СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.

Зачастую транспортный сервис, дополненный операциями гру­зопереработки, например, на грузовых терминалах, включает подав­ляющее большинство логистических активностей для внешних и интегрированных логистических систем.

Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, от­носящийся к этой ключевой комплексной логистической активно­сти, выделен в предмет изучения специальной дисциплины транс­портной логистики.

Согласно классификации логистических систем можно выделить внешнюю (в логистических каналах снабжения — сбыта) и внутрен­нюю (внутрипроизводственную, технологическую) транспортиров­ку.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от от­расли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг — транспортного сервиса.

С позиций потребителя транспортный сервис должен обеспечить доставку груза обусловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами.

Вот почему потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и тран­закционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, ох­ране и т. п.

На уровне логистического менеджмента транспортного предпри­ятия управление транспортировкой состоит из основных этапов в виде:

• Выбора:

■ способа транспортировки;

■ вида транспорта;

■ транспортного средства;

■ перевозчика и логистических партнёров по транспортировке;

• Оптимизации параметров транспортного процесса.

Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс.

Транспортный комплекс России образуют зарегистрированные

на её территории юридические и физические лица — предпринимате­ли, которые осуществляют на всех видах транспорта следующую деятельность в виде:

• Перевозок и транспортно экспедиционной деятельности.

• Проектирования, строительства, ремонта и содержания:

■ аэродромов с взлётно-посадочными полосам и системами управления воздушным транспортом;

■ железнодорожных путей;

■ автомобильных дорог и сооружений на них;

■ трубопроводов со всеми необходимыми сооружениями для их обслуживания.

• Работ, связанных с обслуживанием:

■ аэропортов и входящих в них различных терминалов;

■ судоходных гидротехнических сооружений;

■ водных и воздушных путей сообщения;

• Проведения научных исследований и подготовки кадров, входящих в систему транспорта предприятия, изготавливающих транспортные средства, а также организаций, выполняющих иную связанную с транспортным процессом работу.

Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы.

Значение этого вида транспортировки в современных микро — и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопре­делено, прежде всего, интегрированием в нём большого числа логи­стических активностей.

Терминальные перевозки возникли за рубежом, прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и междуна­родном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных уз­лах железнодорожных и авиационных сообщений, а затем в грузо­образующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки.

В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы раз­личных видов транспорта, использующие универсальные или спе­циализированные терминалы и терминальные комплексы для раз­личных способов перевозок.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс со­оружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполне­ния логистических операций, связанных с приёмом, погрузкой раз­грузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов.

В настоящее время терминалы являются не только пунктами на­копления мелких отправок, но и играют роль крупных грузораспре­делительных центров и баз снабжения, превращаясь во всё более важные звенья логистических цепей производителей.

Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром.

Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, гру­зопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и дру­гая элементарная логистическая деятельность.

Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяже­ловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контей­нерные площадки.

Часто также такие терминалы имеют железнодорожные подъ­ездные пути.

Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелко­партионные отправки грузов.

Основными операциями универсальных терминалов являются:

■ сбор и развоз грузов;

■ краткосрочное хранение;

■ консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

■ межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю.

Специализированные терминалы осуществляют операции транс­портно-логистического сервиса для определённого вида или ассор­тимента грузов. Например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т. п.

Технологический процесс терминальной транспортировки со­стоит из трёх основных этапов:

1) завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

2) грузопереработка на терминале;

3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными видами транспорта и по разным схе­мам.

При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным ли­ниям по установленному расписанию.

Загрузка на терминале осуществляется, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда — ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.

Качество терминальных перевозок характеризуется высокой скоростью доставки грузов и эффективным использованием транс­портных средств.

Вопросы для закрепления материала

1. Что собой представляют терминальные перевозки?

2. Что такое грузовой терминал?

3. Расскажите о закупочной логистике.

4. Что собой представляет производственная логистика?

5. Как Вы себе представляете распределительную логистику?

6. Что Вы можете рассказать о транспортной логистике?

7. Какова цель информационной логистики?

8. Какие виды транспортировки можно выделить на основе классификации логистических систем?

9. Что включает в себя транспортный сервис в современных условиях?

10. Какие этапы включает в себя управление транспортировкой на уровне логистического менеджмента транспортного пред­приятия?

11. Какая деятельность присуща транспортному комплексу?

12. Что Вы знаете об универсальных и специализированных терминалах и терминальных комплексах?

13. Какие основные этапы технологического процесса терми­нальной транспортировки Вы знаете?

14. Чем характеризуется качество терминальных перевозок?