УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

4.1. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ УВД

Воздушное движение в масштабах гражданской авиации СССР на современном этапе представляет собой сложный динамический процесс, связанный с комплексным использованием ВС, разнообразных технических средств (связи, контроля, полетов, нави­гации) и организацией работы различных наземных служб обеспечения и управления полетом.

В ГА СССР управление воздушным движением возложено на авиационную службу управления воз­душным движением (УВД). Служба УВД обеспечи­вает: оптимальное деление воздушного пространства в соответствии с правилами и нормами эшелониро­вания ВС; планирование и обеспечение воздушного движения; управление ВС с момента запуска двига­телей до их выключения; предотвращение столкно­вений и опасных сближений ВС между собой и с на­земными препятствиями; оказание неотложной по­мощи ВС, терпящим бедствие.

Основными задачами, решаемыми службой УВД,, являются: обеспечение вылета и приема ВС согласно- суточному плану; выдача диспетчерских разрешений; своевременное установление ограничений о приеме и выпуске ВС по состоянию аэродромов, наземного оборудования, метеоусловиям; обеспечение вывода ВС на посадку при помощи посадочного радиолока­тора; предотвращение полетов на неподготовленные ВПП; постоянный контроль за движением ВС с ис­пользованием наземных радиотехнических средств; обеспечение экипажей ВС оперативной информацией о воздушной обстановке; предотвращение отклонений ВС от установленных трасс, маршрутов, схем сниже­ния и захода на посадку, коридоров входа и выхода из района аэродрома; обеспечение установ тонных интервалов эшелонирования между ВС; информация 70

экипажей о местонахождении ВС и метеорологиче­ской обстановке; сообщение экипажем сведений о наличии и характере опасных метеоявлений в районе полетов и выдача рекомендаций по их обходу; по­стоянное взаимодействие с диспетчерскими пунктами ГА и других ведомств для согласования условий по­летов и обеспечения их безопасности и регулярности; непрерывное прослушивание радиостанций ВС и ве­дение радиообмена по установленным правилам и ■фразеологии.

Для успешного решения задач УВД в районах с высокой интенсивностью полетов используются район­ные и аэродромные (аэроузловые) автоматизирован­ные системы УВД (АС УВД).

Работа службы движения организуется по сме­нам. Смены гражданских секторов Главного и зо­нальных центров ЕС УВД возглавляются начальни­ками смен. Смены районных центров ЕС УВД, дис­петчерских пунктов района аэродрома и аэродромно­го диспетчерского центра — соответственно руково­дителями полетов района и аэродрома и аэродромно­го диспетчерского центра. Старшим руководителем является руководитель полетов района. Работа каж­дой смены должна быть организована при полном составе специалистов на всех диспетчерских пунктах.

Обязанности, права и ответственность специалис­тов службы УВД определяются НПП ГА-85, Настав — — лением по службе движения (НСД ГА), технология­ми работы и должностными инструкциями. Все ука­зания диспетчера УВД являются обязательными для экипажей ВС, за исключением случаев, когда при яв­ной угрозе БП командир ВС может отступить о г плана полета и указаний диспетчера с немедленным докладом о своих действиях.