КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА АГРЕГАТОВ ШАССИ
Передняя стойка шасси воспринимает часть нагрузки, приходящейся на шасси при посадке, а также обеспечивает самолету совместно с основными стойками возможность передвижения по земле и свободу маневрирования при рулении. Передняя стойка включает: переднюю амортизационную стойку; нетормозное колесо; гаситель колебаний;
механический замок выпущенного положения передней стойки;
гидравлический цилиндр уборки и выпуска передней стойки; щитки.
Передняя амортизационная стойка (см. рис. 14 и 16) является силовой конструкцией, воспринимающей от колеса и передающей усилия и моменты на каркас передней части фюзеляжа. Одновременно стойка является цилиндром амортизатора и состоит из следующих частей: стакана стойки;
амортизатора, детали которого размещены внутри стакана стойки;
кулачкового механизма; нижнего узла; вилки колеса.
Стакан стойки является основным силовым элементом стойки. На наружной поверхности стакана приварены: узел крепления стойки; узел крепления штока рабочего гидравлического цилиндра; кронштейн крепления гасителя колебаний; кронштейн крепления серьги, входящей в замок выпущенного положения стой-
ки; штуцер зарядного клапана, кронштейны для крепления тяг управления щитками.
В нижней части стакана имеются два шлифованных пояса для посадки нижнего узла. Внутренняя полость стакана служит цилиндром для амортизатора.
Амортизатор (рис. 16) служит для восприятия и рассеивания энергии удара самолета при посадке и рулении. Состоит из следующих частей: пустотелого штока, на верхний конец которого навернут бронзовый поршень с отверстиями для прохода жидкости; клапана
> |
обратного торможения, плунжера, который закреплен в верхней части стакана и входит во внутреннюю полость пустотелого штока; профилированной иглы, закрепленной в штоке и проходящей через отверстие в шайбе — плунжера; уплотнительного пакета, состоящего из набора резиновых манжет и дюралюминиевых распорных колец. На плунжере установлено уплотнительное кольцо. В нижнем торце плунжера имеется шайба с отверстием.
Опорами штока являются поршень и пластмассовая: втулка, установленная в стакане стойки под уплотнительным пакетом.
Нижним концом штока амортизатор шарнирно соединяется с вилкой колеса.
Амортизатор заряжается маслом АМГ-10 в количестве 315 см3 и азотом под давлением 20±1 кгс/см2.
При ударе колеса о землю на посадке или рулении шток амортизатора входит в цилиндр (прямой ход амортизатора). При этом кинетическая энергия удара превращается в потенциальную энергию сжатого газа и рассеивается в виде тепла при преодолении гидравлических сопротивлений жидкости, проталкиваемой через отверстия в поршне и кольцевую щель между профилированной иглой и отверстием в шайбе плунжера.
Верхний конец профилированной иглы имеет срез, и в начале хода штока кольцевая щель достаточно большая. Это сделано для того, чтобы исключить гидроудар — при резком обжатии амортизатора во время грубой посадки, так как жидкость свободно проходит через кольцевую щель, а сжимается только воздух.
По мере увеличения хода штока кольцевая щель уменьшается, благодаря чему гидравлическое сопротивление проталкиваемой жидкости постепенно возрастает.
После прекращения действия ударной нагрузки поршень со штоком под действием сжатого газа пойдет вниз (совершается обратный ход). Торможение обратного хода штока происходит за счет гидравлических сопротивлений перетеканию жидкости через отверстия в поршне, через щель между профилированной иглой и отверстием в шайбе плунжера и через уменьшенное проходное сечение обратного клапана торможения.
Кулачковый механизм, предназначенный для разворота колеса в линию полета при уборке шасси, состоит из двух кулачковых муфт: верхней, закреплен-
ной на штоке амортизатора, и нижней, закрепленной во внутренней полости стакана стойки.
При отрыве переднего колеса от земли под действием сжатого газа шток амортизатора выдвигается из цилиндра. При этом верхняя кулачковая муфта надвигается на нижнюю, их профили совмещаются и колесо становится по полету.
Нижний узел служит для крепления вилки колеса и обеспечивает ей поворот относительно оси стойки. Он представляет собой патрубок с приваренными двумя втулками — верхней и нижней. Верхняя втулка свободно насажена на нижнюю часть стакана стойки и удерживается на ней фланцевой гайкой. В верхнюю втулку запрессованы два бронзовых скользящих подшипника.
На верхней втулке имеются приливы, которые, упираясь в ограничители на стакане стойки, ограничивают поворот нижнего узла, вилки и колеса вправо и влево до 50°.
Вилка колеса выполнена из двух штампованных профилей, сваренных совместно с узлом ее навески. В нижней части профилей имеются две втулки для оси колеса. К вилке колеса приварен кронштейн, к которому шарнирно крепится шток амортизатора.
Колесо передней стойки шасси (рис. 17) нетормозное, состоит из диска колеса, на который надевается съемная реборда, удерживаемая на диске стопорным кольцом. С обеих сторон в диск колеса запрессованы конические роликовые подшипники. Для предохранения подшипников от загрязнения и сохранения смазки с внешней стороны поставлены сальники. Посредством стальной оси колесо устанавливается на вилке.
Гаситель колебаний служит для гашения незатухающих боковых колебаний колеса, возникающих при движении самолета по земле. Гаситель колебаний поршневого типа (рис. 18), состоит из корпуса, поршня с обратными клапанами и калиброванным отверстием диаметром 0,8 мм и поводка поршня. В него заливается 60 см3 масла АМГ-10. Гаситель колебаний установлен на стакане стойки, а его поршень своим поводком соединен с нижним узлом стойки.
При повороте вправо или влево нижнего узла совместно с вилкой и колесом поводок приводит в движение поршень, который перемещает масло АМГ-10 из одной камеры в другую через калиброванное отверстие.
Рис. 17. Переднее колесо:
І — покрышка; 2 — камера пневматики; 3 — вентиль; 4 — съемная реборда; 5 — диск колеса правый; 6 — подшипник; 7 — распорная втулка; 8 — стопорное кольцо; 9—ось колеса;
10 — винт; 11 — шайба
Гидравлическое сопротивление жидкости тормозит перемещение поршня.
Момент сопротивления развороту колеса, создаваемый демпфером, зависит от угловой скорости разворота колеса. Наличие демпфера не затрудняет рулежку, так как при этом угловые скорости разворота колеса малы и гидравлические сопротивления перетеканию жидкости в демпфере также малы.
При увеличении частоты колебаний колеса гидравлические сопротивления перетеканию жидкости в демпфере возрастают и за счет этого осуществляется гашение колебаний.
Гидравлический цилиндр уборки и выпуска передней стойки состоит из гильзы, штока с поршнем и шарикового замка, фиксирующего переднюю стойку в убранном положении. Шариковый замок состоит из шариков, размещенных в радиальных отверстиях поршня, кольцевой проточки внутри гильзы и свободно плавающего плунжера с пружиной.
При уборке передней стойки в конце хода поршень через шарики давит на конусный выступ плунжера и перемещает его вверх, сжимая пружину. При совмещении шариков с кольцевой проточкой в гильзе шарики заскакивают в нее, плунжер под действием пружины перемещается в обратном направлении и запирает шарики в кольцевой проточке. Шариковый замок закрывается и фиксирует шток, а значит, и переднюю стойку в убранном положении.
Рис. 18. Гаситель колебаний: 1—корпус; 2 — поршень; 3—обратные клапаны; 4 — поводок |
Открытие шарикового замка производится при выпуске передней стойки давлением жидкости на плунжер, который перемещается вверх и освобождает шарики.
Рабочий цилиндр установлен на шпангоуте № 3 носовой части фюзеляжа, а шток его подсоединяется к стакану стойки.
Механический замок выпущенного положения передней стойки предназначен для
удержания стойки в выпущенном положении. Установлен на шпангоуте № 3 носовой части фюзеляжа. Механизм замка собран в стальной обойме. Между щеками обоймы на оси вращается крюк, который под действием пружины стремится повернуться в открытое положение.
Над крюком на оси установлен запирающий рычаг, на который с одной стороны действует пружинный цилиндр, с другой — шток гидравлического цилиндра открытия замка.
При убранной передней стойке замок открыт и крюк своей пружиной развернут вправо до упора. Запирающий рычаг при этом под действием пружинного цилиндра развернут влево.
При выпуске передней стойки серьга, установленная на стакане стойки, надавливая на крюк, разворачивает его влево.- При этом крюк скользит по запирающему рычагу и приподнимает его. Когда крюк развернется влево до упора, его скос заходит под запирающий рычаг, который под действием пружинного цилиндра поворачивается влево и запирает крюк. Замок закрыт. В этом положении серьга стойки удерживается крюком в вырезах обоймы замка.
При уборке передней стойки подается давление жидкости в цилиндр открытия замка. Шток цилиндра выдвигается и разворачивает запирающий рычаг, освобождая крюк. Замок открывается.
Щитки передней стойки — передний и задний — в процессе уборки стойки закрывают нишу. Передний щиток открыт только в промежуточных положениях стойки, а при убранном и выпущенном ее положениях — закрыт.
Задний щиток при выпущенной стойке открыт, при убранной — закрыт. Управляются щитки от передней стойки: передний — через систему тяг и качалок,
задний — тягой, непосредственно присоединенной к стакану стойки.
Основные стойки шасси воспринимают большую часть нагрузки, приходящейся на шасси при посадке, и совместно с передней стойкой обеспечивают самолету возможность передвижения по земле. Основная стойка шасси (рис. 15 и 19) включает в себя:
основную амортизационную стойку;
тормозное колесо;
гидравлический цилиндр уборки и выпуска основной стойки;
складывающийся подкос;
механический замок убранного положения стойки;
щитки.
Основная амортизационная стойка является главным силовым элементом шасси. Стойка состоит из стакана, амортизатора, размещенного внутри стакана стойки, полувилки.
Стакан стойки представляет собой стальную трубу, к которой приварены: втулка крепления стойки, рычаг крепления полувилки, узел крепления складывающегося подкоса, штуцер зарядного клапана, узел крепления тяги управления центропланным щитком, ушко крепления буксировочного троса.
Во втулку крепления стойки запрессованы два бронзовых подшипника скольжения.
Амортизатор по устройству и принципу работы аналогичен амортизатору передней стойки. Отличается лишь отсутствием профилированной иглы, роль которой выполняют срезы в нижней части плунжера, и наличием тормозного кольца, установленного на штоке. В конце обратного хода штока тормозное кольцо входит в конусную втулку, закрепленную в стакане стойки, и создает большие гидравлические сопротивления, предотвращая удар в ограничители обратного хода.
Нижний конец штока шарнирно соединяется с полу — вилкой.
По л у вилка сварена из двух штампованных профилей и соединена со стаканом стойки пустотелой осью, проходящей через проушины рычага стакана и полувилки. Вовнутрь оси ввернуто ушко, предназначенное для подвески стойки на крюк замка убранного положения. К середине полувилки приварен узел для крепления штока амортизатора, к нижней части — фланец для крепления тормозного диска колеса.
В полувилку запрессовывается полуось колеса. Через полувилку и полуось проходит болт, который удерживает последнюю от проворачивания. На свободном конце полуоси имеются торцевые шлицы для крепления тормоза колеса и внутренняя резьба для навинчивания гайки крепления колеса.
Колеса основных стоек шасси (рис. 20) обеспечивают самолету проходимость и воспринимают своими
Рис. 20. Колесо основной стойки:
I — покрышка; 2 — камера; 3 — вентиль; 4 — прокладка; 5, 6 — барабан; 7 — тормозная рубашка; 8 — подшипники; 9 — левый тормоз; 10— правый тормоз; 11 — тормозная накладка; 12— тормозной цилиндр; 13— фланец; 14 — винт; 15— болт; 16 — трубки подвода воздуха
пневматиками часть, энергии удара, а торможение колес дает возможность маневрировать на аэродроме и сокращать послепосадоч — ный пробег.
Основными частями колеса являются:
барабан;
две тормозные рубашки;
два тормозных диска;
пневматики (покрышка и камера);.
два конических роликовых подшипника.
Барабан отлит из магниевого сплава и состоит из двух половин, которые соединяются между собой болтами. Такая конструкция барабана облегчает монтаж
пневматика.
К каждой половине барабана с помощью винтов крепится тормозная рубашка. Во внутренней полости каждой тормозной рубашки размещается тормозной диск.
Один тормозной диск крепится болтами к фланцу на полувилке колеса, а второй — к полуоси колеса посредством торцевых шлиц и гайки.
Каждый тормозной диск состоит из корпуса, двух тормозных колодок, двух цилиндров управления колодками и пружин колодок. На тормозные колодки наклепываются тормозные накладки из армированной фрикционной пластмассы.
При торможении колес сжатый воздух из воздушной системы подается в цилиндр управления, штоки цилиндров выдвигаются и прижимают тормозные колодки к тормозным рубашкам.
При прекращении подачи сжатого воздуха в цилиндры управления пружины возвращают тормозные колодки в отжатое положение. Зазор между тормозными колодками и рубашкой должен быть не менее 0,2 мм и проверяется щупом через окна.
Колесо устанавливается на полуоси на двух роликовых конических подшипниках и крепится гайкой.
Гидравлический цилиндр уборки и выпуска основной стойки по устройству и принципу работы аналогичен цилиндру передней стойки. Гидравлический цилиндр крепится к приливу узла навески основной стойки шасси.
Складывающийся подкос состоит из двух звеньев — нижнего и верхнего, подвижно соединенных между собой.
Нижнее звено подсоединяется к стакану стойки. Верхнее звено соединяется с проушиной оси, вращающейся в балке, жестко укрепленной на стенке лонжерона и нервюре № 5 центроплана. К оси крепится рычаг, который соединяется со штоком цилиндра уборки и выпуска стойки.
При выпущенном положении основной стойки ось соединительного болта звеньев подкоса находится ниже линии, проходящей через центры узлов соединения подкоса со стойкой и осью в балке. Образуется так называемая «стрела прогиба».
За счет «стрелы прогиба» складывающийся подкос препятствует самопроизвольному складыванию основной стойки в случае отказа шарикового замка.
Механический замок убранного положения основной стойки шасси установлен в нише основной стойки между нервюрами № 5 и 6 центроплана. По устройству и принципу действия аналогичен механическому замку выпущенного положения передней стойки.
Щитки основной стойки шасси предназначены для закрытия ниши основной стойки после ее уборки. Щитков три. Центропланный щиток установлен на шомпольной подвеске на нервюре № 8 центроплана. Управляется основной стойкой посредством тяги. Щиток стойки неподвижно закреплен на полувилке колеса.
Щиток колеса подвешен на двух узлах на нервюре № 2 центроплана. Управляется гидравлическим цилиндром. В открытом положении щиток колеса удерживается шариковым замком гидравлического цилиндра, в закрытом положении — механическим замком. Принцип действия тот же, что и у механических замков передней и основных стоек шасси.
Механический замок щитка колеса посредством тяг соединен с механическим замком основной стойки. Регулировка тяг такова, что при выпуске шасси вначале открывается замок щитка колеса, а затем замок основной стойки.
Конструкция и работа системы уборки и выпуска шасси рассматриваются в главе «Гидравлическая система».
Контроль за положением шасси, а также за процессом их уборки и выпуска производится с помощью электрической сигнализации и по механическим указателям.