АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ

Непрерывно и интенсивно увеличивается общий парк летательных аппаратов, наземных средств обеспечения и обслуживания полетов, усложняется управление воздушным движением Особую важность и актуальность в этих условиях приобретает проблема обеспечения без­опасности полетов. Большие задачи в решении этой проблемы возложе­ны на Госавианадзор СССР и Госавиарегистр.

Над повышением уровня безопасности полетов в гражданской ави­ации работают эксплуатационные авиапредприятия, территориальные управления ГА, министерства и ведомства, связанные с авиацией, науч­но-исследовательские организации, предприятия промышленности, разра — J батывающие и создающие авиационную технику. Работы по повышению ► уровня безопасности полетов (БП) ведутся по многим направлениям: целенаправленная политико-воспитательная работа с личным составом, выполняющим и обслуживающим полеты; повышение квалификации летного состава, специалистов и служащих; повышение надежности работы авиационной техники и наземных средств обеспечения полетов.

В основе планирования этих работ лежит анализ состояния БП, который осуществляется по статистическим данным о неблагоприят­ных событиях, характеризующих БП. К таким событиям относятся: авиационные происшествия (АП), предпосылки к ним (ПАП), полом­ки воздушных судов (ПВС), чрезвычайные происшествия авиационные (ЧПа), ошибочные действия, нарушения требований руководящих до­кументов личным составом, выполняющим и обеспечивающим полеты, отказы и неисправности авиационной и наземной техники. При анализе указанных событий количественно оценивается уровень БП и исследует­ся влияние различных факторов на состояние БП.

Кроме общих планов работ широко используется целевое планиро­вание мероприятий, направленных на решение конкретных задач повышения БП. Процесс разработки мероприятий обычно связан с выполне­нием широкого круга научных исследований, среди которых централь­ное место занимают статистические исследования причин и факторов, определяющих уровень БП. Статистические исследования БП проводят­ся путем количественной оценки в целях диагностирования состояния авиационных эргатических систем и их элементов, прогнозирования тенденций изменения параметров и характеристик БП, изучения влия­ния различных факторов на изменения этих характеристик.

Для плашірбвания мероприятий важно производить оценку их эффективности. Используется ряд методов априорной оценки эффек­тивности мероприятий, основанных на достаточно развитой теории прогнозирования. Эти методы продолжают совершенствоваться и развиваться. Большую роль в решении этой проблемы играют работы оте­чественных математиков. По применению математических методов

оценивания надежности авиационной техники в условиях АСУ много практических результатов.

Исключительно важное значение имеет анализ качества работы экипажей и персонала УВД. Решению этой проблемы посвящен ряд фундаментальных исследований [10] .

Особенностью существующих методов оценки надежности техни­ки и безопасности полетов является необходимость использования достаточно полных статистических исходных данных. Сбор и накопле­ние достоверных исходных данных представляют собой задачу весь­ма трудоемкую. Поэтому использование современного. математичес­кого аппарата носит, как правило, ограниченный эпизодический ха­рактер. Для того чтобы математические методы использовались не эпизодически, а регулярно, необходимо иметь хорошо доступные ис­ходные данные. Это возможно только при создании специальных ав­томатизированных систем сбора, обобщения, хранения и анализа информации о неблагоприятных событиях, характеризующих БП, а так­же необходимой нормативно-справочной информации.

Созданию таких автоматизированных систем уделяется большое внимание как у нас в стране, так и за рубежом. В США уже многие годы функционирует автоматизированная система сбора и анализа АП и ПАП (инцидентов). В 1976 г. в ГА СССР введена в эксплуатацию первая отечественная автоматизированная система управления безо­пасностью полетов (АСУ ’’Безопасность”). Она решает задачи сбора, хранения и анализа информации о крупных событиях: АП, ПАП, ПВС, ЧПа. В 1977 г. в ИКАО начала функционировать автоматизированная система ADREP, в которой осуществляется сбор, хранение и анализ информации об АП и частично инцидентах, представляемой странами — членами ИКАО.

С развитием информационно-вычислительной сети ГА соответствен­но совершенствуется и АСУ ’’Безопасность” как в части комплекса тех­нических средств и программного обеспечения, так и по расширению функциональных задач.

Настоящая книга посвящена теоретическим и прикладным аспек­там создания и эксплуатации многоуровневой автоматизированной системы управления факторами БП МАСУ ’’Безопасность”. Методоло­гические вопросы построения МАСУ ’’Безопасность” основаны на тео­рии больших систем с использованием работ академика СССР Г. С. Поспелова по программно-целевому планированию и управлению [9], работ академика В. М. Глушкова по автоматизации управления техно­логическими и информационными процессами [3] .

Книга написана авторским коллективом, участвовавшим в разработ­ке и внедрении МАСУ ’’Безопасность”.