ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКАЗОВ СИСТЕМ
Исходными материалами для проведения анализа ФО систем являются:
• материалы, определяющие облик самолета (т. е. его конфигурацию, а также совокупность основных параметров и характеристик);
• принципиальные и структурные схемы функциональных систем, описание их работы, техническое задание на разработку систем;
• рабочие чертежи и схемы функциональных систем;
• перечень входящих в функциональные системы блоков, агрегатов, элементов и количественные характеристики их надежности;
• типовой профиль полета самолета с указанием этапов полета, их продолжительности;
• ожидаемые условия эксплуатации самолета.
Для анализа функциональных отказов необходимо определить:
• перечень ФО по системам;
• причины возникновения ФО;
• вероятность возникновения ФО;
• последствия ФО для системы и самолета в целом;
• вывод необходимой информации экипажу о ФО;
• действия экипажа по парированию и устранению отказов в полете;
• классификацию ситуаций, возникающих в результате ФО в соответствии с НЛГ;
• суммарные уровни безопасности по самолету в целом и соответствие их требованиям НЛГ.
Результаты анализа отказов каждой функциональной системы представляются в форме, приведенной в табл. 4.1, где указывается тип самолета, код и название функциональной системы, далее по графам:
• графа 1 — код ФО, который включает в себя: первые две цифры — порядковый номер, вторые две цифры — код этапа полета, далее — обозначение режима управления самолетом и последнее — обозначение режима управления системой;
• графа 2 — формулировка ФО, отражающая нарушение конкретной функции системы;
• графа 3 — этап полета, на котором рассматривается ФО;
• графа 4—режим управления самолетом (автоматический, штурвальный или совмещенный);
• графа 5 — режим управления системой (источник управляющего сигнала для выходных агрегатов системы);
• графа 6- информация об отказе, отображаемая экипажу (световая и речевая, т. е. сигнальные табло, лампы, надписи на экранах и речевые сообщения);
• графа 7 — средства привлечения внимания экипажа к факту возникновения отказа (звуковая сигнализация — гонг, звонок, сирена, световая сигнализация — ЦСО (центральная система оповещения), тактильная сигнализация — вибрация штурвала и т. д.);
• графа 8 — косвенные признаки возникшего отказа (изменения в ощущениях при пилотировании, различные показания одних и тех же параметров на разных приборах и т. д.);
• графа 9 — изменения в работе системы, возникшие в результате отказа;
• графа 10 — изменения в условиях полета самолета с точки зрения изменения плана полета самолета, условий работы экипажа и жизнеобеспечения пассажиров;
• графа 11 — действия экипажа по парированию последствий ФО;
• графа 12 — действия экипажа по продолжению и завершению полета в связи с возникшим ФО (изменение плана и профиля полета, изменение категории посадки, введение дополнительных ограничений на параметры систем и самолета и т. д.);
• графа 13 — классификация возникшей в результате отказа особой ситуации;
• графа 14- вероятность возникновения ФО по наиболее неблагоприятному случаю;
• графа 15 — логическая цепь событий отказов агрегатов системы, приведшая к рассматриваемому ФО систем.
Форма анализа функциональных отказов
|
Порядок рассмотрения сочетаний функциональных отказов
При включении ФО в таблицу анализа функциональных отказов (АФО) учитывается следующее:
1. ФО, включенные в таблицу АФО являются независимыми, т. е. не имеют общих причин. Общие причины ФО рассмотрены в анализе взаимовлияния систем по электропитанию и гидропитанию.
2. Если ФО является практически невероятным (ПН), то с точки зрения оценки соответствия требованиям АП25.А0 и АП25.1309 добавление к нему каких-либо событий (других ФО или внешних условий) для совместного анализа последствий не требуется.
3. Независимые ФО внутри одной или в разных функциональных системах (ФС) рассматриваются совместно только в случае, если такое сочетание не является ПН и последствия этих отказов не могут рассматриваться независимо. Это относится и к ФО резервных, аварийных систем и сигнализации о ФО.
4. Если сочетание ФО является заведомо ПН, то оно может не включаться в таблицу АФО. Информацией для вывода о ПН сочетания определенных независимых ФО может служить:
* значение вероятности каждого из ФО, приведенное в таблице АФО;
* принятая оценка вероятности конкретных последствий ФО (пожар, аварийная посадка и др.), приведенная перед АФО соответствующей системы);
* оценка верхнего (худшего) значения вероятности ФО, которые сами по себе не создают особой ситуации и не требуют парирующих действий экипажа (например, невозможность выдачи сигнализации об отказе в ФС). Эта оценка может быть приведена перед АФО соответствующей системы для подтверждения ПН сочетания рассматриваемых ФО с какими-либо другими ФО.