ВЗЛЕТ ВЕРТОЛЕТА

В зависимости от запаса мощности на вертолете воз­можны следующие виды взлета:

— по-вертолетному, т. е. с отрывом по вертикали и по­следующим разгоном. Этот вид взлета может произво­диться с зависанием вне зоны воздушной подушки или в зоне ее влияния;

— по-самолетному, т. е. с разбегом до скорости, необ­ходимой для отрыва.

Способ взлета выбирается в зависимости от характера площадки и загрузки вертолета. Взлет производится, как правило, против ветра.

Взлет по-вертолетному (вертикальный взлет)

Вертикальный взлет состоит из отрыва вертолета и на­бора высоты по вертикали для преодоления препятствий с последующим разгоном. Выполняется он за счет избыт­ка мощности AN при работе несущих винтов в режиме осевой обдувки. Максимальная взлетная масса опреде­ляется по номограмме зависимости располагаемой тяги от атмосферных условий без учета влияния воздушной по­душки. Это особенно важно при взлете с корабля, когда эффект воздушной подушки исчезает сразу после прохода борта корабля. Поэтому при пробном зависании на высо­те 2—3 м необходимо убедиться, что вертолет нормально висит на режиме работы двигателей не выше номиналь­ного.

При взлете с ограниченных площадок вертикальный набор производится до высоты 5—10 м, превышающей вы­соту препятствий. Затем плавным отклонением ручки ПГТУ от себя и увеличением шага винтов вертолет переводится в разгон по горизонтали до скорости 50—60 км/ч с после­дующим переходом в набор высоты с одновременным уве­личением скорости до наивыгоднейшей скорости набора. Переход вертолета с режима висения на разгон осуществ­ляется наклоном тяги несущих винтов в сторону полета. Просадка вертолета на разгоне предотвращается увеличе­нием шага винтов и мощности силовой установки. Для разгона вертолета по восходящей траектории (рис. 3.4) необходимо, чтобы составляющая Тх была больше суммы сил QHp и G2 (Tx>Q„v+G2), а составляющая Ty>Gi.

Таким образом, в процессе разгона вертолета от ви­сения до установившегося набора высоты силы, действую­щие на него, не уравновешены. В процессе разгона верто­лета тяга несущих винтов увеличивается вследствие косой обдувки, в связи с чем вертолет стремится уйти по верти­кали, поэтому с увеличением скорости необходимо ручку ППУ плавно отдавать от себя для сохранения постоянного угла траектории.

При взлете с зависанием вне зоны воздушной подушки вертолет, как правило, некоторое время находится в зоне опасных скоростей и высот, определенной из условия обес­печения безопасной посадки в случае отказа одного из двигателей. Верхняя граница опасной зоны определяется запасом высоты, необходимым для вывода вертолета на полет с одним работающим двигателем, а нижняя грани­ца обусловлена способностью шасси воспринять ударную нагрузку. При отказе одного из двигателей в зоне опас­ных высот и скоростей нс гарантируется безопасная по­садка вертолета, поэтому в тех случаях, когда это не обу­словлено выполнением конкретного задания, следует избе­гать длительного пребывания в опасных зонах (рис. 3.5).

Наименьшая безопасная взлетная дистанция обеспечи­вается при выполнении взлета следующим образом: после зависания на высоте нижней границы опасной зоны (# = 5-И0 м), не превышая ее и используя максимально возможную мощность двигателей, производится энергич­ный разгон вертолета до скорости 30—35 км/ч. На этой скорости необходимо набрать высоту 15 м, после чего пе­ревести двигатели на номинальный режим работы и про­должать набор высоты с одновременным разгоном до наивыгоднейшей скорости набора.

При взлете с корабля после контрольного зависания на высоте 1—1,5 м необходимо переходить в разгон. Про-

>> 

£

о

s

н

<v

о

о

с

го

са

к

о*

о

f-

<L>

СЗ

О.

ь

к

л

£

И

о

со

Рис. 3.5. Опасные зоны «высота — скорость»

ход борта корабля рекомендуется выполнять с превышени­ем на 3—5 м. Просадку вертолета при сходе с ВППл пред­отвращать плавным увеличением общего шага, не допуская падения оборотов винтов менее 87 %•

Для взлета по-вертолетному с разгоном в зоне влияния воздушной подушки (рис. 3.6) необходимо плавным уве­личением общего шага отделить вертолет от земли и вы­полнить контрольное висение на //=2-4-3 м. Плавным от­клонением ручки ППУ от себя перевести вертолет в раз­гон с одновременным плавным увеличением общего шага. Разгон в зоне воздушной подушки с постепенным набором высоты необходимо выполнять с таким расчетом, чтобы на Н= 15 м скорость по прибору составляла 90—100 км/ч. Дальнейший разгон до наивыгоднейшей скорости набора рекомендуется выполнять с небольшим набором высоты.

Взлет по-самолетному (рис. 3.7)

Взлет по-самолетному производится в том случае, ког­да контрольное висение показало, что при работе двига­телей на взлетном режиме вертолет не может висеть на высоте более 2 м над землей. Этот вид взлета выполняет­ся с площадок, обеспечивающих безопасный разбег длиной 50—100 м. Взлет вертолета по-самолетному состоит из следующих элементов: разбега, отрыва от земли, выдер­живания в зоне воздушной подушки и набора высоты.

Рис. 3.7. Схема сил и траектории взлета по-самолетному

Для взлета по-самолетному необходимо обеспечить сле­дующее взаимодействие сил.

На разбеге:

‘r^Qep + 2/у.

Ty<G.

Первое условие достигается плавным увеличением об­щего шага и отклонением ручки ГІПУ вперед, что вызы­вает наклон силы тяги несущих винтов и обеспечивает разбег вертолета. Сила тяжести при разбеге уравновеши­вается подъемной силой и силой реакции земли. В про­цессе разбега подъемная сила увеличивается вследствие роста эффекта косой обдувки несущих винтов, а сила реакции земли уменьшается. При0 достижении скорости разбега 30—40 км/ч, когда подъемная сила становится равной массе вертолета, необходимо дальнейшим увеличе­нием общего шага (при необходимости до взлетного ре­жима) отделить вертолет от земли и с плавным уходом от нее довести скорость до 100—120 км/ч. На этих ско­ростях достигается максимальный избыток тяги несущих винтов, поэтому возможен переход на режим установив­шегося набора высоты.

В случае когда взлетная площадка окружена препят­ствиями, длина ее ограничена и имеется достаточный за­пас мощности, набор высоты можно производить со ско­рости 50—60 км/ч, т. е. после небольшого выдерживания за отрывом.

На выдерживании после отрыва:

TX>Q„P

Ty = G.

При переходе на подъем с разгоном:

Тх > QBр + С?2;

Ту > О,.

Первое неравенство обеспечивает рост поступательной скорости, второе — рост вертикальной скорости за счет избытка подъемной силы над составляющей массы.

Взлет вертолета по-самолетному считается закончен­ным при достижении экономической скорости полета.