ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКАЗОВ СИСТЕМ

Исходными материалами для проведения анализа ФО систем являются:

• материалы, определяющие облик самолета (т. е. его конфигурацию, а также совокупность основных параметров и характеристик);

• принципиальные и структурные схемы функциональных систем, описание их работы, техническое задание на разработку систем;

• рабочие чертежи и схемы функциональных систем;

• перечень входящих в функциональные системы блоков, агрегатов, элементов и количественные характеристики их надежности;

• типовой профиль полета самолета с указанием этапов полета, их продолжительности;

• ожидаемые условия эксплуатации самолета.

Для анализа функциональных отказов необходимо определить:

• перечень ФО по системам;

• причины возникновения ФО;

• вероятность возникновения ФО;

• последствия ФО для системы и самолета в целом;

• вывод необходимой информации экипажу о ФО;

• действия экипажа по парированию и устранению отказов в полете;

• классификацию ситуаций, возникающих в результате ФО в соответствии с НЛГ;

• суммарные уровни безопасности по самолету в целом и соответствие их требованиям НЛГ.

Результаты анализа отказов каждой функциональной системы представляются в форме, приведенной в табл. 4.1, где указывается тип самолета, код и название функциональной системы, далее по графам:

• графа 1 — код ФО, который включает в себя: первые две цифры — порядковый номер, вторые две цифры — код этапа полета, далее — обозначение режима управления самолетом и последнее — обозначение режима управления системой;

• графа 2 — формулировка ФО, отражающая нарушение конкретной функции системы;

• графа 3 — этап полета, на котором рассматривается ФО;

• графа 4—режим управления самолетом (автоматический, штурваль­ный или совмещенный);

• графа 5 — режим управления системой (источник управляющего сигнала для выходных агрегатов системы);

• графа 6- информация об отказе, отображаемая экипажу (световая и речевая, т. е. сигнальные табло, лампы, надписи на экранах и речевые сообщения);

• графа 7 — средства привлечения внимания экипажа к факту возникновения отказа (звуковая сигнализация — гонг, звонок, сирена, световая сигнализация — ЦСО (центральная система оповещения), тактильная сигнализация — вибрация штурвала и т. д.);

• графа 8 — косвенные признаки возникшего отказа (изменения в ощущениях при пилотировании, различные показания одних и тех же параметров на разных приборах и т. д.);

• графа 9 — изменения в работе системы, возникшие в результате отказа;

• графа 10 — изменения в условиях полета самолета с точки зрения изменения плана полета самолета, условий работы экипажа и жизнеобес­печения пассажиров;

• графа 11 — действия экипажа по парированию последствий ФО;

• графа 12 — действия экипажа по продолжению и завершению полета в связи с возникшим ФО (изменение плана и профиля полета, изменение категории посадки, введение дополнительных ограничений на параметры систем и самолета и т. д.);

• графа 13 — классификация возникшей в результате отказа особой ситуации;

• графа 14- вероятность возникновения ФО по наиболее неблагопри­ятному случаю;

• графа 15 — логическая цепь событий отказов агрегатов системы, приведшая к рассматриваемому ФО систем.

Форма анализа функциональных отказов

ТИП САМОЛЕТА:

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКАЗОВ

03400 Пилотажно-навигационное оборудование

1.

КОД ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОТКАЗА……………………………………

0180-ША 00

2.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКАЗ. . .

Отсутствие индикации одного из парамет­ров полета или параметров ветра на инди­каторах

3.

ЭТАП ПОЛЕТА………………………….

НА ВСЕХ ЭТАПАХ

4.

РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ САМО­ЛЕТОМ…………………………………….

АВТОМАТИЧЕСКИЙ И ШТУРВАЛЬ­НЫЙ

5.

РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕ­МОЙ………………………………………………..

6.

ИНФОРМАЦИЯ, ОТОБРАЖАЕ­МАЯ ЭКИПАЖУ

6.1. Табло "СВС" — горит

7.

СРЕДСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ……………………………..

Нет

8.

ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ………………….

Отсутствуют

9.

ПРОЯВЛЕНИЕ ФО НА УРОВНЕ СИСТЕМЫ………………………………..

Проявление соответствует функционально­му отказу

10.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ САМО­ЛЕТА

10.1. Последствия для самолета отсутствуют 10.2 10.3

11.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА……………..

Использовать информацию о соответству­ющем параметре от других систем

12.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПО ПРО­ДОЛЖЕНИЮ ПОЛЕТА

12.1. На продолжение и заверше­ние полета не влияет 12.2

13.

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ФО……….

БС

14.

ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕ­НИЯ ФО……………………………………………

5.99Е-8

15.

ЛОГИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ’………

(А1.1 + А2.1)л2

Порядок рассмотрения сочетаний функциональных отказов

При включении ФО в таблицу анализа функциональных отказов (АФО) учитывается следующее:

1. ФО, включенные в таблицу АФО являются независимыми, т. е. не имеют общих причин. Общие причины ФО рассмотрены в анализе взаимовлияния систем по электропитанию и гидропитанию.

2. Если ФО является практически невероятным (ПН), то с точки зрения оценки соответствия требованиям АП25.А0 и АП25.1309 добавление к нему каких-либо событий (других ФО или внешних условий) для совместного анализа последствий не требуется.

3. Независимые ФО внутри одной или в разных функциональных системах (ФС) рассматриваются совместно только в случае, если такое сочетание не является ПН и последствия этих отказов не могут рассматриваться независимо. Это относится и к ФО резервных, аварийных систем и сигнализации о ФО.

4. Если сочетание ФО является заведомо ПН, то оно может не включаться в таблицу АФО. Информацией для вывода о ПН сочетания определенных независимых ФО может служить:

* значение вероятности каждого из ФО, приведенное в таблице АФО;

* принятая оценка вероятности конкретных последствий ФО (пожар, аварийная посадка и др.), приведенная перед АФО соответствующей системы);

* оценка верхнего (худшего) значения вероятности ФО, которые сами по себе не создают особой ситуации и не требуют парирующих действий экипажа (например, невозможность выдачи сигнализации об отказе в ФС). Эта оценка может быть приведена перед АФО соответствующей системы для подтверждения ПН сочетания рассматриваемых ФО с какими-либо другими ФО.