ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ОПАСНОСТИ

Любой процесс деятельности в области авиации представляет опасность, так как характеризуется действиями не только самого субъекта труда, но и функционированием механизмов машин, обору­дования и изменением характеристик управления воздушным судном, а также параметров самой среды, в которой совершается деятельность человека. Всё это формирует условия труда, в которых протекает тру­довая деятельность человека, требующая применения технологии контроля окружающей обстановки и деятельности человека, а также ситуаций, создающихся во времени и пространстве.

Контроль даёт возможность человеку следить за развитием ок­ружающей обстановки и принимать своевременные решения, адек­ватные создающимся условиям и ситуации на основе свойства анти­ципации, т. е. действовать в соответствии с реальной ситуацией.

Всякая деятельность включает в себя:

• цель,

• план деятельности,

• объект деятельности,

• средство достижения цели,

• результат деятельности,

• собственно процесс деятельности.

Деятельностью принято называть специфическую форму ак­тивного отношения человека к окружающему миру, которое он про­являет в целесообразном преобразовании этого мира [16].

Толчком к началу деятельности обычно служат возникающие у человека потребности — нужда в чём-то необходимом для его суще­ствования. Большинство из них он удовлетворяет посредством труда.

Появление у человека потребностей само по себе ещё не порож­дает деятельности, возникает лишь общее неопредмеченное влече­ние его к чему-то, что может эти потребности удовлетворить.

Деятельность же возникает только тогда, когда в сознании чело­века актуализируется конкретный предмет, который способен удов­летворить возникшие потребности и который становится целью этой деятельности.

Факторы, определяющие при этих потребностях выбор цели, а следовательно и направление деятельности, называют её мотивами.

С выбором цели у человека вместо общего влечения возникает уже конкретное желание достичь этой цели. Избранный в качестве цели предмет, наряду с реальным бытием, теперь начинает сущест­вовать в сознании человека уже в виде психического образа — в виде некой «модели потребного будущего». Причём цель и предмет дея­тельности всегда осознаются человеком.

Процесс актуализации в сознании человека цели уже сам по себе следует расценивать как этап предметной деятельности. Обязатель­ной предпосылкой успешного завершения этой деятельности долж­но явиться удовлетворение возникшей потребности, т. е. преобразо­вание существующей ситуации в ситуацию, при которой цель будет достигнута. Для этого человек должен представить себе образ того, чего ещё нет, но что должно появиться в результате деятельности, т. е. должен экстраполировать существующую ситуацию на будущее (спланировать свою деятельность).

Деятельность можно подразделять по самым разнообразным признакам:

• по форме,

• способу её осуществления,

• отношению человека к деятельности,

• связанным с деятельностью физиологическим проявлениям,

• временным и пространственным характеристикам и т. д.

Все эти признаки определяют безопасность человека в процессе его деятельности.

Однако основу для различения видов деятельности следует ус­матривать, прежде всего, в различии её объектов и предметов, кото­рые чаще всего и являются основой носителей опасности. Деятель­ность человека не должна перерастать в незаконное вмешательство в деятельность в области авиации.

Объектом деятельности человека в области авиации служит воздушное судно. Целью его деятельности является, как правило, обеспечение функционирования системы «ЧЕЛОВЕК — ВОЗДУШ­НОЕ СУДНО», в которую он сам входит, в соответствии с заданной программой и получение, таким образом, требуемого выходного продукта. Эта деятельность может проявиться в самых разнообраз­ных формах, начиная с включения системы управления воздушным судном, установления программы действия, контроля её выполне­ния, устранения отклонений от этой программы, контроля выходно­го продукта и вплоть до мер поддержания исправности технических устройств и сохранения собственной работоспособности в процессе управления.

Таким образам, человек в системе управления воздушным суд­ном осуществляет как функции регулирования — принудительного воздействия на воздушное судно для поддержания заданных показа­телей его работы, так и функции саморегуляции — поддержания не­обходимых показателей собственной деятельности посредством внутренних изменений её организации.

В зависимости от выделенной цели деятельность человека — опе­ратора может рассматриваться на различных этапах: от какого-либо небольшого этапа управления, направленного на достижение суще­ственной для оператора самостоятельной цели, и до всей его трудо­вой деятельности в целом, обусловленной направленностью его личности.

Для уточнения границ деятельности иногда используется термин цикл деятельности, определяющий совокупность действий по вы­полнению определённой трудовой задачи (например, пилотирование лайнера по заданному маршруту между двумя аэропортами) или пе­риод непрерывной работы по его обслуживанию.

Цель деятельности обычно задаётся человеку — оператору извне. Чтобы такая цель стала его личной целью, она должна обладать спо­собностью удовлетворять соответствующую потребность человека. В достижении подобных, предписанных извне, целей обычно и за­ключается деятельность человека в условиях коллективного труда.

С возникновением цели деятельности в виде «модели потребного будущего» в сознании человека всегда актуализируется план дейст­вий по достижению этой цели.

План формируется в виде последовательных действий (циклов), обычно имевших ранее место в опыте человека, причём каждое дей­ствие плана оказывается направленным на достижение некоторой промежуточной цели (результата цикла) определённой деятельности (например, взлёт, режим полёта, снижение, посадка на аэродром).

Сам цикл действия определяется начальной фазой, временем протекания действия (процессом) и конечным результатом, который может быть положительным (цель достигнута и выполнено условие безопасности) и отрицательным (цель не достигнута — условия безо­пасности не выполнены).

Цикл действия можно представить отрезком времени, характери­зующимся началом и завершением действия, и средствами, необхо­димыми для достижения поставленной цели.

Действием принято называть процесс, подчинённый представ­лению о том промежуточном результате, который должен быть дос­тигнут.

Деятельность и действие представляют собой связанные, но не совпадающие реальности. Так, одна и та же деятельность может осуществляться посредством различных действий, а одно и то же действие — входить в разные виды деятельности. Если деятельность движима её общим мотивом и направлена на её конечную цель, то действие побуждается тем же мотивом, но направляется, лишь на промежуточный результат, промежуточную цель, которая в нём дос­тигается.

Обычно каждое действие плана может выполняться различными способами, поэтому человеку приходится в каждом конкретном слу­чае выбирать такой способ его осуществления, который наиболее соответствует сложившимся условиям и наиболее безопасен для не­го. Следовательно, наряду с общим действием, направленным на достижение промежуточной цели, существует и конкретный способ выполнения этого действия — операция. Таким образом, понятие «операция» учитывает одновременно и направление действия, и способ его реализации.

Операция — это те способы, которыми осуществляется действие. Их особенность состоит в том, что они отвечают не мотиву и не це­ли действия, а тем условиям, в которых дана эта цель, т. е. задаче (задача и есть цель, заданная в конкретных условиях).

Понятие условия в этом случае имеют широкую трактовку — в него входят и внешние факторы, обусловливающие деятельность, и внутренние факторы, определяющие возможности человека по её реализации.

Если действие избирается, исходя из его цели, то операция явля­ется результатом преломления действия через наличные орудия и условия его осуществления, т. е. она как бы обусловливается «техно­логией» действия. Выбор действия диктуется обеспечением успеш­ности всей деятельности, выбор же операции — обеспечением ус­пешности этого действия.

Появление у человека потребности при отсутствии конкретного предмета, способного её удовлетворить, порождает у него лишь вле­чение к её удовлетворению.

С актуализацией в сознании работника предмета, который соот­ветствует его мотивам и может удовлетворить потребность, уже этот предмет становится целью деятельности. При этом рождается план действий, в котором каждое действие направлено на достижение промежуточной цели.

Когда деятельность начинает выполняться, для реализации каж­дого действия на основе реально существующих условий выбирают­ся такие операции, которые наиболее соответствуют разрешаемой в действии задаче.

Анализ практической деятельности человека, включающей мно­гообразие формы его активности, приводит к индивидуальному за­ключению о потенциальной опасности любой деятельности.

Потенциальность опасности деятельности заключается:

• в скрытом, неявном характере проявления факторов опасно­сти при определённых, нередко труднопредсказуемых условиях,

• несвоевременности выявления возникающих ситуаций,

• несоответствии поступающей информации о факторах опас­ности и их параметрических характеристиках,

• невозможности согласовать свои действия в соответствии со свойством антиципации, т. е. на основе способности предугадать развитие будущих событий,

• недостаточной информативности развивающейся во времени и пространстве опасной обстановки,

• неверно принятых решениях, которые могут усилить (ини­циировать) другие факторы опасности,

• недостаточности профессиональных знаний, в том числе в условиях аварии или чрезвычайной ситуации,

• неустойчивом психическом состоянии человека,

• возможности изменения пространственной структуры среды обитания,

• во временном проявлении опасности,

• в риске для собственной жизни или жизни других.

Всё это многообразие показывает, что потенциальность можно охарактеризовать параметрами факторов опасности, характеристи­кой воздействия этих факторов, а также профессионализмом работ­ника.