СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.
Зачастую транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегрированных логистических систем.
Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической активности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины транспортной логистики.
Согласно классификации логистических систем можно выделить внешнюю (в логистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную, технологическую) транспортировку.
Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг — транспортного сервиса.
С позиций потребителя транспортный сервис должен обеспечить доставку груза обусловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами.
Вот почему потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.
Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и транзакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т. п.
На уровне логистического менеджмента транспортного предприятия управление транспортировкой состоит из основных этапов в виде:
• Выбора:
■ способа транспортировки;
■ вида транспорта;
■ транспортного средства;
■ перевозчика и логистических партнёров по транспортировке;
• Оптимизации параметров транспортного процесса.
Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс.
Транспортный комплекс России образуют зарегистрированные
на её территории юридические и физические лица — предприниматели, которые осуществляют на всех видах транспорта следующую деятельность в виде:
• Перевозок и транспортно экспедиционной деятельности.
• Проектирования, строительства, ремонта и содержания:
■ аэродромов с взлётно-посадочными полосам и системами управления воздушным транспортом;
■ железнодорожных путей;
■ автомобильных дорог и сооружений на них;
■ трубопроводов со всеми необходимыми сооружениями для их обслуживания.
• Работ, связанных с обслуживанием:
■ аэропортов и входящих в них различных терминалов;
■ судоходных гидротехнических сооружений;
■ водных и воздушных путей сообщения;
• Проведения научных исследований и подготовки кадров, входящих в систему транспорта предприятия, изготавливающих транспортные средства, а также организаций, выполняющих иную связанную с транспортным процессом работу.
Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы.
Значение этого вида транспортировки в современных микро — и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено, прежде всего, интегрированием в нём большого числа логистических активностей.
Терминальные перевозки возникли за рубежом, прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и международном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных узлах железнодорожных и авиационных сообщений, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Европы и Северной Америки.
В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приёмом, погрузкой разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов.
В настоящее время терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но и играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во всё более важные звенья логистических цепей производителей.
Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром.
Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другая элементарная логистическая деятельность.
Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные площадки.
Часто также такие терминалы имеют железнодорожные подъездные пути.
Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов.
Основными операциями универсальных терминалов являются:
■ сбор и развоз грузов;
■ краткосрочное хранение;
■ консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
■ межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю.
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определённого вида или ассортимента грузов. Например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т. п.
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трёх основных этапов:
1) завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;
2) грузопереработка на терминале;
3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам.
При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию.
Загрузка на терминале осуществляется, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда — ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.
Вопросы для закрепления материала
1. Что собой представляют терминальные перевозки?
2. Что такое грузовой терминал?
3. Расскажите о закупочной логистике.
4. Что собой представляет производственная логистика?
5. Как Вы себе представляете распределительную логистику?
6. Что Вы можете рассказать о транспортной логистике?
7. Какова цель информационной логистики?
8. Какие виды транспортировки можно выделить на основе классификации логистических систем?
9. Что включает в себя транспортный сервис в современных условиях?
10. Какие этапы включает в себя управление транспортировкой на уровне логистического менеджмента транспортного предприятия?
11. Какая деятельность присуща транспортному комплексу?
12. Что Вы знаете об универсальных и специализированных терминалах и терминальных комплексах?
13. Какие основные этапы технологического процесса терминальной транспортировки Вы знаете?
14. Чем характеризуется качество терминальных перевозок?