СМЕРЧИ (ТОРНАДО)

Рис.

Вам не придется очень 84- бояться торнадо, как серьез­ной опасности во время по­летов, так как они имеют чисто местный характер. Од­нако, так как торнадо воз­никают во время резко выра­женной грозовой деятельно-

Рис

image74сти, появление торнадо слу — 85:’ жит признаком неблаго­приятной для полетов по­годы.

Хотя причины образова­ния торнадо нам мало изве­стны, мы, рассуждая логи­чески, можем предположить, что здесь имеет место повы­шение температурного гра­диента воздуха до величины, значительно превышающей адиабатический градиент. Это изменение температурного градиента вызывает энергичное вертикальное вытеснение воздуха вверх и соответствующий приток сна­ружи воздуха, заполняющего пустоту внутри, вследствие чего возникает интенсивная местная циркуляция, знаменующая первую стадию торнадо.

Рис. 84. Вы заметите, что сначала торнадо имеет вид сигарообраз­ного валика, выступающего из большого кучево-дождевого облака гро­зового характера. Темная окраска стержня торнадо происходит от не­нормального понижения давления внутри завихрения, — понижения, которое вызывает конденсацию влаги в облако, а также от захваченных вихрем твердых частиц.

Рис. 85. Торнадо перемещаются по пути причудливого начертания. Иногда они ударяются о землю и довольно долго идут по земле; в других случаях они только касаются земли. Циркуляция ветра вблизи смерча очень энергична, как вы и могли ожидать, ввиду низкого давления в смерче. Считают, что внутри торнадо барометрическое давление состав­ляет половину нормального давления снаружи торнадо.

Рис. 86. Помимо разрушений, вызываемых высокими скоростями ветра, следует учитывать и «взрывной эффект» торнадо. Он заключается в внезапном разрушении сооружения, прочность которого рассчитана на нормальное атмосферное давление. «Взрыв» происходит, когда давление быстро падает до ненормально низкой величины в центре торнадо.

Наблюдая за вертикальным температурным градиентом наружного воздуха при наборе высоты, вы можете составить себе пред­ставление о том, принадлежит ли воздух, в котором вы летите, к флегматическому (устойчивому) или темпераментному (не­устойчивому) типу.