СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ ПОГОДЫ

Карта погоды является основным инструментом метеоролога и, как я уже сказал, одним из основных ваших пособий при прокладке вами воздуш­ного пути. Эти карты составляются так тщательно, а элементы, входящие в их построение, анализируются с таким знанием дела, что прогнозы, ос­нованные на картах погоды, отличаются высокой степенью точности.

Вы уже знакомы с условными знаками, применяемыми для обозначения погоды и с их расположением на карте. Вы имеете представление о числе метеорологических станций в стране, выпускающих бюллетени погоды. А теперь, когда вы прочитали все написанное нами до сих пор, вы уже сами можете считаться метеорологом-любителем! Теперь вам нужно познакомить­ся с тем, как метеоролог сопоставляет и истолковывает полученные им дан­ные и в удобной, сжатой форме наносит их на карту. Представьте себе, что вы составляете карту. С чего вы начнете? Бестолковый Джо полагает, что вы должны собрать все последние данные и начать наносить их на карту; но он опять ошибается.

Начинать надо с предыдущей карты. Карты погоды отображают логи­ческую последовательность событий, и по последней составленной карте вы можете представить себе, что могло произойти за последую­щий (после составления этой карты) отрезок времени, и определить вероятное положение фронтов и изобар. Их фактическое положение может быть нанесено на карту только на основании тщательного сравнения и на­учного истолкования существующих атмосферных условий, указанных в последних бюллетенях метеорологических станций.

Изменения температуры, барометрическая тенденция и направление ветра — все это полезно при определении положения фронта. Так, вы имеете право подозревать наличие теплого фронта между двумя станциями, если между этими двумя пунктами наблюдается повышение температуры. Об­ратно, вы имеете право предполагать существование холодного фронта, если температура между двумя пунктами понижается, или окклюзии,

если температура переменная. Эти выводы должны быть основаны на температурах, измеренных на высоте примерно 1000 м; ниже этой высоты воздушные массы, находясь в соприкосновении с поверхностью земли, подвергаются влиянию ее температуры. Однако заметьте, что вы вправе только подозревать образование фронтов, так как метеорология не та­кая область, в которой можно делать поспешные выводы. Прежде чем окон­чательно притти к определенному заключению, вы должны собрать еще много доказательств, подтверждающих его правильность.

К этим доказательствам относятся барометрические тенденции и на­правление ветра. Изменение барометрической тенденции от непрерывного падения к непрерывному медленному повышению или быстрое падение барометра указывают на возможность существования теплого фронта. Смена быстрого падения барометра быстрым его повышением может о значать присутствие либо холодного фронта, либо фронта окклюзии. Из­менения ветра у поверхности земли также имеют значение, если они сопрово­ждаются другими приметами, особенно когда речь идет об определении положения холодных фронтов.

Даже если показания всех этих факторов совпадают, вы все еще не мо­жете сказать: «Вот здесь проходит фронт». Надо еще внимательно рассмот­реть данные исследования верхних слоев атмосферы (результаты шаро­пилотных наблюдений), а также данные, полученные при подъемах метео­рографов на самолетах или посредством радиозонда. Надо проанализиро­вать значения давления, температуры, относительной и абсолютной влаж­ности и эквивалентно-потенциальной температуры на различных высотах. Особенную ценность для определения свойств воздушных масс по карте погоды имеют аэрологические наблюдения с самолетов. Как используются аэрологические данные профессиональным метеорологом? Ответ на этот вопрос потребовал бы довольно длинного, подробного объяснения, которое не представляет для вас особой ценности; мы дадим здесь лишь краткий пример того, как могут быть использованы данные исследования верхних слоев атмосферы.

Предположим, что мы знаем по одному из таких исследований, что в до­вольно устойчивом слое воздуха от земли до высоты около 1 500 м темпера­тура изменяется от +2° 0 до—3°С, удельная влажность от 2,3 з/кздо 0,5 г/кг, эквивалентно-потенциальная температура от 260° (абс.) до 280° (абс.). Вы­ше 1500 м температура повышается до+2° 0, удельная влажность—до 4,5 г/кг, а эквивалентно-потенциальная температура—примерно до 315° (абс.).

Из всего этого ясно, что над холодным воздухом находится более теплый, а анализ карты, позволяющий узнать траектории соответствующих воздуш­ных масс, покажет вам, имеется ли холодный или теплый фронт. Указывая точку, в которой наблюдаются инверсия и изменение влажности, аэроло­гические данные позволяют вам определить высоту раздела между двумя воздушными массами.

Средний наклон фронтальной поверхности определяется путем срав­нения расстояния от точки наблюдения на высоте до положения фронта на поверхности земли с высотой этой точки (в данном случае 1500 м). Глубина отдельных воздушных масс, их свойства в отношении устойчи­вости и неустойчивости и вероятные изменения их при подъеме и опуска­нии определяются путем сличения данных аэрологических исследований, полученных от станций в обширном районе.

Предположим, что вы обнаружили инверсию со слоями высокой отно­сительной влажности в более холодном воздухе, находящемся под теплой фронтальной поверхностью. Какой вывод вы можете сделать из этого? Просто тот, что из высокослоистых облаков теплого фронта выпадут осад­ки; слои высокой относительной влажности в холодном воздухе под инвер­сией насытятся влагой вследствие частичного испарения осадков, и в более холодном нижележащем воздухе образуется слой низких облаков.

Когда надо установить, как воздушная масса будет реагировать на подъем и опускание, метеоролог пользуется диаграммами, чтобы «экспе­риментировать» над слоями воздуха, определяя, как происходил бы их подъем и опускание в действительности. Таким путем он определяет протя­женность и тип облаков, количество и интенсивность осадков и состояние воздуха в смысле его устойчивости и неустойчивости.

Имея ряд факторов, указывающих на положение фронта, вы должны теперь наметить его положение на карте погоды тонкой чертой, а затем добавить черным карандашом изобары. Вы помните, что изобары соеди­няют точки с одинаковым давлением и проводятся через каждые 5 милли­бар изменения барометрического давления. Вы увидите, что изобары могут иметь различную форму. Одни из них — довольно прямые; другие имеют форму колец (как, например, вокруг области высокого или низкого давле­ния); третьи образуют ложбины в виде буквы V. Эти V характерны для изобар вблизи фронта, и наличие их на карте погоды очень помогает точ­ному определению положения фронта.

Когда вы окончательно придете к заключению, что фронт существует, и определите его положение, нанесите его на карту более толстой чертой: синей для холодного фронта, красной для теплого, фиолетовой для фронта окклюзии и прерывистой для верхнего холодного фронта, какой наблю­дается при окклюзии типа теплого фронта. Заштрихуйте области осадков

зеленым карандашом и проведите тонкие карандашные линии (изалло­бары) между точками е равным изменением давления. Изаллобары можно также наносить тонкими прерывистыми карандашными линиями.

Имея законченную карту, вы можете попытаться сделать заключение о том, что же должно произойти дальше, другими словами, поставить прогноз. Делать правильные выводы нелегко, так как каждый ряд факто­ров погоды обычно подчиняется своему собственному закону. Конечно, опытный метеоролог может ускорить свою работу, проводя аналогию между данным и прошлыми случаями, но он слишком хорошо знаком с ка­призами погоды, чтобы сказать: «Это случится сегодня, потому что случи­лось вчера (или на прошлой неделе или в прошлом месяце) при подобном же комплексе условий». На основании показаний карты, анализа происшед­ших ранее изменений и своего долгого опыта метеоролог отчетливо представ­ляет себе усиление или ослабление, углубление или заполнение «макси­мумов» и «минимумов»; таким путем он и определяет, что вероятнее всего произойдет в будущем. Практика, подкрепленная знанием теории, повы­шает точность при составлении карт и прогнозе погоды. Опыт профессио­нального метеоролога в построении и толковании карты погоды является важным фактором безопасности вашего полета. Таким же важным факто­ром будет и опыт, который вы сами приобретете, изучая и анализируя погоду.

image81

Нет двух одинаковых оттисков пальцев, нет и двух одинаковых карт погоды.