КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА ОПЕРЕНИЯ
Оперение имеет Т-образную форму. Состоит из киля, руля направления, стабилизатора и руля высоты с триммером.
Горизонтальное оперение расположено над вертикальным.
Киль (рис. 11) служит для обеспечения путевой устойчивости самолета. Имеет вид трапеции стреловидной формы. Каркас состоит из трех лонжеронов, стрингеров и нервюр. Киль с помощью заклепок жестко соединен с хвостовой частью фюзеляжа и образует с ним одно целое. Задний лонжерон расположен под углом 60° к горизонтальной плоскости. Материал каркаса и обшивки —дюралюминий.
Рис. 11. Киль и руль направления:
1, 2 и 3 — передний, средний и задний лонжероны; 4 — окантованный вырез для проводки управления; 5, 6 — нервюры № 1 и 6; 7,8—
В верхней части переднего лонжерона расположен узел крепления электромеханизма управления стабилизатором.
На верхнем торце среднего лонжерона установлены два кронштейна крепления стабилизатора, относительно которых он имеет возможность поворачиваться. Толщина обшивки киля — 1,2…1,6 мм.
Руль направления (см. рис. 11) обеспечивает самолету путевую управляемость. Имеет трапециевидную форму. Каркас состоит из лонжерона, нервюр и задней рейки. Крепится к килю на двух узлах подвески. Материал каркаса — дюралюминий. Материал обшивки в передней части руля — дюралюминий, задней части — магниевый сплав или дюралюминий. Толщина обшивки—0,8 мм. На задней кромке руля установлен неуправляемый компенсатор. В носовой части к носкам нервюр по всей длине крепится балансировочный груз (весовая компенсация). Руль имеет осевую аэродинамическую компенсацию.
Стабилизатор (рис. 12) служит для обеспечения продольной устойчивости и балансировки самолета. Состоит из двух одинаковых по конструкции половин трапециевидной формы. Каркас каждой половины стабилизатора состоит из трех лонжеронов и нервюр. Средний лонжерон неразрезной и проходит через обе половины стабилизатора. Он изготовлен из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм. На среднем лонжероне установлены два узла крепления стабилизатора к килю. Передний и задний лонжероны изготовлены из дюралюминиевого листа толщиной 0,8 мм.
В передней части двух корневых нервюр установлены ушки для крепления электромеханизма перестановки стабилизатора, а в задней их части — средний узел подвески руля высоты. Обшивка стабилизатора выполнена из дюралюминиевого листа.
узлы навески руля направления; 9, 10 — кронштейны проводки управления рулем высоты; 11—лючок; 12, 13, 14 — соединительные листы переднего, среднего и заднего лонжеронов; 15 — проушины узла навески стабилизатора; 16 — узел крепления электромеханизма перестановки стабилизатора; 17 — обтекатель; 18, 19 — верхний и нижний узлы навески руля направления; 20 — лонжерон; 21 — груз балансировочный; 22 — обшивка руля (электрон или дюралюминий); 23, 24 — торцевые нервюры; 25 — балансировочная пластина
Рис. 12. Стабилизатор и руль высоты: 1, 2, 3,— передний, основной и задний лонжероны; 4 — осевая нервюра; 5 — узел навески стабилизатора; 6 — торцевая нервюра; 7—узел подвески руля высоты; 8 — законцовка; 9 — основной лонжерон руля высоты; 10—балансировочный груз; 11 — рычаг руля высоты; 12, 13, 14 — узлы навески руля; 15 — балансиры; 16— триммер |
Руль высоты (см. рис. 12) обеспечивает самолету продольную управляемость. Руль имеет цельнометаллическую конструкцию. Каркас руля высоты состоит из основного и вспомогательного лонжеронов и нервюр. Материал каркаса — дюралюминий. Обшивка выполнена из дюралюминия или магниевого сплава. На концевых нервюрах руля высоты установлены два противо- флаттерных груза. Руль имеет осевую аэродинамическую компенсацию. На руле установлен триммер, управляемый механическим путем посредством тяг. Руль крепится к стабилизатору с помощью трех узлов подвески. Триммер состоит из двух половин, изготовленных из двух частей обшивочного листа, склепанных на трубчатом лонжероне. Трубчатые лонжероны обеих половин триммера соединены втулкой, на которой установлены рычаг управления и противофлаттерный груз. В торцы трубчатого лонжерона впрессованы втулки для болтов узлов навески.