ОПАСНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. (Туман, грозы, обледенение и т. д.)

Одним из самых коварных врагов, с которыми вы можете встретиться во время полета, является туман. Как бы хорошо и спокойно ни прохо­дил ваш полет, какой бы идеальной ни была погода на высоте полета, но если место вашего назначения и другие аэропорты, где возможна по­садка, окутаны туманом, вы окажетесь в затруднительном положении. Со временем приемы слепой посадки будут настолько усовершенство­ваны, что опасность тумана уменьшится, но до тех пор ваша наилучшая защита от него будет заключаться в уменье распознавать условия, при которых образуются туманы.

Имеется много способов классификации туманов, но в конце концов все они сводятся к тому, что существуют два основных типа тумана— туманы адвекции, вызываемые горизонтальным движением воздуха, и туманы радиации, вызываемые выделением теплоты в пространство. Туманы адвек­ции образуются в большинстве случаев вследствие движения теплого воз­духа по более холодной поверхности. Однако иногда,’особенно в Арктике, мы встречаем туманы, известные под названием «морозной дымки» их выз­ванные натеканием холодного воздуха на более теплую поверхность. «Морозная дымка» — не что иное, как пар, поднимающийся с теплой поверхности и конденсирующийся в холодном воздухе.

Морские туманы возникают вследствие натекания теплого влажного воздуха, находившегося над теплой водной поверхностью, на более холод­ную водную поверхность, где он и охлаждается. Если движение теплого воздуха сравнительно медленно, то охлаждение происходит в слое, непо­средственно прилегающем к поверхности воды, и мы имеем низкий туман. Но если теплый воздух двигается быстро, то в его нижнем слое возникает турбулентность, вызывающая образование высокого тумана. Океанские туманы этого типа нередко достигают большой высоты и очень устой-

чивы. Морские туманы, образующиеся у побережья Новой Англии *, часто переносятся на сушу морскими бризами или общей циркуляцией атмосферы, вызванной барометрическим градиентом (разностью давлений). Аналогичные условия существуют летом на западном побережье США.

Летая над сушей, остерегайтесь туманов над холодными озерами и ре­ками, над которыми может протекать теплый воздух. В связи с этим вот указание, которое может пригодиться вам при встрече с этими туманами над поверхностью суши. Если теплый воздух держится неподвижно или очень медленно движется над холодным районом, видимость ухудшается, и туман образуется в самых нижних слоях воздуха. Но если более энер­гичное движение воздуха вызывает турбулентность, туман располагается на большей высоте, а под ним будет во многих случаях удовлетворитель­ная видимость.

Затруднения могут возникнуть также там, где теплый тропический воздух протекает над более холодными поверхностями суши. Это осо­бенно часто случается в юго-восточной и южной частях США. Если теплый воздух не был бы вовсе турбулентным, туман, конечно, образо­вался бы у самой поверхности земли. Но обычно наблюдается турбулент­ность, вызванная рельефом местности и достаточная для того, чтобы вместо поземного тумана образовалась пелена слоистых облаков. Под облачным покровом потолки часто настолько низки и видимость так плоха, что летать в таких районах вы сочтете рискованным.

Самым обычным типом туманов радиации, который причинит вам больше всего хлопот при полетах, является обыкновенный «поземный туман». Поземный туман образуется во время ночного охлаждения и вызы­вает значительное ухудшение видимости в охваченном им районе. Рассеи­вается этот туман обычно после восхода солнца при уничтожении инвер­сии в нижних слоях воздуха, вызванной охлаждением за ночь (вспомните рис. 34).

Поземные туманы часто имеют небольшую высоту, так как в совершенно тихую ночь конденсация, вызываемая охлаждением, может распростра­няться в воздух лишь на незначительную высоту. Если имеется неболь­шая турбулентность, вызванная слабым ветром, охлаждение распростра­няется на большую высоту и вызывает образование более высокого тумана. Наличие в утренние часы этого еще нерассеявшегося тумана может причинить вам немало хлопот при посадке. Поземные туманы легче всего образуются в прохладные, ясные, почти совершенно тихие ночи, когда [10] воздух почти насыщен и вполне устойчив; поэтому, вылетая в ночной полет, замечайте разницу между температурой воздуха и точкой росы (указывающую на величину относительной влажности). Если в начале ночи разность эта невелика и другие условия благоприятствуют образо­ванию тумана, берегитесь поземного тумана.

Вы, конечно, знаете по собственным наблюдениям, что туманы часто образуются при выпадении осадков, когда их испарение в воздухе повы­шает содержание в нем влаги и повышает его точку росы. Вы часто встре­чаете туманы перед теплыми фронтами, после сильного выпадения осад­ков через холодный воздух, находящийся под теплым. Неподвижный клин холодного воздуха более способствует образованию тумана, чем энергичная циркуляция. Холодный воздух позади холодного фронта также способствует образованию тумана, когда осадки холодного фронта насыщают нижние слои воздуха.

Главная опасность тумана заключается для вас в том, что не только место вашего назначения, но и другие пункты, в которых вы могли бы совершить посадку, окажутся окутанными туманом. Единственная гаран­тия для вас заключается в изучении циркуляции и общего распределе­ния воздуха над районом, в который вы собираетесь лететь. Если темпе­ратуры воздуха и точки росы очень близки одна к другой, а воздух вблизи поверхности земли устойчив, берегитесь тумана. Помните, что осадки повышают точку росы в некоторых случаях до такой степени, что туман образуется чуть ли не прежде, чем вы успеете опомниться.