Линии положения вертолета на земной. поверхности

Линией положения вертолета называется геометрическое ме­сто точек вероятного местонахождения вертолета на земной по­верхности, определяемое постоянством измеренной величины па­раметра (угла, расстояния и т. д.). Величины параметров линий положения вертолета измеряются с помощью различных средств вертолетовождения и характеризуют геометрические свойства этих линий.

В настоящее время в теории и практике вертолетовождения используются следующие линии положения:

— ортодромия;

— локсодромия;

— линия равных радиопеленгов (азимутов);

— линия равных расстояний.

Ортодромией называется дуга окружности большого кру­га, являющаяся кратчайшим расстоянием между двумя точками на земной поверхности (рис. 1.10). Через две заданные точки А и S на земной поверхности, расположенные не на противополож­ных концах диаметра Земли, можно провести только одну орто­дромию. Меридианы и экватор являются частными случаями орто­дромии. Вследствие схождения меридианов у полюсов ортодромия пересекает меридианы под различными углами и в точке с на­ибольшей широтой ближе всего подходит к полюсу Земли. Эта точка называется точкой вертекса. В ней ортодромия пересекает истинный меридиан под углом 90°.

Путь вертолета по ортодромии называется ортодромическим, а угол (3 между северным направлением истинного меридиана и на­правлением касательной в данной точке ортодромии — путевым углом ортодромии.

Ортодромия на картах проводится при прокладке маршрута, определении линии фактического пути вертолета в полете, а так­же при прокладке линий положения вертолета, определяемых с помощью наземных радиопеленгаторов.

На всех картах, применяемых в авиации, ортодромия для рас­стояний до 1000 км в средних широтах практически изображает­ся прямой линией. Следовательно, чтобы проложить ортодромию между двумя точками, расстояние между которыми не более 1000 км, достаточно соединить их прямой линией.

Локсодромией называется линия на земной поверхности, пересекающая меридианы под одним и тем же углом а (рис. 1.11). Угол между северным направлением меридиана и локсодромией называется путевым углом локсодромии.

Линии положения вертолета на земной. поверхности

Если путевой угол локсодромии равен 90 или 270°, то она сов­падает с экватором или параллелью, т. е. становится большим или малым кругом. При путевых углах 0 и 180° локсодромия сов­падает с меридианом и становится дугой большого круга. Во всех остальных случаях локсодромия на поверхности земного ша­ра представляет собой пространственную логарифмическую спи­раль, которая огибает земной шар бесконечное количество раз и с каждым оборотом асимптотически приближается к полюсу. Сво­ей выпуклостью на поверхности земного шара локсодромия обра­щена в сторону экватора.

Локсодромия длиннее ортодромии и не совпадает с ней. Толь­ко в двух случаях, когда полет выполняется вдоль меридиана или вдоль экватора, локсодромия совпадает с ортодромией по направ­лению и равна последней по длине.

Практически при расстояниях между исходной и конечной точ­ками локсодромии до 1000 км разность между длинами локсодро­мии и ортодромии настолько мала, что при выборе маршрута с нею можно не считаться. Если разность путевых углов в начале и конце прямолинейного участка не превышает 3°, то маршрут между этими точками на карте прокладывают по прямой линии.

Для измерения путевого угла локсодромии на карте необхо­димо соединить крайние точки маршрута прямой, затем замерить путевые углы в начале и конце маршрута. Полусумма этих углов и будет являться путевым углом локсодромии. Этот угол можно также замерить непосредственно у среднего меридиана маршрута.

Линии положения вертолета на земной. поверхности
Линией равных пеленгов (азимутов) называется такая линия, во всех точках которой пеленг наземной радиостан­ции, т. е. угол между направлением меридиана, проходящего че­рез точку местонахождения вертолета, и направлением ортодро — мического пеленга наземной радиостанции, имеет одну и ту же величину (рис. 1.12). Такой вид линии положения получают при пеленгации наземных радиостанций с помощью автоматических радиокомпасов. На картах линии равных пеленгов представляют

собой сложные кривые, пересекающие меридианы под различны­ми углами. В точке установки радиостанции кривая пересекает меридиан под углом, равным пеленгу радиостанции. При пелен­гах радиостанции, равных 0 и 180°, линия равных пеленгов со­впадает с меридианом, проходящим через точку установки радио­станции.

Линией равных расстояний называется геометриче^- ское место точек, равноудаленных от некоторой фиксированной точки на земной поверхности. Эта линия используется при реше­нии задач вертолетовождения с помощью радионавигационных средств, обеспечивающих измерение дальности (система РСБН, наземные и бортовые радиолокационные станции), а также с по­мощью астрономических средств. В последнем случае она назы­вается линией равных высот светила.

2*

19

На поверхности земного шара линия равных расстояний пред­ставляет собой окружность малого круга. Ее сферический радиус равен измеренной дальности, а центр совпадает с точкой, до ко­торой или от которой измерена дальность (рис. 1.13).

При использовании дальномерных радионавигационных систем в целях вертолетовождения линии равных расстояний строятся на картах в виде окружностей, которые в вертолетовождении ино­гда называют орбитами.