ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ. ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ

Я считаю твердо установленным, что все — кроме бестолкового Джо ■— поняли, какую важную роль играет метеорология в работе летчика. Преж­де чем стартовать в дальний полет, всегда советуйтесь с метеорологом, если только он имеется при аэропорте. Часто то, что он может сообщить вам о погоде, так же важно для безопасности вашего полета, как и исправное состояние вашего самолета. Пока вы не составите плана полета, который не только отвечает требованиям гражданского законодательства о воздуш­ных сообщениях, но и полностью учитывает погоду, оставайтесь наг земле!

Составляя план полета, помните, что учитывать существующую погоду недостаточно; вы должны принимать в расчет и ожидаемую погоду. При очень кратковременном полете атмосферные условия часто остаются без изменений, и погода, наблюдавшаяся во время вашего вылета, может про­держаться до вашей посадки. Но при более продолжительных полетах, особенно через районы циклонической деятельности, вы увидите, что по­года так же непостоянна, как любимая девушка бестолкового Джо. Ведете ли вы большой транспортный самолет или самолет меньших размеров, вы должны предусматривать перемены погоды и учитывать их при состав — •лении плана полета.

Рис. 92. Посмотрите на условия погоды, указанные на рисунке. Они, очевидно, неблагоприятны для полетов между Буффало и Чикаго, хотя полет от Нью-Арка до Буффало можно было бы провести безопасно. Но не слишком торопитесь стартовать! Наблюдается общее перемещение неблагоприятной погоды с запада на восток, так что, хотя осадки в Буф­фало показаны в виде снега, однако этот снег имеет тенденцию перейти в более мокрый снег и весьма вероятно в замерзающий дождь, как в рай­оне Детройта. Поэтому вы должны притти к выводу, что условия неблаго­приятны для полета на всем пути от Нью-Арка до Чикаго.

Если бы вы летели из Детройта в Чикаго, вы нашли бы благоприятную для полета высоту над холодной воздушной массой в теплом воздухе,

где температуры выше точки замерзания. Но, набирая высоту после вылета из Детройта и производя в Чикаго посадку по приборам, как будет объяс­нено дальше, вы подвергли бы свой самолет опасности обледенения стекло­образного твердого типа, а кроме того, попали бы над Чикаго в район ограниченной видимости, происходящей от сгущения низких слоистых облаков и наличия замерзающей мороси и тумана под нижним слоем облаков.

Конечно, вы встретились бы с условиями, способствующими обледе­нению, во всей системе высокослоистых облаков, начиная от очень низкой температуры высоко над Буффало, вызывающей образование изморози (зернистого льда), до района с температурой 0° С над Детройтом и Чикаго (стеклообразный лед образуется при температуре от 0°0 примерно до —4° С). Если бы вы попытались избежать опасности обледенения, летя между облачными слоями, вы только испытали бы новые затруднения. Вы встретили бы умеренные, а по временам сильные осадки, и, летя сквозь них, вы не могли бы быть уверены в своем положении относительно облаков.

* *

*

Планируя свой полет, обязательно заметьте, какая погода в аэропорте отправления и просмотрите все имеющиеся бюллетени погоды по марш­руту и по обе стороны его. В настоящее время, когда вся страна покрыта сетью метеорологических станций, вам будет довольно легко следить за про­движением фронтов и за сопутствующими метеорологическими явлениями.

Рис. 93. Приближаясь к теплому фронту, наблюдайте за пеленой облаков, которые обычно начинаются с перистых, а затем сгущаются в высокослоистые. Вам придется рассмотреть два следующих вопроса.

image83
Лететь ли вам вдоль наружной границы облачного слоя, где нет осадков и где натекающий теплый воздух расположен высоко? Или же вы полетите сквозь сгущающиеся облака системы теплого фронта в теплый воздух теплого сектора? В первом случае вы встретите идеальные условия для полета. Во втором — действует целый ряд факторов.

image84

Предположим, например, что вы находитесь на метеорологической станции, расположенной в правой части карты погоды данного района. Над станцией — сплошная пелена высокослоистых облаков с потолком в 1800 м. Видимость довольно хорошая. Дождь еще не начался, но ожи-

дается. При таких условиях вы, вероятно, могли бы лететь с достаточным потолком и видимостью, если бы не один фактор. Холодный воздух под вы- сокослоистыми облаками обладает способностью вызывать образование низких облаков внутри самого себя после того, как через него начнут вы­падать осадки. В этом заключается главная опасность при полете в усло­виях погоды типа теплого фронта. В теплые периоды года опасность сво­дится к низким потолкам и плохой видимости, но зимой, когда осадки при­нимают форму снега или замерзающего дождя, к этому присоединяется опасность обледенения.

Холодный воздух


Если только возможно, обращайтесь к метеорологу, чтобы выяснить структуру воздуха, через который выпадают осадки. Имея данные о тем­пературе и влажности в верхних слоях атмосферы, метеоролог может ска­зать вам, на какой высоте вероятно образование облаков. Конечно, если бы вы имели эти данные, вы сами могли бы сделать нужные выводы. Если, например, аэрологические данные указывают на инверсию в более холодном воздухе при равномерном вертикальном температурном градиенте, соот­ветствующем слегка неустойчивому равновесию и идущему снизу до ниж­ней границы инверсии, и на высокую относительную влажность непо­средственно под инверсией, условия благоприятны для образования низ­ких слоистых облаков под нижней границей инверсии после начала осадков. Если у поверхности земли разница между температурой воздуха и точкой росы незначительна, весьма вероятно, что вблизи нижней границы инвер­сии существует слой, близкий к насыщению. После того как осадки вызо­вут образование нижнего слоя облаков, толщина облака будет увеличи­ваться книзу по мере насыщения более холодного воздуха. Чем выше нижняя граница инверсии, тем, конечно, выше будут основание и верши­на нижнего облака.

Рис. 94. Здесь показаны в разрезе атмосферные условия и распреде­ление воздушных масс по линии AD рис. 93. Заметьте, что низких облаков, связанных с теплым фронтом, здесь еще нет и что потолки повсюду высоки и видимость хорошая.

Рис. 95. Здесь показаны атмосферные условия вблизи линии AD рис. 93 по истечении шести часов. Осадки, сопутствующие обширной си­стеме высокослоистых облаков, распространились. Теплый фронт переме­стился незначительно ввиду равномерности барометрического давления в холодном воздухе слева. С другой стороны, холодный фронт значительно продвинулся и приближается к теплому фронту в центре низкого давле­ния, образуя окклюзию (вспомните рис. 82). Погода на вашей станции пре­терпела значительные изменения. Непрерывный дождь вызвал насыще­ние в нижних слоях и образование пелены слоистых облаков на высоте 300 м при понижении видимости до 2,5 км. На станции, расположенной к северо-западу от вашей, потолок также понизился с 1 200 до 200 м, а видимость упала с 5 км до 3 км по той же причине.

Рис. 96. На этом разрезе погоды, показанной на предыдущем рисун­ке, заметьте, что дождь из высокослоистых облаков распространился на обширное пространство и что вследствие этого в нижележащем более хо­лодном воздухе образовалась низкая облачность. При подобных условиях вы можете безопасно лететь по приборам из холодного воздуха в систему

высокослоистых облаков и оттуда в открытый теплый сектор, при том, однако, условии, если нет опасности обледенения.

Если осадки’ принимают форму снега, старайтесь держаться вне высоко­слоистых облаков, так как температура будет ниже точки замерзания и в облаках, вероятно, наступит обледенение. Вы, конечно, можете знать заранее, что температура там очень низка, так что возможно только самое незначительное обледенение типа изморози, но без этой положительной уверенности не пытайтесь лететь слишком долго в облаках. Эксперименты с опасностью обледенения ведут к беде!

При дожде из высокослоистых облаков вы обычно найдете наверху более теплый воздух. При замерзающем дожде держитесь вне нижнего холодного воздуха и поднимитесь на высоту, на которой дождь возникает при темпе­ратуре выше точки замерзания. Вы можете сами понять, что в облаках, образующихся в нижележащем более холодном воздухе во время выпа­дения снега или замерзающего дождя, всегда возможно обледенение. Я еще раз предостерегаю вас: избегайте районов, в которых возможно обле­денение. При благоприятных для обледенения условиях лед образуется так быстро, что он в самый короткий срок может прижать ваш самолет к земле.

Когда зимой происходит вторжение холодного воздуха на холодном фронте, вы можете встретить летную погоду в районе, удаленном от воды. Но над водой погода у фронта осложняется усиленным снегопадом с пони­жением потолков и ухудшением видимости (если вы забыли, почему это так, вернитесь к разделу об озерных шквалах и" посмотрите на рис. 52). После прохождения холодного фронта следите за погодой в холодном воздухе, так как даже без взаимодействия с более теплой воздушной массой погода в холодном воздухе может стать довольно опасной. Как я указал, говоря об озерных шквалах, это является результатом изменений под влиянием более теплых водных поверхностей. Очевидно, если вы можете долететь до места назначения прежде, чем до него дойдет холодный фронт, вам не при­дется беспокоиться об этом. Но если нет, то вам лучше заранее подсчитать, какого потолка и какой видимости вН можете ожидать, если вы при­будете на место одновременно с фронтом или сразу после его прохож­дения.

Рис. 97. В холодные периоды года метеорологические станции часто сообщают, что после прохождения холодного фронта в холодном воздухе образовалась обширная область низкой облачности. Возможны также со­общения об осадках из пелены слоистых облаков в виде замерзающей мороси и ливневого снега. Это явление всегда застает бестолкового Джо

Быстрое образование слоистых облаков в холодном воздухе

Наверху

ясно