Курсовые системы и их применение
Курсовая система является централизованным устройством, объединяющим гироскопические, магнитоиндукционные и астрономические датчики определения курса. Курсовая система предназначена для определения и индикации курса вертолета и выдачи электрических сигналов, пропорциональных значению курса, в различные устройства для решения задач навигации, пилотирования и др.
Совместное использование нескольких независимых датчиков курса позволяет индицировать на указателях курсовой системы истинный, магнитный, условный и ортодромический курсы, углы разворота вертолета, а также соответствующие им пеленги радиостанций. Кроме того, совместное использование датчиков обеспечивает их взаимный контроль и корректирование показаний, что значительно повышает надежность и точность измерения курса.
Основным датчиком в курсовой системе является курсовой трехстепенный гироскоп с горизонтально расположенной главной осью.
В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать в одном из трех режимов:
— гирополукомпаса (ГПК);
— магнитной коррекции (МК);
— астрономической коррекции (АК).
На большинстве вертолетов режим АК не задействован из-за отсутствия астрономического датчика. В режиме ГПК датчиком курса является курсовой гироскоп, в режиме МК—магнитный датчик. Основным режимом работы курсовой системы является режим ГПК. Другие режимы используются лишь для периодической коррекции курсового гироскопа.
На вертолетах устанавливаются курсовые системы ГМК-1А и типа «Гребень».
Курсовая система «Греб’ень-1» (рис. 2.8) включает в себя магнитный корректор, гироагрегат ГА-8, пульт управления ПУ-38 и блок усилителей БУ-12. Магнитный корректор состоит из индукционного датчика ИД-6 и коррекционного механизма КМ-2. Йн-
дикация курса и углов разворота вертолета осуществляется по радиомагнитному индикатору РМИ-2.
Индукционный датчик определяет компасный курс вертолета и передает его
»
Назначение и принцип устройства чувствительного элемента ИД-6 аналогичны назначению и принципу устройства индукционного датчика ГИК. Компасный курс, определяемый ИД-6, передается на КМ-2. ИД-6 не имеет девиационного прибора. Шкала и пазы на корпусе датчика обеспечивают разворот его на угол ± 10° при компенсации девиации.
Коррекционный механизм КМ-2 (рис. 2.9) предназначен для электрического соединения ИД-6 с гироагрегатом, компенсирования девиации, устранения погрешностей дистанционных передач, ввода магнитного или условного магнитного склонения, индикации компасного курса, выдаваемого ИД-6, и для работы в качестве задатчика курса.
На лицевой части прибора имеется шкала, по оцифровке которой на конце стрелки отсчитывается компасный курс. Магнитное или условное магнитное склонение вводится переключателем полуавтоматического грубого ввода и кремальерой точной установки магнитного склонения. Отсчет угла условного магнитного склонения производится по счетчику СКЛОНЕНИЕ. На этом же счетчике выставляется заданный условный (ортодромический) курс теми же переключателями, что и при установке склонения. При выставке курса должна гореть лампа ЗК — При нажатии на кнопку КОНТРОЛЬ курсовая система отрабатывает на шкалах КМ-2 и указателе РМИ-2 контрольный курс 315 ± 10°.
Для компенсации девиации КМ-2 имеет электрическое устройство, управляемое винтами с трафаретами С — Ю, В — 3 и 24 регулировочными винтами.
Гироагрегат ГА-8 служит датчиком гирополукомпасного курса при работе системы в режиме ГПК. В режиме магнитной коррекции он осредняет и запоминает курс вертолета, выданный магнитным корректором.
Основу конструкции гироагрегата составляет гироскопический узел с астатическим курсовым гироскопом, главная ось которого расположена горизонтально. Горизонтальность главной оси обеспечивается системой горизонтальной коррекции, которая состоит из чувствительного и управляющего элементов коррекции. Чувствительным элементом служит маятниковый жидкостной переключатель, укрепленный на внутренней раме гироскопа. Управляющим элементом является горизонтальный мотор-корректор, создающий на внешней раме гироагрегата результирующий момент, необходимый для выхода гироскопа в горизонтальное положение.
Компенсация ухода оси ротора гироскопа в азимуте за счет суточного вращения Земли (широтная коррекция) и собственного ухода гироскопа за счет его несбалансированности в режиме ГПК осуществляется мотором азимутальной коррекции, укрепленным на внутренней раме гироскопа. Этот же мотор-корректор осуществляет нормальную скорость согласования (1,5—7°/с) оси ротора гироскопа с магнитным корректором при работе системы в режиме мк.
Пульт управления ПУ-38 (рис. 2.10) предназначен для выбора режимов работы курсовой системы, ввода широтной коррекции гироагрегата и сигнализации ввода, компенсации уходов гироузла в азимуте от его несбалансированности, сигнализации завалов гироузла.
Курсовая система «Гребень-1» работает в режимах гирополу — компаса и магнитной коррекции. Кроме основных режимов систе
ма имеет вспомогательные режимы: задатчика курса (ЗК), или начальной выставки курса, быстрого согласования и контроля. Выбор режимов осуществляется с ПУ-38.
На лицевой панели ПУ-38 расположены:
— переключатель режимов работы (ПРР) 1 с положениями; МК — гироагрегат корректируется от индукционного датчика; ГПК — гироагрегат работает в качестве гирополукомпаса; ЗК — в режиме задатчика курса устанавливается заданный условный (ортодромический) курс для последующей работы курсовой системы в режиме ГПК;
— шкала 2 и ручка (кремальера) ввода широты места 3 вертолета. Наряду с ручным вводом широтной коррекции предусмотрен автоматический ввод широты по данным, получаемым от бортового навигационного вычислителя. Автоматический ввод широты индицируется на пульте управления загоранием лампы бавт 9;
— кнопка согласования 4, предназначенная для быстрого согласования магнитного корректора и гироагрегата со скоростью
10°/с;
— переключатель НАСТР. — РАБОЧ. 6, переводящий систему из рабочего состояния в режим контроля.
Блок усилителей БУ-12 обеспечивает работу следящих систем КС в режимах ГПК и МК как с большой, так и с нормальной скоростью согласования.
Радиомагкитный индикатор РМИ-2 (рис. 2.11) предназначен для указания курса в одном из двух основных режимов (МК, ГПК) пеленгов и курсовых углов радиостанций. РМИ-2 работает совместно с курсовой системой «Гребень», автоматическими радиокомпасами АРК-15 (АРК-19) и АРК-У2 (АРК-УД). Прибор имеет вращающуюся шкалу курсов <?, неподвижную шкалу 4 курсовых углов радиостанций, узкую стрелку 1 и широкую стрелку 2. Оцифрована подвижная шкала через 30°. Цена деления вращающейся шкалы — 5°, неподвижной шкалы — 10°.
Ручки 5 и 5 на приборе служат для подключения стрелок 1 и 2 к различной бортовой аппаратуре. Ручка 8 подключает стрелку
1 к АРК-15 (АРК-19) или к РСБН. Ручка 5 подключает стрелку
2 к АРК-У2 (АРК-УД). Эта же стрелка может выполнить роль задатчика курса при установке ручки в положение ЗК. Точность определения курса курсовой системой составляет не более 0,7°.
Курсовая система «Гребень-2» отличается от курсовой системы «Гребень-1» тем, что в комплект «Гребень-2» входят два гироагрегата ГА-8 (основной и запасной).
Режим работы гироагрегатов задается с пульта управления ПУ-39 трехпозиционным переключателем коррекции О — 03 — 3 и переключателем ПОТРЕБ для переключения потребителей курса с основного гироагрегата на запасной.
В курсовой системе «Гребень-2» предусмотрена возможность одновременного согласования двух гироагрегатов сразу.
При отказе основного гироагрегата все его потребители автоматически переключаются на запасной гироагрегат независимо от положения переключателя пульта управления ПОТРЕБ.
Курсовая система ГМК-1А (рис. 2.12) включает в себя индукционный датчик ИД-3, коррекционный механизм КМ-8, гироагрегат ГА-6, пульт управления ПУ-26, автомат согласования АС-1 и указатель курса УГР-4У.
Назначение агрегатов в ГМК-1А аналогично назначению агрегатов в курсовой системе «Гребень-1», но конструктивно они имеют некоторые отличия. Так, например, на крышке ИД-3 расположен девиационный прибор. Магнитное или условное магнитное склонение вводится на КМ-8 кремальерой. Отсчет угла ДМу производится по внутренней оцифровке шкалы курсов в пределах от 0 до ±180° против отметчика склонения.
Уменьшение девиации осуществляется лекальным устройством. Двадцать четыре винта лекального устройства ввернуты в корпусе прибора и закрыты хомутом. На корпусе нанесена оцифровка через 30°, облегчающая определение положения винта лекального устройства.
На переключателе режимов работы ПУ-26 положение АК (астрономическая коррекция) не задействовано. Переключатель СЕВ — ЮЖН меняет фазу питания мостов широтной коррекции на 180° в зависимости от полушария, в котором используется КС. Переключатель ЗК служит для включения быстрой скорости согласования гироагрегата по индукционному датчику в режиме
МК и установки заданного курса на указателе в режиме ГПК.
Погрешность определения курса в режиме МК составляет 1,5°, в режиме ГПК от ухода гироузла в азимуте в течение 1 ч — не более 2,5°.