ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОТКАЗНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ
3.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ УРОВНЕЙ ПО НАДЕЖНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ САМОЛЕТА
Необходимый уровень надежности и безопасности полета самолета обеспечивают тысячи людей, работающих в головном самолетостроительном конструкторском бюро и на предприятиях — разработчиках отдельных агрегатов и систем. Все участники создания самолета должны подчиняться единой технической политике.
Необходимым и очень важным этапом в обеспечении требований по надежности и безопасности полета самолета является разработка контрольных уровней надежности по отдельным функциональным системам и агрегатам, выполнение которых гарантировало бы достижение заданных требований по надежности и безопасности самолета. Контрольные уровни необходимо применять:
• для установления в техническом задании требований по надежности для вновь проектируемых систем и агрегатов;
• при разработке конструктивных схем и для выбора наилучших вариантов систем на ранних этапах проектирования;
• для проведения расчетов, контролирующих выполнение заданных требований по надежности и безопасности полета на всех этапах создания самолета;
• для контроля динамики изменения показателей надежности комплектующих в процессе эксплуатации самолета;
• для определения потребности в запасных частях с последующей их коррекцией по результатам эксплуатации.
На этапе эксплуатации самолета контрольные уровни необходимо использовать для принятия решения о необходимости проведения доработок конструкций функциональных систем, для совершенствования методов ТО и обоснования возможности продления или ограничения ресурса агрегатов. При разработке контрольных уровней должны быть учтены следующие условия:
• каждая новая конструкция функциональных систем и агрегатов создается на базе предшествующих, причем в конструкцию изделия новой
2 — 7722
разработки переносятся хорошо зарекомендовавшие себя при испытаниях и эксплуатации части конструкции (элементы, узлы, агрегаты) и принципы построения систем;
• создание новых изделий на базе предыдущих автоматически учитывает экономические, организационные и научно-технические возможности промышленности;
• функциональные системы различных самолетов представляют собой вполне установившуюся совокупность, что облегчает задачу поиска прототипа функциональных систем для проектируемого изделия;
• ограниченные сроки создания изделий, высокая стоимость отработки, невозможность учета и моделирования всех воздействующих факторов полета допускают запуск в эксплуатацию изделия с худшими характеристиками надежности по сравнению с заданными, если это не влияет на обеспечение безопасности полета;
• допускается и экономически оправдано повышение надежности в процессе эксплуатации изделий путем проведения доработок, направленных на устранение выявленных недостатков.