ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ АТС

Опыт эксплуатации и анализ причин авиационных происшествий и предпосылок к ним показывают, что безопасность полетов ВС зависит от различных фак­торов, к которым можно отнести конструктивные осо­бенности ВС, надежность АТ, профессиональную под­готовку обслуживающего персонала, его квалифика­цию, эргономические показатели, а также внешние условия (метеорологические явления, массовые пере­леты птиц, сдвиг ветра, попадание в спутный след и др.). На безопасность полетов оказывают влияние уровень организации и обеспечения полетов, качест­во и полнота инструкций и руководств по эксплуата­ции, регламентов и технологий технического обслу­живания, степень автоматизаци и механизации про­цессов технической эксплуатации и др.

Для оценки влияния на безопасность полетов всех перечисленных факторов их классифицируют на три основные группы: отказы, определяемые надежно­стью авиационной техники, ошибки личного состава и неблагоприятные внешние условия. Отказы, опре­деляемые надежностью АТ, включают отказы ВС, его силовой установки и функциональных систем, а также наземных технических устройств, обеспечиваю­щих полеты. К ошибкам личного состава относятся не только ошибки летного и инженерно-технического персонала, но и представителей служб обеспечения,, организации и выполнения полетов. Под неблагопри —

-ятными внешними условиями понимают условия, не •соответствующие установленным минимумам для экипажа, ВС и аэродрома.

Распределение авиационных происшествий (АП) по основным группам причин за 1975—1980гг. подан­ным ИКАО приведено на рис. 7. Распределение же АП с катастрофическими последствиями с 1965 по 1975 г. составило: при взлете и наборе высоты — -’35 %; при посадке — 45 %• В связи с важностью задач обеспечения безопасности полетов ИКАО при­няла решение о разработке’ Руководства по преду- ■преждению авиационных происшествий. Аналогичное Руководство разработано и в нашей стране. С учетом •приведенной классификации и схемы факторов, сни­жающих надежность биотехнической и общей авиа — щионной транспортной системы, можно выделить ос­новные формы и методы повышения надежности, проводимых в гражданской авиации СССР.

1. Повышение функциональной эффективности •экипажа ВС может быть достигнуто за счет следую­щих мероприятий: совершенствования психологиче­

ского отбора кандидатов для летного обучения и переучивания на более сложные типы ВС; повытпе-

Подпись: шия уровня теоретическойПодпись: Рис. 7. Распределение АП по группам причин: •ОЛС — ошибки личного состава: ■ОТ — отказы техники; НУ — неблагоприятные условия; НП — неустановленные причины Подпись:специальной профессио­нальной подготовки чле­нов экипажа; совершен­ствования форм и мето­дов специальной психо­логической подготовки экипажа к работе в экс­тремальных условиях; со­вершенствования техно­логии работы экипажа (алгоритмов деятельно­сти) ; эргономической оп­тимизации рабочих мест членов экипажа; совер­шенствования форм и методов политико-воспи­тательной работы с лич­ным составом; укрепления •производственной и граж­данской дисциплины чле­нов экипажа.

2. Повышение функциональной эффективности ВС’

может происходить в результате: конструктивного,

совершенствования ВС; рационального использова­ния автоматических систем; резервирования и дубли­рования жизненно важных систем и агрегатов ВС;, совершенствования форм и методов контроля состоя­ния ВС в процессе эксплуатации; совершенствования, форм и методов технического обслуживания ВС.

3. Изучение, прогнозирование и предупреждение — опасных внесистемных факторов, влияющих на без­опасность полетов.

В настоящее время такое явление, как сдвиг вет­ра в полете, достаточно изучено, и осуществлен боль­шой комплекс мероприятий по подготовке летного — состава к действиям в этих условиях, разработаны, рекомендации для каждого типа ВС. Кроме этого,, ведутся работы по созданию наземных и бортовых’ систем предупреждения о наличии зоны сдвига и его> градациях.

Применительно к общей АТС мероприятия по по­вышению надежности системы будут охватывать все ее структурные звенья, с учетом специфики их дея­тельности.