ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЕ
Сегодня трудно представить боевые действия войск без применения вертолетов, область народного хозяйства или географический район без винтокрылых машин. Возможности вертолетов огромны. Своей способностью быстро перевозить войска и грузы, садиться на необорудованных и ограниченных по размерам площадках, выполнять ряд задач с висения, с меньшей зависимостью (по сравнению с самолетами) от условий погоды они завоевали всеобщее признание.
Вертолетчики вносят немалый вклад в решение задач, стоящих перед советской авиацией, как по охране мирного неба страны, так и по реализации планов коммунистического строительства. Требования к их профессиональному мастерству постоянно растут, в том числе к. умению осуществлять вертолетовождение в любом районе, в различных метеорологических условиях с высокой точностью и надежностью.
Вертолетовождение — комплекс действий экипажа (летчика) в полете, включающий: выдерживание заданного маршрута и профиля полета; определение местонахождения вертолета; вывод его к цели полета в назначенное время на определенной заданием высоте и в заданном (по отношению к другим вертолетам ) порядке; обеспечение безопасности полета.
Для успешного управления движением вертолета экипаж (летчик) должен знать: где находится вертолет в данный момент времени; куда (в каком направлении) необходимо лететь в дальнейшем, чтобы выйти в заданную точку; с какой скоростью следует выполнять полет, чтобы выйти в эту точку (цель, площадку, аэродром посадки и т. п.) своевременно.
Теория вертолетовождения на основе положений науки о воздушной навигации рассматривает применительно к вертолетам: правила подготовки к полетам и порядок их выполнения; способы применения технических средств вертолетовождения в полете; безопасность их вождения из одной точки в другую по оптимальной (заданной) траектории; способы обеспечения вывода вертолета в заданную точку в назначенное время.
Вертолетовождение является основной составной частью штурманской подготовки летного состава. От ее уровня всецело зависят качество решения не только боевых задач, но и любого полет-
ного задания, благополучное возвращение на свой аэродром (пло~ щадку). Опыт Великой Отечественной войны подтверждает, что слабая штурманская подготовка нередко была причиной невыполнения задания и потери ориентировки.
Управляя вертолетом, экипаж непрерывно определяет характеристики его движения. При этом используется информация навигационно-пилотажных приборов вертолета и наземных средств обеспечения. Чтобы грамотно и в полной мере их использовать, необходимо знать принцип работы применяемых средств, понимать показания приборов и поступающей навигационной информации, уметь определять их достоверность и уход вертолета с заданных навигационных параметров, своевременно обнаруживать отказ системы или прибора. Этому учит вертолетовождение. Не освоив его теоретические основы, способы применения технических средств в полете, нельзя выполнить самое простое полетное задание.
Технические средства вертолетовождения по принципу действия делятся на четыре основные группы.
Геотехнические средства основаны на измерении параметров геофизических полей Земли (магнитного, гравитационного и других). К этой группе относятся магнитные компасы, гироскопические приборы, барометрические высотомеры, указатели воздушной скорости, инерциальные системы, оптические визиры, часы, секундомеры и др.
Большая часть этих средств устанавливается на всех самолетах и вертолетах, используется в любом полете, так как они автономны, надежны, обладают высокой помехозащищенностью. Вместе с тем они не во всех условиях позволяют получить требуемую точность решения задач вертолетовождения, поэтому применяются, как правило, в комплексе с другими средствами.
Радиоэлектронные средства измеряют параметры радиоволн (частоту, фазу колебаний, амплитуду, время распространения и др.), излучаемых специальными устройствами, находящимися на борту вертолета, на земле или в космосе (на навигационных искусственных спутниках Земли). В эту группу входят автономные радиоэлектронные средства и неавтономные, представляющие собой радионавигационные системы. Автономные размещаются на борту вертолета, могут применяться в полетах на любой дальности. К ним относятся доплеровские измерители путевой скорости и угла сноса, радиовысотомеры, бортовые радиолокационные станции и др. Радионавигационные системы (РНС) в своем составе имеют бортовое и наземное оборудование, позволяющее выдавать навигационную информацию только при совместной работе. Дальность их действия ограничена. По характеру измеряемых величин различают следующие РНС: угломерные, с их помощью измеряется направление (угол) из точки приема на передающую точку; дальномерные, с их помощью измеряется расстояние (дальность) между точками передачи и приема; угломер — но-дальномерные, измеряющие направление и дальность между
двумя точками; разностно-дальномерные, измеряющие разность расстояний от одной точки до двух других. В спутниковых навигационных системах (СНС) оборудование, по принципу действия подобное наземному, устанавливается на спутнике.
Достоинство радиоэлектронных средств — высокая точность измерений навигационных параметров в любых условиях; недостаток— их подверженность различного рода помехам, демаскирование полета бортовым передатчиком данного летательного аппарата (спутника), ограниченная дальность действия РНС, особенно при обеспечении полетов на предельно малых высотах. Используются радиоэлектронные средства совместно с геотехническими.
Светотехнические средства основаны на использовании бортовых или наземных источников света. К ним относятся светомаяки (бортовые и наземные), прожекторы, огни посадочных систем, пиротехнические средства, ориентирно-сигнальные бомбы и знаки. Эти средства являются вспомогательными, используются главным образом ночью для маркирования аэродромов, ВПП и точек маршрута, облегчения ориентировки и посадки вертолетов и самолетов, информации о местах нахождения в воздухе летательных аппаратов.
Астрономические средства основаны на пеленгации небесных светил, являющихся источниками светового (радио) излучения. В эту группу входят астрокомпасы, астроориентаторы и другие устройства. Их достоинства — автономность, возможность использования в различных точках земли. На вертолетах широкого применения они пока не нашли из-за сложности аппаратуры.
Особую группу технических средств представляют навигационные вычислительные устройства, широко применяемые на самолетах и появляющиеся на некоторых вертолетах. Они позволяют объединить различные технические средства в единую комплексную навигационную систему (КНС), в которой с помощью бортовых цифровых вычислительных машин или других вычислителей не только решаются задачи вертолетовождения, но и автоматизируется процесс вертолетовождения. Применение их позволяет более полно реализовать боевые возможности вертолетов, изменяет функции членов экипажа. Освободив экипажи от расчетов, КНС в то же время повышает требования к знаниям летного состава, к умению их решать логические задачи.
Вертолеты как летательные аппараты впервые были созданы в нашей стране. В тридцатые годы появились: вертолет инженера А. М. Черемухина, впоследствии профессора, доктора технических наук; автожиры КАСКР Н. И. Комарова и Н. К. Скржинского; вертолет И. П. Братухина и другие. Хотя некоторые из них и соответствовали мировым достижениям науки, широкого применения они тогда не нашли.
Только в послевоенные годы благодаря успехам советской науки и экономики, заботам КПСС и Советского правительства нашими конструкторами были созданы современные вертолеты: в 1947 г. — вертолет Ми-1, на котором наши летчики установили
17 мировых рекордов; в 1952 г.— вертолет Ми-4, получивший золотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе. За 25 лет только в конструкторском бюро М. Л. Миля было создано десять типов вертолетов, восемь из них пошли в серию. Успешно используются вертолеты и конструкторского бюро Н. И. Камова, которые также отмечались золотыми медалями на международных авиационных выставках.
Путь в небо и славу нашим вертолетам прокладывали и добывали известные вертолетчики Б. Анапов, Ю. Гарнаев, Г. Алферов, М. Байкалов, В. Колошин, Р. Капрелян, В. Колошенко, Т. Егор — кина, А. Капралов и другие. Благодаря их усилиям удалось выявить и расширить возможности вертолетов. Вертолет зарекомендовал себя как особого вида летательный аппарат, а вместе с ним появилась и одна из разновидностей воздушной навигации — вер — толетовождение.
В последние годы наблюдается быстрый рост научно-технического прогресса в нашей стране. Появились не только новые самолеты, но и вертолеты третьего и четвертого поколений. В данном учебнике изложены теория и практика применения навигационно-пилотажного оборудования существующих и перспективных вертолетов, обобщен опыт его применения на современных вертолетах и даны практические рекомендации по более полному использованию возможностей технических средств вертолетовож — дения.
При подготовке и выполнении полетов экипаж кроме технических средств применяет полетные карты, штурманские измерительные инструменты, ведет визуальную ориентировку. Твердое знание теоретических основ вертолетовождения, умение применять свои знания в полете, строгое соблюдение летных законов — залог успешного выполнения полетных заданий.