соединен с хвостовой частью фюзеляжа и образует с ним одно целое. Задний лонжерон расположен под уг­лом 60° к горизонтальной плоскости. Материал каркаса и обшивки —дюралюминий.

Рис. 11. Киль и руль направления:

1, 2 и 3 — передний, средний и задний лонжероны; 4 — окантован­ный вырез для проводки управления; 5, 6 — нервюры № 1 и 6; 7,8—

В верхней части переднего лонжерона расположен узел крепления электромеханизма управления стабили­затором.

На верхнем торце среднего лонжерона установлены два кронштейна крепления стабилизатора, относительно которых он имеет возможность поворачиваться. Толщи­на обшивки киля — 1,2…1,6 мм.

Руль направления (см. рис. 11) обеспечивает само­лету путевую управляемость. Имеет трапециевидную форму. Каркас состоит из лонжерона, нервюр и задней рейки. Крепится к килю на двух узлах подвески. Мате­риал каркаса — дюралюминий. Материал обшивки в передней части руля — дюралюминий, задней части — магниевый сплав или дюралюминий. Толщина обшив­ки—0,8 мм. На задней кромке руля установлен неуп­равляемый компенсатор. В носовой части к носкам нер­вюр по всей длине крепится балансировочный груз (ве­совая компенсация). Руль имеет осевую аэродинами­ческую компенсацию.

Стабилизатор (рис. 12) служит для обеспечения продольной устойчивости и балансировки самолета. Состоит из двух одинаковых по конструкции половин трапециевидной формы. Каркас каждой половины ста­билизатора состоит из трех лонжеронов и нервюр. Сред­ний лонжерон неразрезной и проходит через обе поло­вины стабилизатора. Он изготовлен из дюралюминиево­го листа толщиной 2 мм. На среднем лонжероне уста­новлены два узла крепления стабилизатора к килю. Передний и задний лонжероны изготовлены из дюралю­миниевого листа толщиной 0,8 мм.

В передней части двух корневых нервюр установле­ны ушки для крепления электромеханизма перестанов­ки стабилизатора, а в задней их части — средний узел подвески руля высоты. Обшивка стабилизатора выпол­нена из дюралюминиевого листа.

узлы навески руля направления; 9, 10 — кронштейны проводки уп­равления рулем высоты; 11—лючок; 12, 13, 14 — соединительные листы переднего, среднего и заднего лонжеронов; 15 — проушины узла навески стабилизатора; 16 — узел крепления электромеханиз­ма перестановки стабилизатора; 17 — обтекатель; 18, 19 — верхний и нижний узлы навески руля направления; 20 — лонжерон; 21 — груз балансировочный; 22 — обшивка руля (электрон или дюралю­миний); 23, 24 — торцевые нервюры; 25 — балансировочная пла­стина

Рис. 12. Стабилизатор и руль высоты:

1, 2, 3,— передний, основной и задний лонжероны; 4 — осевая нервюра; 5 — узел навески стабилизатора; 6 — торцевая нервюра; 7—узел подвески руля высоты; 8 — законцовка; 9 — основной лонжерон руля высоты; 10—балансировочный груз; 11 — рычаг руля высоты; 12, 13, 14 — узлы навески руля; 15 — балансиры; 16—

триммер

Руль высоты (см. рис. 12) обеспечивает самолету продольную управляемость. Руль имеет цельнометалли­ческую конструкцию. Каркас руля высоты состоит из основного и вспомогательного лонжеронов и нервюр. Материал каркаса — дюралюминий. Обшивка выполне­на из дюралюминия или магниевого сплава. На конце­вых нервюрах руля высоты установлены два противо- флаттерных груза. Руль имеет осевую аэродинамическую компенсацию. На руле установлен триммер, управляе­мый механическим путем посредством тяг. Руль кре­пится к стабилизатору с помощью трех узлов подвески. Триммер состоит из двух половин, изготовленных из двух частей обшивочного листа, склепанных на труб­чатом лонжероне. Трубчатые лонжероны обеих половин триммера соединены втулкой, на которой установлены рычаг управления и противофлаттерный груз. В торцы трубчатого лонжерона впрессованы втулки для болтов узлов навески.