Расчет вероятности безотказной работы системы при резервном соединении элементов с целой кратностью

Г1о определению при резервном соединении элементов для отказа системы, необходимо совпадение отказов хотя бы не менее двух элементов. Допуская и здесь, что отказы элемен- нл» являются событиями независимыми, н применяя на этом ттшванин теорему умножения вероятностей, можно записать

нс </(*) = !-/> (0.

Тогда

Qc(0 ~ О — />і)0 — Ps) ♦ ■ . (i —p„),

а искомая вероятность безотказной работы системы (за неко­торый одинаковый для системы н для элементов промежуток времени Д который при выводе во внимание не принимается)

Яс = 1— Ос — 1-1(1 — Р.)(1 — />,)…(!-/>„)! =

= i — по />,)■ (з. зз)

1

Для системы, состоящей нз однотипных элементов с рав­ными вероятностями безотказной работы, формула (3.33) при­нимает вид

Рс — 1 — (1 РзГ (3.34)

Из формул (3.33) и (3.34) следует, что при резервном соединении элементов вероятность безотказной работы систе­мы может быть выше значений вероятностей безотказной ра­боты составляющих систему элементов. В силу этого резерв­ное соединение элементов представляет собой тот структур­ный прием, с помощью которого из элементов с малой веро­ятностью безотказной работы можно построить систему с тре­буемым уровнем безотказности. Этот прием широко использу­ется при соединении различных технических устройств в бор­товых самолетных системах (сдвоенные — «дублированные» электропровода, резервные датчики, предохранительные кла­паны топливной системы, резервно соединенные подкачиваю­щие насосы и т. д.).

Резервирование в различных бортовых системах вызвано, с одной стороны, низкой вероятностью безотказной работы нх элементов и, с другой стороны, несложным выполнением ре­зервных соединений и сравнительно небольшим увеличением веса.

На некоторых отечественных н иностранных самолетах основная гидросистема, кроме предназначенных ей функций по уборке и выпуску шасси, закрылков, тормозных щитков, по управлению створками сопла двигателя, противопожарными створками, воздухозаборником, выдвижным конусом воздухо­заборника и т. д., выполняет функции бустерной гидросисте­мы при выходе последней из строя.

Широко также в гидросистемах используются насосные станции, которые автоматически включаются в работу при

падении давлення в бустерной гидросистеме и подают рабо­чую жидкость на бустер стабилизатора, обеспечивая тем са­мым посадку самолета.

Интерес представляет резервирование систем автомати­ческого запуска двигателей на современных самолетах-истре­бителях. Операции по включению и выключению отдельных элементов и агрегатов, переход от одного этапа запуска к другому, а также необходимая дозировка топлива на каждом лапе запуска осуществляются системами запуска без в мені а — юльства человека, запускающего двигатель. .

В случае отказов клапана сброса успешно запустить дви­гатель можно методом ручной задержки подачн топлива, а и случае отказа автомата запуска — с помощью специально­го устройства, которое на основании рабочей информации о количестве воздуха, поступающего в камеры сгорания, кор­ректирует подачу топлива (запуск можно произвести с руч­ной корректировкой топлива).

Значительное повышение вероятности безотказной работы силовых установок самолетов с турбовинтовыми двигателями постигается путем резервирования элементов защитных средств от возникновения отрицательной тяги и превышения предельного числа оборотов, а также резервирования систем флюгировання воздушного винта.

Если обратиться к вопросу об изменении вероятности без — «»гказной работы по времени, то оказывается, что при резерв­ном соединении зависимость Pc{t) системы от P9[t) состав­ляющих элементов даже для случая, когда последние изменя­ются по экспоненциальному закону, не получается столь про­стой, как это описано формулами (3.28), (3.29). Действитель­но, если

Pi (0= <ГМ; р3(0 * е-М: ■ • — : Р« (*) *= е~>п* ,

го

Рс (<) = 1 — (1 — <ГМ) (1 — е-1“)… (1 — «-V),

п для однотипных элементов с равными к Л(0= I ~(1

иначе говоря, экспоненциальный закон на систему с резервно соединенными элементами в этом случае ие распространяется.

ill

Только при условии, когда величины произведений I, можно приближенно считать, что 1 —е~ формулу дли

расчета изменения вероятности безотказной работы системы по времени при резервном соединении элементов можйо За­писать в упрощенном виде

Pc(f)^l — VV’..}.ntn-