Курсовые системы и их применение

Курсовая система является централизованным устройством, объединяющим гироскопические, магнитоиндукционные и астроно­мические датчики определения курса. Курсовая система предна­значена для определения и индикации курса вертолета и выдачи электрических сигналов, пропорциональных значению курса, в различные устройства для решения задач навигации, пилотиро­вания и др.

Совместное использование нескольких независимых датчиков курса позволяет индицировать на указателях курсовой системы истинный, магнитный, условный и ортодромический курсы, углы разворота вертолета, а также соответствующие им пеленги ра­диостанций. Кроме того, совместное использование датчиков обес­печивает их взаимный контроль и корректирование показаний, что значительно повышает надежность и точность измерения курса.

Основным датчиком в курсовой системе является курсовой трехстепенный гироскоп с горизонтально расположенной главной осью.

В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать в одном из трех режимов:

— гирополукомпаса (ГПК);

— магнитной коррекции (МК);

— астрономической коррекции (АК).

На большинстве вертолетов режим АК не задействован из-за отсутствия астрономического датчика. В режиме ГПК датчиком курса является курсовой гироскоп, в режиме МК—магнитный дат­чик. Основным режимом работы курсовой системы является ре­жим ГПК. Другие режимы используются лишь для периодиче­ской коррекции курсового гироскопа.

На вертолетах устанавливаются курсовые системы ГМК-1А и типа «Гребень».

Курсовая система «Греб’ень-1» (рис. 2.8) включает в себя маг­нитный корректор, гироагрегат ГА-8, пульт управления ПУ-38 и блок усилителей БУ-12. Магнитный корректор состоит из индук­ционного датчика ИД-6 и коррекционного механизма КМ-2. Йн-
дикация курса и углов разворота вертолета осуществляется по радиомагнитному индикатору РМИ-2.

Подпись: ой датчик ИД-6

Индукционный датчик определяет компасный курс вертолета и передает его

»

Подпись: Рис. 2.9. Коррекцион» ный механизм КМ-2: 1 — шкала курса; 2 — стрелка курса; 3 — переключатель полуавтоматического грубого ввода магнитного склонения; 4 — кремальера точной установки магнитно-го склонения; 5 — счетчик магнитного склонения; 6 — лампа сигнализации режима ЗК; 7 — кнопка встроенного контроля курсовой системы
Курсовые системы и их применение

Назначение и принцип устройства чувствительного элемента ИД-6 аналогичны назначению и принципу устройства индукцион­ного датчика ГИК. Компасный курс, определяемый ИД-6, пере­дается на КМ-2. ИД-6 не имеет девиационного прибора. Шкала и пазы на корпусе датчика обеспечивают разворот его на угол ± 10° при компенсации девиации.

Коррекционный механизм КМ-2 (рис. 2.9) предназначен для электрического соединения ИД-6 с гироагрегатом, компенсирова­ния девиации, устранения погрешностей дистанционных передач, ввода магнитного или условного магнитного склонения, индика­ции компасного курса, выдаваемого ИД-6, и для работы в ка­честве задатчика курса.

На лицевой части прибора имеется шкала, по оцифровке ко­торой на конце стрелки отсчитывается компасный курс. Магнит­ное или условное магнитное склонение вводится переключателем полуавтоматического грубого ввода и кремальерой точной установ­ки магнитного склонения. Отсчет угла условного магнитного скло­нения производится по счетчику СКЛОНЕНИЕ. На этом же счет­чике выставляется заданный условный (ортодромический) курс теми же переключателями, что и при установке склонения. При выставке курса должна гореть лампа ЗК — При нажатии на кноп­ку КОНТРОЛЬ курсовая система отрабатывает на шкалах КМ-2 и указателе РМИ-2 контрольный курс 315 ± 10°.

Для компенсации девиации КМ-2 имеет электрическое устрой­ство, управляемое винтами с трафаретами С — Ю, В — 3 и 24 ре­гулировочными винтами.

Гироагрегат ГА-8 служит датчиком гирополукомпасного кур­са при работе системы в режиме ГПК. В режиме магнитной кор­рекции он осредняет и запоминает курс вертолета, выданный маг­нитным корректором.

Основу конструкции гироагрегата составляет гироскопический узел с астатическим курсовым гироскопом, главная ось которого расположена горизонтально. Горизонтальность главной оси обес­печивается системой горизонтальной коррекции, которая состоит из чувствительного и управляющего элементов коррекции. Чув­ствительным элементом служит маятниковый жидкостной пере­ключатель, укрепленный на внутренней раме гироскопа. Управля­ющим элементом является горизонтальный мотор-корректор, соз­дающий на внешней раме гироагрегата результирующий момент, необходимый для выхода гироскопа в горизонтальное положение.

Компенсация ухода оси ротора гироскопа в азимуте за счет суточного вращения Земли (широтная коррекция) и собственного ухода гироскопа за счет его несбалансированности в режиме ГПК осуществляется мотором азимутальной коррекции, укрепленным на внутренней раме гироскопа. Этот же мотор-корректор осуще­ствляет нормальную скорость согласования (1,5—7°/с) оси ротора гироскопа с магнитным корректором при работе системы в режи­ме мк.

Пульт управления ПУ-38 (рис. 2.10) предназначен для выбора режимов работы курсовой системы, ввода широтной коррекции гироагрегата и сигнализации ввода, компенсации уходов гироузла в азимуте от его несбалансированности, сигнализации завалов гироузла.

Курсовая система «Гребень-1» работает в режимах гирополу — компаса и магнитной коррекции. Кроме основных режимов систе­
ма имеет вспомогательные режимы: задатчика курса (ЗК), или начальной выставки курса, быстрого согласования и контроля. Выбор режимов осуществляется с ПУ-38.

На лицевой панели ПУ-38 расположены:

Подпись: 2 6 Рис. 2.10. Пульт управления ПУ-38: 1 — переключатель режимов работы (ПРР); 2 — шкала счетчика широтного потенцио-метра; 3 — кремальера для ввода широты; 4 — кнопка согласования; 5 — регулировочный потенциометр; 6 — переключатель НАСТРРАБОЧ.; 7 —лампа ОТКАЗ; 8 — лампа ТВ; 9 — лампа Вавт Подпись: Рис. 2.11. Радиомагнитный индикатор РМИ-2: 1 — стрелка КУР-1; 2— стрелка КУР-2; 5 —шкала курса; 4 — шкала курсовых углов радиостанции; 5, 8 — ручки переключения режимов работы; 6, 7 — табло индикации режимов работы

— переключатель режимов работы (ПРР) 1 с положениями; МК — гироагрегат корректируется от индукционного датчика; ГПК — гироагрегат работает в качестве гирополукомпаса; ЗК — в режиме задатчика курса устанавливается заданный условный (ортодромический) курс для последующей работы курсовой си­стемы в режиме ГПК;

— шкала 2 и ручка (кремальера) ввода широты места 3 вер­толета. Наряду с ручным вводом широтной коррекции предусмот­рен автоматический ввод широты по данным, получаемым от бор­тового навигационного вычислителя. Автоматический ввод широ­ты индицируется на пульте управления загоранием лампы бавт 9;

— кнопка согласования 4, предназначенная для быстрого со­гласования магнитного корректора и гироагрегата со скоростью

10°/с;

— переключатель НАСТР. — РАБОЧ. 6, переводящий систему из рабочего состояния в режим контроля.

Блок усилителей БУ-12 обеспечивает работу следящих систем КС в режимах ГПК и МК как с большой, так и с нормальной скоростью согласования.

Радиомагкитный индикатор РМИ-2 (рис. 2.11) предназначен для указания курса в одном из двух основных режимов (МК, ГПК) пеленгов и курсовых углов радиостанций. РМИ-2 работает совместно с курсовой системой «Гребень», автоматическими ра­диокомпасами АРК-15 (АРК-19) и АРК-У2 (АРК-УД). Прибор имеет вращающуюся шкалу курсов <?, неподвижную шкалу 4 кур­совых углов радиостанций, узкую стрелку 1 и широкую стрелку 2. Оцифрована подвижная шкала через 30°. Цена деления враща­ющейся шкалы — 5°, неподвижной шкалы — 10°.

Ручки 5 и 5 на приборе служат для подключения стрелок 1 и 2 к различной бортовой аппаратуре. Ручка 8 подключает стрелку

1 к АРК-15 (АРК-19) или к РСБН. Ручка 5 подключает стрелку

2 к АРК-У2 (АРК-УД). Эта же стрелка может выполнить роль задатчика курса при установке ручки в положение ЗК. Точность определения курса курсовой системой составляет не более 0,7°.

Курсовая система «Гребень-2» отличается от курсовой систе­мы «Гребень-1» тем, что в комплект «Гребень-2» входят два ги­роагрегата ГА-8 (основной и запасной).

Режим работы гироагрегатов задается с пульта управления ПУ-39 трехпозиционным переключателем коррекции О — 03 — 3 и переключателем ПОТРЕБ для переключения потребителей кур­са с основного гироагрегата на запасной.

В курсовой системе «Гребень-2» предусмотрена возможность одновременного согласования двух гироагрегатов сразу.

При отказе основного гироагрегата все его потребители авто­матически переключаются на запасной гироагрегат независимо от положения переключателя пульта управления ПОТРЕБ.

Курсовая система ГМК-1А (рис. 2.12) включает в себя ин­дукционный датчик ИД-3, коррекционный механизм КМ-8, гиро­агрегат ГА-6, пульт управления ПУ-26, автомат согласования АС-1 и указатель курса УГР-4У.

Назначение агрегатов в ГМК-1А аналогично назначению аг­регатов в курсовой системе «Гребень-1», но конструктивно они имеют некоторые отличия. Так, например, на крышке ИД-3 расположен девиационный прибор. Магнитное или условное маг­нитное склонение вводится на КМ-8 кремальерой. Отсчет угла ДМу производится по внутренней оцифровке шкалы курсов в пре­делах от 0 до ±180° против отметчика склонения.

Уменьшение девиации осуществляется лекальным устройством. Двадцать четыре винта лекального устройства ввернуты в кор­пусе прибора и закрыты хомутом. На корпусе нанесена оцифров­ка через 30°, облегчающая определение положения винта лекаль­ного устройства.

На переключателе режимов работы ПУ-26 положение АК (астрономическая коррекция) не задействовано. Переключатель СЕВ — ЮЖН меняет фазу питания мостов широтной коррекции на 180° в зависимости от полушария, в котором используется КС. Переключатель ЗК служит для включения быстрой скорости со­гласования гироагрегата по индукционному датчику в режиме

МК и установки заданного курса на указателе в режиме ГПК.

Погрешность определения курса в режиме МК составляет 1,5°, в режиме ГПК от ухода гироузла в азимуте в течение 1 ч — не более 2,5°.

Курсовые системы и их применение