ТРАНСМИССИЯ
Трансмиссия вертолета Ми-4 предназначена для передачи мощности двигателя на несущий и хвостовой винты с требуемым числом оборотов. Трансмиссия состоит из трех редукторов и валов,’ связывающих редукторы с двигателем и между собой.
Главный вал трансмиссии соединяет коленчатый вал двигателя е главным редуктором и передает всю создаваемую двигателем мощность.
Вал выполнен в виде трубы с двумя эластичными муфтами, которые благодаря входящим в их конструкцию резиновым втулкам смягчают’ крутильные колебания в процессе работы трансмиссии. Для компенсации температурных влияний, а также отклонений в линейных размерах между двигателем и главным редуктором верхняя — муфта, присоединяемая -к фланцу ведущего вала главного редуктора, имеет с главным валом скользящее шлицевое соединение.
Главный редуктор предназначен для передачи крутящего момента от двигателя (через главный вал) на вал несущего винта и на хвостовой вал трансмиссии. На ведущем валу редуктора установлена муфта свободного хода, отключающая — редуктор от двигателя при работе несущего винта на режиме самовращения. Редукция к валу несущего винта осуществляется через коническую пару зубчатых колес и двухступенчатую планетарную передачу. Передача на хвостовой вал осуществляется через коническую пару зубчатых колес. На редукторе имеются приводы для двух гидронасосов НШ-11М основной и дублирующей гидросистем и привод для генератора — счетчика оборотов-.
Главный редуктор имеет собственную масло-систему с ма-слора-диато- ром, — расположенным — в двигательном о-т-секе.
Хвостовой вал, соединяющий главный редуктор с промежуточным редуктором, — смонтирован в хвостовой балке. Горизонтальная часть хвостового- вала расположена на семи подшипниковых — опорах, закрепленных в шпангоутах фюзеляжа и хвостовой — балки. Для компенсации монтажных перекосов горизонтальной части хвостового вала и упругих деформаций хвостовой — балки служат шесть универсальных шарниров; для компенсации — разницы температурных расширений хвостового — вала, фюзеляжа и хвостовой балки, а также изменений длины вследствие деформаций горизонтальная часть хвостового вала имеет шлицевые соединения.
Промежуточный редуктор предназначен для изменения направления оси хвостово-го вала вверх на 45° без изменения числа оборотов. Передача крутящего момента — от горизонтальной части хвостового — вала к концевой — наклонной его части, расположенной в концевой — балке, — осуществляется в промежуточном редукторе парой конических зубчатых колес со — спиральным зубом. Смазка промежуточного редуктора барбо — тажная. Для лучшего — — охлаждения масла — нижняя часть корпуса — редуктора как внутри, так и снаружи выполнена ребристой. Промежуточный редуктор крепится к специальному фланцу на стыке хвостовой и концевой балок.
Промежуточный редуктор связан с хвостовым редуктором при помощи концевой части хвостового — вала, проходящей в концевой балке п-од углом 45° к горизонтали.
Концевая часть хвостового вала имеет два универсальных шарнира и шлицевое соединение — с валом хвостового — редуктора.
Хвостовой редуктор, на ведомом валу которого установлен хвостовой винт, посредством пары конических зубчатых колес снижает число оборотов вала и -обеспечивает изменение — направления ведомого вала на 90°. В хвостовом редукторе смонтирован также механизм управления шагом хвостового — винта. Смазка хвостового — редукто-ра барботажная. Хвостовой редуктор крепится н-а фланце к конц-евой балке.
Для торможения трансмиссии при запуске и пр-огреве двигателя, а также для ускоренной — остановки несущего и хвостового винтов после по-садки вертолета в систему трансмиссии включен тормоз колодочного типа. Корпус тормоза с разжимными колодками установлен на корпусе главного реду-кт-о-ра. Наружный -ребристый диск тормоза установлен на фланце привода хвостового вала и вращается вместе с ним. Управление
тормозом осуществляется из кабины летчика специальной ручкой е тросовой проводкой и сблокировано е управлением муфтой включения. Ручка управления тормозом расположена между сиденьями летчиков.