НАДЕЖНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ
Основное назначение двигателей ЛА — создание тяги, обеспечивающей требуемый режим полета. Двигатели могут быть использованы на ЛА также для управления полетом по заданной программе, стабилизации на расчетной траектории (например, в системах ориентации, торможения при разделении ступеней ракеты или при спуске возвращаемого космического аппарата и т. п.).
Рассмотрим в данном параграфе надежность только жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), весьма широко применяющихся на современных ЛА.
Отказами ЖРД являются незапуск или невыключение по команде, разрушение и недопустимые отклонения тяги от расчетного зна-
Рис. 3.2. Пиевмогидравлическая схема и ССН двигателя ступени «Ад — жена» ракеты-носителя: Г— насос горючего (ЯГ); 2 — насос окислителя (НО): 3, 8, 18 — фильтры (Ф); 4— коробка передач (КП): 5 — турбина (Г); 6 — клапан окислителя (КО): 7, 13, 16 — прорывные мембраны (М): 9 —пироклапан (ПК): Ю — реле давлення (РД): 11 — камера сгорания (КС): /2 —клапан горючего (КГ): 14 — газогенератор (ГГ)-, 18 — пнростартер (ПС): П—’воспламенитель (ВС): 19, 21 — стабилизатор расхода (СГ); 20 — клапан газогенератора (КГГ): 22 — узел соединения (УС): 23 — трубопровод (ТР) |
чения. В некоторых типах ЛА, например в баллистических ракетах и ракетах-носителях, секундный расход топлива оказывает большое влияние на массовые характеристики ЛА, от которых существенно зависит успех выполнения задачи. В этом случае целесообразно наряду с тягой как основным параметром состояния двигав теля вводить в рассмотрение в качестве параметра состояния секундный расход топлива. Но следует учесть зависимость тяги от секундного расхода.
С точки зрения структурной надежности чаще всего ЖРД представляет собой нерезервированную невосстанавливаемую систему. На рис. 3.2 в качестве примера изображены пневмогидравлическая схема двигателя ступени «Аджена» ракеты-носителя [66] и соответ — ствующлн ей ССИ, где число однотипных элементов указано над их обозначением. Следует отметить, что наличие двух пиростартеров не означает резервирования; оно обусловлено двукратным запуском двигателя в полете. Пироклапан обеспечивает продувку с целью уменьшения остаточного расхода окислителя при выключении двигателя, т. е. снижения импульса тяги последействия. Поэтому его отказ можно отнести к категории частичных. В данном двигателе для надежного запуска есть специальные электрические цепи безопасности, осуществляющие выключение двигателя в случаях превышения номинальных оборотов турбины, падения давления в камере сгорания или задержки запуска.
Важнейшая особенность ЖРД как сложной системы — тесная взаимосвязь элементов в процессе функционирования, а следовательно, взаимозависимость их отказов. Поэтому расчет надежности на основе ССН дает лишь ориентировочное представление о структурной надежности двигателя. Более объективную оценку можно получить статистическим моделированием процесса функционирования ЖРД с имитацией отказов элементов, однако для этого требуются большие затраты машинного времени. Для прикидочного расчета структурной надежности можно использовать значения интенсивности отказов элементов, которые находят экспериментально. Необходимо иметь в виду, что двигательные установки ЛА обычно существенно отличаются друг от друга по конструкции и подвергаются испытаниям в крайне ограниченном числе. Поэтому оценки интенсивности отказов их элементов имеют значительную дисперсию.
Резервирование в двигателях сопряжено чаще всего со значительным усложнением конструкции и увеличением веса, а потому оно имеет ограниченное применение. Наиболее просто могут быть резервированы элементы автоматики, например пусковые устройства. Резервировать же такие элементы, как турбонасосный агрегат, чрезвычайно затруднительно и нерационально.
В двигательных установках тяжелых ракет-носителей применяют резервирование отдельных блоков. Так, двигательная установка первой ступени ракеты «Сатурн» состоит из восьми блоков, питаемых компонентами топлива из общих баков. При нормальной работе функционируют все блоки, а в аварийной ситуации один или два из них могут быть выключены без ущерба выполнению задачи. Если бы отказы любого блока из восьми были недопустимы, то надежность двигательной установки составляла бы 0,75; нахождение двух блоков в «горячем» резерве повышает ее до 0,965 [15]. Очевидно, что для обнаружения неисправности и отключения отказавшего блока необходимо иметь специальную систему защиты, которая должна непрерывно измерять параметры двигательной установки, сравнивать их с заданными значениями и при недопустимых отклонениях производить переключения. К числу таких параметров следует прежде всего отнести давление и температуру в камере сгорания, газогенераторе и т. п.
Если в случае отказа одного из блоков не предусматривают
форсирование остальных по тяге, то отказ снижает тяговооружен — ность ЛА и увеличивает время работы двигательной установки.
Наряду с резервированием одним из эффективных средств повышения надежности двигателей является упрощение их конструкции. Такая тенденция заметна на примере ряда ЛА. Так, в двигательной установке МА-3 ракеты «Атлас-Е» на 15% меньше деталей, чем в двигательной установке МА-2 ракеты «Атлас-Д». Прототипом двигателя Н-1 ракеты «Сатурн» был двигатель S-ЗД. Упрощением схемы запуска, установкой турбонасосного агрегата непосредственно на камеру двигателя и другими мерами удалось сократить общее число деталей более чем в десять раз [16]. При заданной надежности камеры двигателя с меньшей тягой легче отработать. Это одно из преимуществ многокамерных двигателей.
Параметрическую надежность ЖРД определяют по результатам статистического моделирования процесса взаимосвязанного функционирования всех агрегатов ЖРД в условияжслучайных возмущений. В качестве математической модели можно принять систему линеаризованных уравнений [15]
«;=2 4«,.; 7=1,2…………… т,
і=і ‘
где Zj — выходной параметр /-го агрегата; Хі — возмущающий параметр; а^{ — коэффициент влияния возмущения 6Х{ на рассматриваемый выходной параметр Zj; lj — число возмущений в /-м уравнении; т — число уравнений.
Символ 8 указывает на то, что рассматривают величину bXt — = ДX-Jmx. или bZj=hZj/mzj центрированного случайного отклонения Х[ или AZy-, отнесенного к соответствующему номинальному значению (математическому ожиданию тхг или mzj)- Уравнениями (3.12) являются:
для камеры двигателя — зависимость давления рк в камере двигателя от секундных расходов т0к, тТ компонентов топлива, поступающих в камеру, их температуры Гок и Тг, а также площади Акр критического сечения сопла: рк=рк(пгйк, m’r, Т0к, Тг, FKр);
для насосов — зависимости соответственно давления рнок (Рнг), создаваемого насосом окислителя (горючего), от секундного расхода Шок (гпг) через насос, числа оборотов п, плотности компонента рок(рг) и наружного диаметра DOK(Dr) крыльчатки: Рнок=Рншс(т0к, п, рок, D0K) и рвт=рБт(тг, п, рг, Dг), а также зависимости АВОк= = Анок(-’«ок, п, Рок, DOK, г]ок) И Nr=NT(mr, п, pr, Dr, т)г) мощности Анок (Ант) насоса окислителя (горючего) от указанных выше параметров и коэффициента полезного действия насоса т}0к (т)г);
для турбины — зависимость мощности турбины Ат от секундных расходов ток", тТ" компонентов топлива в газогенератор, числа
апТ~ * |
-* nLp , а? |
где k=m0KmT и Ы’=m0KltnT —соотношение расходов компонентов; /р — удельный импульс давления; сок, сг, ioк. h — соответственно удельные теплоемкости и энтальпии окислителя и горючего; ак и а,- — угол наклона кривой в зависимостях удельного импульса давления от параметра k и энтальпии топлива соответственно; р — угол наклона напорной характеристики насоса; RTr — работоспособность генераторного газа; т. и т2 — конструктивные параметры турбины [15].
Чтобы система уравнений была замкнутой, необходимо добавить к (3.12) уравнения баланса давлений по магистралям камеры двигателя и газогенератора, расходов (т—т’+т") и мощностей (Л/т = Л:нок+Анг). Тягу как основной параметр состояния двигателя выражают через давление рк. Внешними возмущениями являются разбросы плотности и температуры компонентов топлива, давлений на входе в насосы, а также геометрических параметров.
Изложенный выше метод применялся, в частности, при проектировании двигательной установки первой ступени ракет® «Сатурн», причем моделировалось около 250 параметров. Расчетные предельные отклонения (Ахі=Зохі) некоторых параметров, принятые для моделирования, приведены в табл. 3.2 в качестве примера [16].
Таблица 3.2
Параметр |
Предельное отклонение параметра |
Тяга. . … …………………………………………………… і. |
±1,597% |
Удельный импульс. . . . J………………… |
±0,859% |
Соотношение расходов…………………………. . . . . |
±1,041% |
Плотность горючего. . ….. ……………… 1 . . . . |
±1,730% |
Температура окислителя……………………………………. |
+0,4 °С |
Давление окружающей среды…………………………….. |
±2,0% |
» наддува бака горючего…………………………….. |
±0,23 эта (13,53%) |
» » » окислителя………………………………………… |
±0,07 ата (5,55%) |
Вес заправки горючего…………………………. |
±0,508% |
» » окислителя…………………………………………………. |
±0,504% |
вровень окислителя в магистралях питания при выключении двигателей……………………………… . |
±1,52 м |
Остатки незабора топлива…………………….. і. . .,. |
±0,35% |
существенно отличаются от указанных в табл. 3.2. Немаловажно и назначение двигателя. Так, для коррекции движения космического аппарата «Маринер» необходимы очень небольшие и точные импульсы тяги, поэтому требуется, чтобы разброс импульса последействия не превышал ±4,176% [16]. Иными словами, при расчете параметрической надежности конкретного двигателя следует уделить достаточное внимание подбору и обоснованию исходных данных.