ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЕ

Сегодня трудно представить боевые действия войск без применения вертолетов, область народного хозяйства или географи­ческий район без винтокрылых машин. Возможности вертолетов огромны. Своей способностью быстро перевозить войска и грузы, садиться на необорудованных и ограниченных по размерам пло­щадках, выполнять ряд задач с висения, с меньшей зависимо­стью (по сравнению с самолетами) от условий погоды они завое­вали всеобщее признание.

Вертолетчики вносят немалый вклад в решение задач, стоя­щих перед советской авиацией, как по охране мирного неба стра­ны, так и по реализации планов коммунистического строительст­ва. Требования к их профессиональному мастерству постоянно ра­стут, в том числе к. умению осуществлять вертолетовождение в любом районе, в различных метеорологических условиях с высо­кой точностью и надежностью.

Вертолетовождение — комплекс действий экипажа (летчика) в полете, включающий: выдерживание заданного марш­рута и профиля полета; определение местонахождения вертолета; вывод его к цели полета в назначенное время на определенной заданием высоте и в заданном (по отношению к другим вертоле­там ) порядке; обеспечение безопасности полета.

Для успешного управления движением вертолета экипаж (лет­чик) должен знать: где находится вертолет в данный момент вре­мени; куда (в каком направлении) необходимо лететь в дальней­шем, чтобы выйти в заданную точку; с какой скоростью следует выполнять полет, чтобы выйти в эту точку (цель, площадку, аэ­родром посадки и т. п.) своевременно.

Теория вертолетовождения на основе положений науки о воз­душной навигации рассматривает применительно к вертолетам: правила подготовки к полетам и порядок их выполнения; спосо­бы применения технических средств вертолетовождения в полете; безопасность их вождения из одной точки в другую по оптималь­ной (заданной) траектории; способы обеспечения вывода верто­лета в заданную точку в назначенное время.

Вертолетовождение является основной составной частью штур­манской подготовки летного состава. От ее уровня всецело зави­сят качество решения не только боевых задач, но и любого полет-

ного задания, благополучное возвращение на свой аэродром (пло~ щадку). Опыт Великой Отечественной войны подтверждает, что слабая штурманская подготовка нередко была причиной невыпол­нения задания и потери ориентировки.

Управляя вертолетом, экипаж непрерывно определяет харак­теристики его движения. При этом используется информация на­вигационно-пилотажных приборов вертолета и наземных средств обеспечения. Чтобы грамотно и в полной мере их использовать, необходимо знать принцип работы применяемых средств, пони­мать показания приборов и поступающей навигационной инфор­мации, уметь определять их достоверность и уход вертолета с за­данных навигационных параметров, своевременно обнаруживать отказ системы или прибора. Этому учит вертолетовождение. Не освоив его теоретические основы, способы применения техниче­ских средств в полете, нельзя выполнить самое простое полетное задание.

Технические средства вертолетовождения по принципу дейст­вия делятся на четыре основные группы.

Геотехнические средства основаны на измерении па­раметров геофизических полей Земли (магнитного, гравитацион­ного и других). К этой группе относятся магнитные компасы, ги­роскопические приборы, барометрические высотомеры, указатели воздушной скорости, инерциальные системы, оптические визиры, часы, секундомеры и др.

Большая часть этих средств устанавливается на всех самоле­тах и вертолетах, используется в любом полете, так как они ав­тономны, надежны, обладают высокой помехозащищенностью. Вместе с тем они не во всех условиях позволяют получить требу­емую точность решения задач вертолетовождения, поэтому при­меняются, как правило, в комплексе с другими средствами.

Радиоэлектронные средства измеряют параметры ра­диоволн (частоту, фазу колебаний, амплитуду, время распростра­нения и др.), излучаемых специальными устройствами, находящи­мися на борту вертолета, на земле или в космосе (на навигацион­ных искусственных спутниках Земли). В эту группу входят ав­тономные радиоэлектронные средства и неавтономные, представ­ляющие собой радионавигационные системы. Автономные разме­щаются на борту вертолета, могут применяться в полетах на лю­бой дальности. К ним относятся доплеровские измерители путе­вой скорости и угла сноса, радиовысотомеры, бортовые радиоло­кационные станции и др. Радионавигационные системы (РНС) в своем составе имеют бортовое и наземное оборудование, позволя­ющее выдавать навигационную информацию только при совмест­ной работе. Дальность их действия ограничена. По характеру из­меряемых величин различают следующие РНС: угломерные, с их помощью измеряется направление (угол) из точки приема на пе­редающую точку; дальномерные, с их помощью измеряется рас­стояние (дальность) между точками передачи и приема; угломер — но-дальномерные, измеряющие направление и дальность между

двумя точками; разностно-дальномерные, измеряющие разность расстояний от одной точки до двух других. В спутниковых нави­гационных системах (СНС) оборудование, по принципу действия подобное наземному, устанавливается на спутнике.

Достоинство радиоэлектронных средств — высокая точность из­мерений навигационных параметров в любых условиях; недоста­ток— их подверженность различного рода помехам, демаскирова­ние полета бортовым передатчиком данного летательного аппара­та (спутника), ограниченная дальность действия РНС, особенно при обеспечении полетов на предельно малых высотах. Использу­ются радиоэлектронные средства совместно с геотехническими.

Светотехнические средства основаны на использо­вании бортовых или наземных источников света. К ним относят­ся светомаяки (бортовые и наземные), прожекторы, огни посадоч­ных систем, пиротехнические средства, ориентирно-сигнальные бомбы и знаки. Эти средства являются вспомогательными, исполь­зуются главным образом ночью для маркирования аэродромов, ВПП и точек маршрута, облегчения ориентировки и посадки вер­толетов и самолетов, информации о местах нахождения в возду­хе летательных аппаратов.

Астрономические средства основаны на пеленгации небесных светил, являющихся источниками светового (радио) из­лучения. В эту группу входят астрокомпасы, астроориентаторы и другие устройства. Их достоинства — автономность, возможность использования в различных точках земли. На вертолетах широ­кого применения они пока не нашли из-за сложности аппаратуры.

Особую группу технических средств представляют навига­ционные вычислительные устройства, широко при­меняемые на самолетах и появляющиеся на некоторых вертоле­тах. Они позволяют объединить различные технические средства в единую комплексную навигационную систему (КНС), в которой с помощью бортовых цифровых вычислительных машин или других вычислителей не только решаются задачи вертолетовождения, но и автоматизируется процесс вертолетовождения. Применение их позволяет более полно реализовать боевые возможности вертоле­тов, изменяет функции членов экипажа. Освободив экипажи от расчетов, КНС в то же время повышает требования к знаниям летного состава, к умению их решать логические задачи.

Вертолеты как летательные аппараты впервые были созданы в нашей стране. В тридцатые годы появились: вертолет инженера А. М. Черемухина, впоследствии профессора, доктора технических наук; автожиры КАСКР Н. И. Комарова и Н. К. Скржинского; вертолет И. П. Братухина и другие. Хотя некоторые из них и со­ответствовали мировым достижениям науки, широкого примене­ния они тогда не нашли.

Только в послевоенные годы благодаря успехам советской на­уки и экономики, заботам КПСС и Советского правительства на­шими конструкторами были созданы современные вертолеты: в 1947 г. — вертолет Ми-1, на котором наши летчики установили

17 мировых рекордов; в 1952 г.— вертолет Ми-4, получивший зо­лотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе. За 25 лет только в конструкторском бюро М. Л. Миля было создано десять типов вертолетов, восемь из них пошли в серию. Успешно исполь­зуются вертолеты и конструкторского бюро Н. И. Камова, кото­рые также отмечались золотыми медалями на международных авиационных выставках.

Путь в небо и славу нашим вертолетам прокладывали и добы­вали известные вертолетчики Б. Анапов, Ю. Гарнаев, Г. Алферов, М. Байкалов, В. Колошин, Р. Капрелян, В. Колошенко, Т. Егор — кина, А. Капралов и другие. Благодаря их усилиям удалось выя­вить и расширить возможности вертолетов. Вертолет зарекомен­довал себя как особого вида летательный аппарат, а вместе с ним появилась и одна из разновидностей воздушной навигации — вер — толетовождение.

В последние годы наблюдается быстрый рост научно-техниче­ского прогресса в нашей стране. Появились не только новые са­молеты, но и вертолеты третьего и четвертого поколений. В дан­ном учебнике изложены теория и практика применения навига­ционно-пилотажного оборудования существующих и перспектив­ных вертолетов, обобщен опыт его применения на современных вертолетах и даны практические рекомендации по более полному использованию возможностей технических средств вертолетовож — дения.

При подготовке и выполнении полетов экипаж кроме техниче­ских средств применяет полетные карты, штурманские измери­тельные инструменты, ведет визуальную ориентировку. Твердое знание теоретических основ вертолетовождения, умение применять свои знания в полете, строгое соблюдение летных законов — за­лог успешного выполнения полетных заданий.