РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ
До поступления летательного аппарата в эксплуатацию на основе комплекса лабораторных испытаний планера, его систем и оборудования, заводских и государственных летных испытаний производится необходимая доработка их и предварительно определяются показатели надежности Однако за данный период невозможно воспроизвести условия реальной эксплуатации не только для самолета в целом, но и для большинства его элементов. Поэтому после ‘ПО — | студления летательных аппаратов на воздушные линии начинается дальнейший этап исследований. Он состоит в том, что в ходе длительной эксплуатации систематически изучаются техническое состояние и происходящие изменения, выявляются необходимые конструктивно-производственные доработки, а также оценивается фак-
тическая надежность объектов и разрабатывается комплекс мероприятий по ее повышению.
Определение качественных и количественных характеристик надежности осуществляется «а основе обработки информации об отказах и неисправностях авиационной техники, •возникающих в процессе эксплуатации значительного парка летательных аппаратов..
В сборе, обработке и анализе этой информации участвуют эксплуатационные предприятия, авиационные заводы, научно-исследовательские организации гражданской авиации, ОКБ и заводы-поставщики авиационной техники. Система сбора и обработки информации об отказах и неисправностях авиационной техники должна обеспечить решение следующих основных задач:
определение причин ‘возникновения отказов и неисправностей;, определение фактического уровня надежности авиационной техники в различных условиях эксплуатации, а также разработка нормативов показателей надежности изделий авиационной техники;
разработка и оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение надежности авиационной техники как основы безопасности и регулярности полетов;
обоснование ресурсов и сроков службы авиационной техники, совершенствование объемов и периодичности выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию летательных аппаратов; обоснование норм расхода запасных частей и материалов,, а также нормативов трудовых затрат на техническое обслуживание и т. п.
разработка и совершенствование технических требований к промышленности по повышению надежности и улучшению эксплуатационной технологичности авиационной техники
Информация о надежности изделий должна удовлетворять определенным требованиям, основными из которых являются.
пол-нота информации, под которой понимается наличие всех сведений, необходимых для проведения оценки и анализа надежности объектов летательного аппарата;
достоверность информации, т. е. все сообщаемые о неисправности сведения должны^быть точными; ошибочность данных может привести к неправильной оценке показателей надежности изделий, и снижению эффективности. профилактической работы;
своевременность информации, что позволяет быстрее устранять причины отказов и принимать меры по устранению выявленных недостатков;
непрерывность информации, что позволяет сопоставлять результаты расчетов, полученные в первый и последующие периоды эксплуатации, и избавляет от просчетов при разработке мероприятии по устранению и предупреждению причин отказов.
Работу по сбору, обработке и анализу информации о надежности объектов проводят путем заполнения соответствующих типовых форм-носителей информации, пересылки этих документов в организации, которые занимаются проведением статистической обработки и анализом, подготовкой рекомендаций по повышению надежно
ста и последующим доведением этих рекомендаций до предприятий промышленности.
В гражданской авиации предусмотрена единая система сбора, учета и обработки информации об отказах и неисправностях во всех эксплуатационных н ремонтных предприятиях. Первичным документом информации для анализа надежности авиационной техники является карточка учета ‘неисправностей, которую заполняют на все отказы а неисправности авиационной техники, выявленные в процессе эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и длительного хранения на складах Карточки заполняют па основании технической документации, где приводятся ‘Первоначальные записи об отказах и неисправностях (карты-наряды на техническое обслуживание, ведомости дефектации, бортовой журнал). Полностью оформленные карточки учета. высылают из авиационно-техни. ческих ■баз в Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации, где производятся их анализ и обработка.