УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
4.1. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ УВД
Воздушное движение в масштабах гражданской авиации СССР на современном этапе представляет собой сложный динамический процесс, связанный с комплексным использованием ВС, разнообразных технических средств (связи, контроля, полетов, навигации) и организацией работы различных наземных служб обеспечения и управления полетом.
В ГА СССР управление воздушным движением возложено на авиационную службу управления воздушным движением (УВД). Служба УВД обеспечивает: оптимальное деление воздушного пространства в соответствии с правилами и нормами эшелонирования ВС; планирование и обеспечение воздушного движения; управление ВС с момента запуска двигателей до их выключения; предотвращение столкновений и опасных сближений ВС между собой и с наземными препятствиями; оказание неотложной помощи ВС, терпящим бедствие.
Основными задачами, решаемыми службой УВД,, являются: обеспечение вылета и приема ВС согласно- суточному плану; выдача диспетчерских разрешений; своевременное установление ограничений о приеме и выпуске ВС по состоянию аэродромов, наземного оборудования, метеоусловиям; обеспечение вывода ВС на посадку при помощи посадочного радиолокатора; предотвращение полетов на неподготовленные ВПП; постоянный контроль за движением ВС с использованием наземных радиотехнических средств; обеспечение экипажей ВС оперативной информацией о воздушной обстановке; предотвращение отклонений ВС от установленных трасс, маршрутов, схем снижения и захода на посадку, коридоров входа и выхода из района аэродрома; обеспечение установ тонных интервалов эшелонирования между ВС; информация 70
экипажей о местонахождении ВС и метеорологической обстановке; сообщение экипажем сведений о наличии и характере опасных метеоявлений в районе полетов и выдача рекомендаций по их обходу; постоянное взаимодействие с диспетчерскими пунктами ГА и других ведомств для согласования условий полетов и обеспечения их безопасности и регулярности; непрерывное прослушивание радиостанций ВС и ведение радиообмена по установленным правилам и ■фразеологии.
Для успешного решения задач УВД в районах с высокой интенсивностью полетов используются районные и аэродромные (аэроузловые) автоматизированные системы УВД (АС УВД).
Работа службы движения организуется по сменам. Смены гражданских секторов Главного и зональных центров ЕС УВД возглавляются начальниками смен. Смены районных центров ЕС УВД, диспетчерских пунктов района аэродрома и аэродромного диспетчерского центра — соответственно руководителями полетов района и аэродрома и аэродромного диспетчерского центра. Старшим руководителем является руководитель полетов района. Работа каждой смены должна быть организована при полном составе специалистов на всех диспетчерских пунктах.
Обязанности, права и ответственность специалистов службы УВД определяются НПП ГА-85, Настав — — лением по службе движения (НСД ГА), технологиями работы и должностными инструкциями. Все указания диспетчера УВД являются обязательными для экипажей ВС, за исключением случаев, когда при явной угрозе БП командир ВС может отступить о г плана полета и указаний диспетчера с немедленным докладом о своих действиях.