Место системы БП в АТС
В основном мы познакомились со структурой АТС в процессе изучения системы лётной эксплуатации ВС (часть I)
Авиационно-транспортная система (АТС) выполняет функции подготовки, обеспечения и выполнения полета.
АТС — это комплекс совместно действующих ВС, наземных средств по подготовке и обеспечению полетов, системы управления процессом эксплуатации, личного состава, эксплуатирующего ВС и наземные средства.
АТС включает в себя следующие подсистемы:
— воздушное судно (ВС);
— экипаж (Э);
— службу управления воздушным движением (ОрВД);
— службы обеспечения полетов (ОП).
Система ВС и экипаж связаны между собой, и с ОрВД функционально в течение всего полета, элементы системы (ОП) взаимодействуют с системой (ВС-Экипаж) лишь на отдельных этапах подготовки и выполнения полета.
В процессе всего полета на систему (ВС-Экипаж) действуют внесистемные факторы. Это внешняя среда. Она имеет переменные во времени и пространстве параметры.
60
ТО структуру АТС и место в ней системы (подсистемы) БП графически можно изобразить так:
АТС должна удовлетворять требованиям Б. П. Совокупность свойств АТС, определяющих ее пригодность к удовлетворению потребностей в авиаперевозках и авиаработах, с условием выполнения требований Б. П., характеризует качество системы.
Т. к. взаимосвязь всех составляющих АТС влияющих на качество системы (и Б. П.) достаточно сложна, а рассмотрение вопроса Б. П. на основании изучения всех свойств АТС необходимо проводить комплексно, то возникла необходимость использования теоретических методов по исследованию:
22. надежности AT;
23. надежности наземных систем;
24. надежности самого человека;
25. надежности системы (Э — ВС) и т. д.
Для этого используются методы теории вероятности, математической статистики, теории надежности, инженерной психологии, авиационной эргономики и т. д.
Основное, центральное место в теоретических основах исследования АТС занимают анализы состояния АТС, прогнозирования и управления Б. П. с целью создания эффективной системы предотвращения авиационных происшествий (АП).
Такая работа возможна только на основе хороших информационных банков данных с использованием электронно-вычислительной техники.
Эта работа ведется только на отраслевом уровне (ГОС НИИ ГА, разработчики А. Т. и т. д.), Информационные массивы " Безопасность” “Надежность" и т. д., данные в которые подаются всеми предприятиями, работают только на прием информации, обратная связь имеется только в форме полугодовых и годовых отчетов по РФ. Собственная же база предприятий, которой они могут пользоваться без ограничений, слишком бедна для теоретических исследований Б. П.
Т. О. с точки зрения Б. П. АТС есть совокупность подсистем, участвующих в процессе эксплуатации AT, каждая из которых сама состоит их множества подсистем и может рассматриваться, как самостоятельная для отдельного исследования. (Пример-ИАС)
Рассматривая взаимосвязь систем и подсистем можно анализировать причины АП и осуществлять их профилактику не только теоретически, но и иными, чисто профилактическими методами, что в основном и делается на уровне предприятий эксплуатантов, региональных управлений, да и центральных органов ГА тоже.