УСЛОВИЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ

25.561. Общие положения

(a) Конструкция самолета должна быть та­кой, чтобы даже при повреждении самолета в приведенных ниже условиях аварийной посад­ки на землю или на воду обеспечивалась безо­пасность всех пассажиров и членов экипажа.

(b) Конструкция самолета должна быть та­кой, чтобы у пассажиров и членов экипажа имелась реальная возможность избежать серь­езных ранений при аварийной посадке с незна­чительными разрушениями, когда:

(1) Правильно используются кресла, при­вязные ремни и другие средства обеспечения безопасности.

(2) Шасси убрано (когда это возможно); и

(3) На пассажиров и членов экипажа дей­ствуют раздельно относительно окружающей конструкции расчетные инерционные силы, соответствующие ускорениям:

(i) вверх 3,0g;

(ii) вперед 9,0g;

(iii) в сторону 3,0g для планера и 4,0g для кресел и их креплений;

(iv) вниз 6,0g;

(v) назад 1,5g.

(c) Для оборудования, грузов в пассажир­ской кабине и любых других больших масс принимается следующее:

(1) Эти массы должны располагаться так, чтобы при их отрыве они:

(1) не наносили непосредственных ранений пассажирам и членам экипажа;

(ii) не пробивали топливные баки или тру­бопроводы или не приводили к пожару или взрыву из-за разрушения близко расположен­ных систем;

(iii) не блокировали какие-либо спасатель­ные средства, предназначенные для использо­вания при аварийной посадке.

(2) Если такое размещение невозможно (например, двигатель и ВСУ расположены в фюзеляже), каждая такая масса и узлы ее кре-

пления должны выдерживать нагрузки вплоть до приведенных в (b)(3) данного параграфа. Местная прочность узлов крепления этих масс должна быть также обеспечена на нагрузки в 1,33 раза большие, если они подвержены зна­чительному износу при частых перестановках (например, часто сменяемые предметы ин­терьера).

(d) Кресла и отдельные массы (и их опор­ная конструкция) под действием нагрузок вплоть до указанных в (b)(3) данного параграфа не должны деформироваться, что­бы не создавать помехи последующей бы­строй эвакуации пассажиров и экипажа.

25.562. Динамические условия аварийной посадки

(a) Кресло и привязная система на самоле­те должны быть рассчитаны, как предписано в данном параграфе, на обеспечение защиты каждого человека в условиях аварийной по­садки, когда:

(1) Правильно используются кресла, по­ясные и плечевые привязные ремни, предус­мотренные конструкцией; и

(2) Человек подвергается воздействию на­грузок, возникающих в условиях, предписан­ных в данном параграфе.

(b) Каждая типовая конструкция кресла, одобренная для использования членом экипа­жа или пассажиром во время взлета или посад­ки, должна успешно пройти динамические ис­пытания или быть оценена посредством рас­четного анализа на основе динамических ис­пытаний кресла подобного типа в соответ­ствии с каждым из следующих условий ава­рийной посадки. При проведении этих испы­таний человека должен имитировать «сидя­щий» в нормальном вертикальном положении антропоморфологический испытательный ма­некен весом 77 кгс.

(1) Изменение направленной вниз верти­кальной скорости (AV) не менее чем на 10,7 м/с при наклоне продольной оси самолета на 30° вниз относительно горизонтальной плоскости без крена. Пиковая перегрузка на полу должна достигаться не позднее чем через 0,08 с после удара и составлять как минимум, 14.

(2) Изменение направленной вперед про­дольной скорости (AV) не менее чем на 13,4 м/с при горизонтальном положении продольной оси самолета без крена и при угле рыскания 10° вправо или влево, в зависимости от того, что наиболее вероятно вызовет соскальзыва­ние с плеча человека системы фиксации верхней части туловища (если таковая уста­новлена). Пиковая перегрузка на полу дол­жна достигаться не позднее чем через 0,09 с после удара и составлять как минимум 16. Если для крепления конструкций кресла к испытательному стенду используются на­польные рельсы или напольные узлы крепле­ния, эти рельсы или узлы крепления должны быть повернуты относительно смежного ком­плекта рельсов или узлов крепления не менее чем на 10° в вертикальной плоскости (т. е. должна быть нарушена их параллельность), при этом один из них должен быть «накре­нен» на 10°.

(c) В процессе динамических испытаний, проводимых в соответствии с пунктом (b) данного параграфа, измеренные параметры не должны превышать следующих показате­лей:

(1) Если для фиксации членов экипажа ис­пользуются плечевые привязные ремни, то ра­стягивающие нагрузки в одинарных ремнях не должны превышать 794 кгс. Если для фикса­ции верхней части туловища используются двойные ремни, то суммарная растягивающая нагрузка на ремни не должна превышать 907 кгс.

(2) Максимальная сжимающая нагрузка, измеренная между тазом и поясничной частью позвоночника антропоморфологического ма­некена, не должна превышать 680 кгс.

(3) Ремни фиксации верхней части тулови­ща (если установлены) в процессе удара дол­жны оставаться на плечах манекена.

(4) Поясной привязной ремень в процессе удара должен оставаться на тазе манекена.

(5) Каждый человек должен быть защищен от серьезной травмы головы в условиях, пред­писанных в пункте (b) данного параграфа. Если возможен контакт головы с креслом или другой конструкцией, то должна быть обеспе­чена такая защита, чтобы удар головой не пре­высил 1000 единиц критерия травмирования головы (НІС — Head Injury Criterion). Величи­на критерия травмирования головы определя­ется по формуле

Hic^fe-t^^A^dtf5} ,

(t2 — tj) tj mas

где:

t1 — время начала интегрирования;

t2 — время окончания интегрирования;

a(t) — суммарное ускорение в зависимости от времени в процессе удара головой, где:

t — выражается в секундах и a — в единицах ускорения свободного падения (g).

(6) Если контакт с креслами или другим эл — е-ментом конструкции может привести к трав­мам ног, должна быть обеспечена защита от осевых сжимающих нагрузок, превышающих 1020 кгс на каждое бедро.

(7) Кресло должно оставаться закреплен­ным во всех точках крепления, хотя его кон­струкция может быть деформирована.

(8) При испытаниях, установленных в пунктах (b)(1) и (b)(2) данного параграфа, кре­сла не должны деформироваться в такой сте­пени, чтобы создавать помехи быстрой эвакуа­ции людей из самолета.

25.563. Обеспечение прочности

при вынужденной посадке на воду

Прочность элементов конструкции в усло­виях вынужденной посадки на воду должна быть обеспечена в соответствии с указаниями 25.801(e).