ВЗЛЕТ ВЕРТОЛЕТА
В зависимости от запаса мощности на вертолете возможны следующие виды взлета:
— по-вертолетному, т. е. с отрывом по вертикали и последующим разгоном. Этот вид взлета может производиться с зависанием вне зоны воздушной подушки или в зоне ее влияния;
— по-самолетному, т. е. с разбегом до скорости, необходимой для отрыва.
Способ взлета выбирается в зависимости от характера площадки и загрузки вертолета. Взлет производится, как правило, против ветра.
Взлет по-вертолетному (вертикальный взлет)
Вертикальный взлет состоит из отрыва вертолета и набора высоты по вертикали для преодоления препятствий с последующим разгоном. Выполняется он за счет избытка мощности AN при работе несущих винтов в режиме осевой обдувки. Максимальная взлетная масса определяется по номограмме зависимости располагаемой тяги от атмосферных условий без учета влияния воздушной подушки. Это особенно важно при взлете с корабля, когда эффект воздушной подушки исчезает сразу после прохода борта корабля. Поэтому при пробном зависании на высоте 2—3 м необходимо убедиться, что вертолет нормально висит на режиме работы двигателей не выше номинального.
При взлете с ограниченных площадок вертикальный набор производится до высоты 5—10 м, превышающей высоту препятствий. Затем плавным отклонением ручки ПГТУ от себя и увеличением шага винтов вертолет переводится в разгон по горизонтали до скорости 50—60 км/ч с последующим переходом в набор высоты с одновременным увеличением скорости до наивыгоднейшей скорости набора. Переход вертолета с режима висения на разгон осуществляется наклоном тяги несущих винтов в сторону полета. Просадка вертолета на разгоне предотвращается увеличением шага винтов и мощности силовой установки. Для разгона вертолета по восходящей траектории (рис. 3.4) необходимо, чтобы составляющая Тх была больше суммы сил QHp и G2 (Tx>Q„v+G2), а составляющая Ty>Gi.
Таким образом, в процессе разгона вертолета от висения до установившегося набора высоты силы, действующие на него, не уравновешены. В процессе разгона вертолета тяга несущих винтов увеличивается вследствие косой обдувки, в связи с чем вертолет стремится уйти по вертикали, поэтому с увеличением скорости необходимо ручку ППУ плавно отдавать от себя для сохранения постоянного угла траектории.
При взлете с зависанием вне зоны воздушной подушки вертолет, как правило, некоторое время находится в зоне опасных скоростей и высот, определенной из условия обеспечения безопасной посадки в случае отказа одного из двигателей. Верхняя граница опасной зоны определяется запасом высоты, необходимым для вывода вертолета на полет с одним работающим двигателем, а нижняя граница обусловлена способностью шасси воспринять ударную нагрузку. При отказе одного из двигателей в зоне опасных высот и скоростей нс гарантируется безопасная посадка вертолета, поэтому в тех случаях, когда это не обусловлено выполнением конкретного задания, следует избегать длительного пребывания в опасных зонах (рис. 3.5).
Наименьшая безопасная взлетная дистанция обеспечивается при выполнении взлета следующим образом: после зависания на высоте нижней границы опасной зоны (# = 5-И0 м), не превышая ее и используя максимально возможную мощность двигателей, производится энергичный разгон вертолета до скорости 30—35 км/ч. На этой скорости необходимо набрать высоту 15 м, после чего перевести двигатели на номинальный режим работы и продолжать набор высоты с одновременным разгоном до наивыгоднейшей скорости набора.
При взлете с корабля после контрольного зависания на высоте 1—1,5 м необходимо переходить в разгон. Про-
>> £ |
о s н <v о |
о с |
го са |
к о* о f- <L> СЗ О. ь |
к |
л £ |
И о |
со |
Рис. 3.5. Опасные зоны «высота — скорость» |
ход борта корабля рекомендуется выполнять с превышением на 3—5 м. Просадку вертолета при сходе с ВППл предотвращать плавным увеличением общего шага, не допуская падения оборотов винтов менее 87 %•
Для взлета по-вертолетному с разгоном в зоне влияния воздушной подушки (рис. 3.6) необходимо плавным увеличением общего шага отделить вертолет от земли и выполнить контрольное висение на //=2-4-3 м. Плавным отклонением ручки ППУ от себя перевести вертолет в разгон с одновременным плавным увеличением общего шага. Разгон в зоне воздушной подушки с постепенным набором высоты необходимо выполнять с таким расчетом, чтобы на Н= 15 м скорость по прибору составляла 90—100 км/ч. Дальнейший разгон до наивыгоднейшей скорости набора рекомендуется выполнять с небольшим набором высоты.
Взлет по-самолетному (рис. 3.7)
Взлет по-самолетному производится в том случае, когда контрольное висение показало, что при работе двигателей на взлетном режиме вертолет не может висеть на высоте более 2 м над землей. Этот вид взлета выполняется с площадок, обеспечивающих безопасный разбег длиной 50—100 м. Взлет вертолета по-самолетному состоит из следующих элементов: разбега, отрыва от земли, выдерживания в зоне воздушной подушки и набора высоты.
Рис. 3.7. Схема сил и траектории взлета по-самолетному |
Для взлета по-самолетному необходимо обеспечить следующее взаимодействие сил.
На разбеге:
‘r^Qep + 2/у.
Ty<G.
Первое условие достигается плавным увеличением общего шага и отклонением ручки ГІПУ вперед, что вызывает наклон силы тяги несущих винтов и обеспечивает разбег вертолета. Сила тяжести при разбеге уравновешивается подъемной силой и силой реакции земли. В процессе разбега подъемная сила увеличивается вследствие роста эффекта косой обдувки несущих винтов, а сила реакции земли уменьшается. При0 достижении скорости разбега 30—40 км/ч, когда подъемная сила становится равной массе вертолета, необходимо дальнейшим увеличением общего шага (при необходимости до взлетного режима) отделить вертолет от земли и с плавным уходом от нее довести скорость до 100—120 км/ч. На этих скоростях достигается максимальный избыток тяги несущих винтов, поэтому возможен переход на режим установившегося набора высоты.
В случае когда взлетная площадка окружена препятствиями, длина ее ограничена и имеется достаточный запас мощности, набор высоты можно производить со скорости 50—60 км/ч, т. е. после небольшого выдерживания за отрывом.
На выдерживании после отрыва:
TX>Q„P
Ty = G.
При переходе на подъем с разгоном:
Тх > QBр + С?2;
Ту > О,.
Первое неравенство обеспечивает рост поступательной скорости, второе — рост вертикальной скорости за счет избытка подъемной силы над составляющей массы.
Взлет вертолета по-самолетному считается законченным при достижении экономической скорости полета.