КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ
Все опасности классифицированы по ряду признаков, основным из которых является характер возможного взаимодействия человека с фактором, выражающим потенциальность опасности.
По этому признаку факторы делятся на три группы:
• Активные.
• Активно-пассивные.
• Пассивные.
К активной группе относятся факторы, которые могут оказать воздействие на человека посредством заключенных в них энергетических ресурсов.
По виду энергии факторы этой группы подразделяются на следующие подгруппы:
• физические,
• химические,
• биологические,
• психофизиологические,
• информационные.
Пассивно-активная группа опасностей характеризуется факторами опасности, активизирующимися за счёт энергии, носителем которой является человек и элементы производственной среды.
Пассивная группа опасностей выражена факторами, проявляющимися опосредованно во времени.
Дальнейшая классификация факторов опасности основана на их воздействии, характеризующемся следующими признаками:
• Возможным характером воздействия факторов на организм субъекта или объекта.
• Структурой или строением факторов.
• Последствиями воздействия.
• Ущербом от воздействия.
По возможному характеру воздействия на человека факторы опасности делятся на непосредственные и косвенные.
Факторы опасности, оказывающие непосредственное воздействие на организм человека, характеризуются воздействием самой величины параметров. Например, шум по воздействию характеризуется уровнем интенсивности, уровнем громкости, среднегеометрической частотой. Вибрация — амплитудой, уровнем колебательной скорости, частотным диапазоном. Световой климат — освещенностью, зависящей от разряда зрительной работы, силой света, условиями видения.
Воздействие косвенных факторов, как правило, носит скрытый характер и их проявление возможно внезапно как по времени, так и по направленности, а также по интенсивности воздействия.
По структуре или строению различают простые и производные факторы.
Простые факторы — это факторы направленного действия различных потенциальных опасностей. Так, к ним можно отнести высокую загрязнённость воздуха производственной среды, шум и др.
Производные — факторы, порождаемые взаимодействием простых факторов.
По последствиям различают факторы опасности, вызывающие утомление человека и его заболевания.
К утомлению, как правило, приводят нервно-психические, психосоматические и физические перегрузки организма, нарушение ритма жизнедеятельности, несоответствующие условиям труда, перегрузки и пр.
Заболевания рассматриваются как общие и профессиональные. Заболевания могут быть:
• лёгкой тяжести,
• средней тяжести,
• тяжёлыми,
• с летальным (смертельным) исходом.
По вызываемому ущербу различают факторы, приносящие социальный, экономический, экологический и даже политический ущербы.
Социальный ущерб проявляется в результате ухудшения здоровья человека, снижения продолжительности его жизни и трудового долголетия, препятствия гармоничному развитию личности, возможности ухудшения здоровья будущего поколения и др.
Экономический ущерб выражается снижением производительности труда, невыходами на работу, оплатой больничных листов, недовыпуском продукции и снижением её качества и т. д.
Экологический ущерб — это ущерб, нанесённый окружающей среде в результате загрязнения её выбросами авиационной техники.
Политический ущерб выражается в виде утраты престижа государства вследствие:
• использования авиационной техники, которая загрязняет окружающую среду, природные объекты и которая может привести к экологическим бедствиям,
• неправильной эксплуатации технических сооружении, приводящей к чрезвычайным ситуациям типа техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС,
• несоблюдения регламента по эксплуатации и загрузки авиационной техники и её управлению,
• слабой законодательной базы.
Знание опасности, которая характеризуется факторами опасности и их воздействующими условиями, позволяет формировать различные мероприятия, направленные на обеспечение надёжной защищённости человека, обслуживающего авиационную технику.
Как образно сказал Хемингуэй в рассказе «О ком звонит колокол»: «Безопасность — это когда знаешь, как увернуться от опасности».
Вот это «КАК» и лежит в плоскости определения цели — достижения безопасности человека в области обеспечения авиационной безопасности при перевозках.