КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Все опасности классифицированы по ряду признаков, основным из которых является характер возможного взаимодействия человека с фактором, выражающим потенциальность опасности.

По этому признаку факторы делятся на три группы:

• Активные.

• Активно-пассивные.

• Пассивные.

К активной группе относятся факторы, которые могут оказать воздействие на человека посредством заключенных в них энергети­ческих ресурсов.

По виду энергии факторы этой группы подразделяются на сле­дующие подгруппы:

• физические,

• химические,

• биологические,

• психофизиологические,

• информационные.

Пассивно-активная группа опасностей характеризуется факто­рами опасности, активизирующимися за счёт энергии, носителем которой является человек и элементы производственной среды.

Пассивная группа опасностей выражена факторами, проявляю­щимися опосредованно во времени.

Дальнейшая классификация факторов опасности основана на их воздействии, характеризующемся следующими признаками:

• Возможным характером воздействия факторов на организм субъекта или объекта.

• Структурой или строением факторов.

• Последствиями воздействия.

• Ущербом от воздействия.

По возможному характеру воздействия на человека факторы опасности делятся на непосредственные и косвенные.

Факторы опасности, оказывающие непосредственное воздейст­вие на организм человека, характеризуются воздействием самой ве­личины параметров. Например, шум по воздействию характеризует­ся уровнем интенсивности, уровнем громкости, средне­геометрической частотой. Вибрация — амплитудой, уровнем колеба­тельной скорости, частотным диапазоном. Световой климат — осве­щенностью, зависящей от разряда зрительной работы, силой света, условиями видения.

Воздействие косвенных факторов, как правило, носит скрытый характер и их проявление возможно внезапно как по времени, так и по направленности, а также по интенсивности воздействия.

По структуре или строению различают простые и производные факторы.

Простые факторы — это факторы направленного действия раз­личных потенциальных опасностей. Так, к ним можно отнести вы­сокую загрязнённость воздуха производственной среды, шум и др.

Производные — факторы, порождаемые взаимодействием про­стых факторов.

По последствиям различают факторы опасности, вызывающие утомление человека и его заболевания.

К утомлению, как правило, приводят нервно-психические, пси­хосоматические и физические перегрузки организма, нарушение ритма жизнедеятельности, несоответствующие условиям труда, пе­регрузки и пр.

Заболевания рассматриваются как общие и профессиональные. Заболевания могут быть:

• лёгкой тяжести,

• средней тяжести,

• тяжёлыми,

• с летальным (смертельным) исходом.

По вызываемому ущербу различают факторы, приносящие со­циальный, экономический, экологический и даже политический ущербы.

Социальный ущерб проявляется в результате ухудшения здоровья человека, снижения продолжительности его жизни и трудового дол­голетия, препятствия гармоничному развитию личности, возможно­сти ухудшения здоровья будущего поколения и др.

Экономический ущерб выражается снижением производительно­сти труда, невыходами на работу, оплатой больничных листов, не­довыпуском продукции и снижением её качества и т. д.

Экологический ущерб — это ущерб, нанесённый окружающей среде в результате загрязнения её выбросами авиационной техники.

Политический ущерб выражается в виде утраты престижа госу­дарства вследствие:

• использования авиационной техники, которая загрязняет ок­ружающую среду, природные объекты и которая может привести к экологическим бедствиям,

• неправильной эксплуатации технических сооружении, при­водящей к чрезвычайным ситуациям типа техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС,

• несоблюдения регламента по эксплуатации и загрузки авиа­ционной техники и её управлению,

• слабой законодательной базы.

Знание опасности, которая характеризуется факторами опасно­сти и их воздействующими условиями, позволяет формировать раз­личные мероприятия, направленные на обеспечение надёжной за­щищённости человека, обслуживающего авиационную технику.

Как образно сказал Хемингуэй в рассказе «О ком звонит коло­кол»: «Безопасность — это когда знаешь, как увернуться от опасно­сти».

Вот это «КАК» и лежит в плоскости определения цели — дости­жения безопасности человека в области обеспечения авиационной безопасности при перевозках.

Средствами же являются отыскание методов для достижения по­ставленной цели, формирование стратегии и тактики достижения конечной цели безопасности — сохранения здоровья и жизни рабо­тающих, продления их трудового долголетия, сохранения жизни бу­дущих поколений.