РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ

До поступления летательного аппарата в эксплуатацию на осно­ве комплекса лабораторных испытаний планера, его систем и обо­рудования, заводских и государственных летных испытаний произ­водится необходимая доработка их и предварительно определяются показатели надежности Однако за данный период невозможно вос­произвести условия реальной эксплуатации не только для самолета в целом, но и для большинства его элементов. Поэтому после ‘ПО — | студления летательных аппаратов на воздушные линии начинается дальнейший этап исследований. Он состоит в том, что в ходе дли­тельной эксплуатации систематически изучаются техническое со­стояние и происходящие изменения, выявляются необходимые кон­структивно-производственные доработки, а также оценивается фак-

тическая надежность объектов и разрабатывается комплекс мероприятий по ее повышению.

Определение качественных и количественных характеристик на­дежности осуществляется «а основе обработки информации об от­казах и неисправностях авиационной техники, •возникающих в про­цессе эксплуатации значительного парка летательных аппаратов..

В сборе, обработке и анализе этой информации участвуют эксплу­атационные предприятия, авиационные заводы, научно-исследова­тельские организации гражданской авиации, ОКБ и заводы-постав­щики авиационной техники. Система сбора и обработки информа­ции об отказах и неисправностях авиационной техники должна обеспечить решение следующих основных задач:

определение причин ‘возникновения отказов и неисправностей;, определение фактического уровня надежности авиационной тех­ники в различных условиях эксплуатации, а также разработка нор­мативов показателей надежности изделий авиационной техники;

разработка и оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение надежности авиационной техники как основы без­опасности и регулярности полетов;

обоснование ресурсов и сроков службы авиационной техники, совершенствование объемов и периодичности выполнения рег­ламентных работ по техническому обслуживанию летательных ап­паратов; обоснование норм расхода запасных частей и материалов,, а также нормативов трудовых затрат на техническое обслуживание и т. п.

разработка и совершенствование технических требований к про­мышленности по повышению надежности и улучшению эксплуата­ционной технологичности авиационной техники

Информация о надежности изделий должна удовлетворять оп­ределенным требованиям, основными из которых являются.

пол-нота информации, под которой понимается наличие всех све­дений, необходимых для проведения оценки и анализа надежности объектов летательного аппарата;

достоверность информации, т. е. все сообщаемые о неисправно­сти сведения должны^быть точными; ошибочность данных может привести к неправильной оценке показателей надежности изделий, и снижению эффективности. профилактической работы;

своевременность информации, что позволяет быстрее устранять причины отказов и принимать меры по устранению выявленных не­достатков;

непрерывность информации, что позволяет сопоставлять резуль­таты расчетов, полученные в первый и последующие периоды экс­плуатации, и избавляет от просчетов при разработке мероприятии по устранению и предупреждению причин отказов.

Работу по сбору, обработке и анализу информации о надежно­сти объектов проводят путем заполнения соответствующих типовых форм-носителей информации, пересылки этих документов в орга­низации, которые занимаются проведением статистической обработ­ки и анализом, подготовкой рекомендаций по повышению надежно­

го

ста и последующим доведением этих рекомендаций до предприятий промышленности.

В гражданской авиации предусмотрена единая система сбора, учета и обработки информации об отказах и неисправностях во всех эксплуатационных н ремонтных предприятиях. Первичным доку­ментом информации для анализа надежности авиационной техники является карточка учета ‘неисправностей, которую заполняют на все отказы а неисправности авиационной техники, выявленные в процессе эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и дли­тельного хранения на складах Карточки заполняют па основании технической документации, где приводятся ‘Первоначальные записи об отказах и неисправностях (карты-наряды на техническое обслу­живание, ведомости дефектации, бортовой журнал). Полностью оформленные карточки учета. высылают из авиационно-техни. ческих ■баз в Государственный научно-исследовательский институт эксплу­атации и ремонта авиационной техники гражданской авиации, где производятся их анализ и обработка.