Состояние здоровья, алкоголь

Для повышения безопасности дорожного движения большое значение имеет предупреждение случаев управления автомобилем в болезненном состоянии. У больного водителя снижается работоспо­собность, что нередко приводит к ошибкам и ДТП. На рисунке 6.4 показано изменение коэффициента аварийности в зависимости от характера жалоб на ухудшение самочувствия. Водитель при управ­лении автомобилем в болезненном состоянии является нарушителем Правил дорожного движения в случае ДТП это может усугубить его вину. Обычно это скрывает при расследовании ДТП, а медицинская экспертиза виновника ДТП проводится крайне редко. В результате причины таких ДТП часто остаются нераскрытыми, что не позволя­ет установить их истинное значение в общей транспортной аварий­ности.

Состояние здоровья, алкоголь

123456789 10 11 12

! і II їм ЖД. 11 НІ V НО. ІІШМН

Рисунок 6.4. Изменение ктф(})ициента аварийности Кт при наличии жалоб на самочувствие: 1 — жалобы отсутствуют; 2 — слабость; 3 — затруднено засыпание, раннее просыпание; 4 головокружение; 5 тревожное сновидение; 6 «песок» в глазах: 7 — сухость во рту; 8 — головная боль; 9 — сонливость; 10 снижение внимания; 11 раздражительность; 12 рассеянность

 

 

Исследования французских учёных показали, что 6.8 % ДТП со смертельным исходом происходит в результате физических недос­татков, утомления и обмороков водителей. Из 1300 случаев лишения водительских прав лиц, нарушивших Правила дорожного движения (ПДД). 150 водителей имели остроту зрения ниже допустимой нор­мы. у 138 отмечаюсь повышенное артериальное давление. 42 стра­даю расстройством двигательных функций, 34 — психическими рас­стройствами, 31 — диабетом, 14 сердечно-сосудистыми

заболеваниями. Таким образом. 31,5 % водителей Франции, лишён­ных водительских прав в результате нарушения ПДД. имели откло­нения в состоянии здоровья. В США 4,2 % ДТП со смертельным ис­ходом происходят в результате обмороков, утомления и физических недостатков водителей. В ФРГ из 12 млн. человек, имеющих води­тельские права. 70 тыс. больны диабетом — заболеванием, при кото­ром человек иногда внезапно теряет сознание. В Великобритании 1,2-2,4 %. а в Германии 0,25-2.00 % водителей, совершивших ДТП. страдали различными хроническими заболеваниями.

В нашей стране вероятность совершения ДТП водителями с сер­дечно-сосудистыми заболеваниями, возрастает на 10 %, с заболевания­ми желудочно-кишечного тракта — на 16 %, периферической нервной системы — на 33 %. У 25 % водителей диагностирована гипертониче­ская болезнь, а среди всего мужского населения страны в возрасте до 40 лет этим заболеванием страдает лишь 13,4 %. При обследовании

четырёх тысяч водителей выявлено, что среднее число заболеваний водителей (на 100 чел.), выполняющих пассажирские перевозки, со­ставляет 8,84 %, а водителей грузовых автомобилей -2%.

Опрос восьми тысяч водителей показал, что 24 % из них жалова­лись на головные боли, 20 % — на боли в животе, 42 % — на боли в поясничной области и 34 % — на раздражительность [40].

Особенно опасно неожиданное ухудшение состояния, приводя­щее к потере сознания или выражающееся в сильных болевых ощу­щениях, из-за возможности потери цикла действия.

Внезапная потеря сознания имеет место у больных эпилепсией и диабетом. Невыносимая боль в области сердца нередко возникает при остром инфаркте миокарда. В особенно тяжёлых случаях такой водитель даже не может остановить свой автомобиль, что в трёх случаях из пяти приводит к столкновению транспортных средств. Только в США по этой причине ежегодно происходит до двух тысяч ДТП. В большинстве случаев инфаркту миокарда предшествует ост­рая психическая травма, длительное психическое или физическое напряжение, а также утомление. Поэтому водителям, страдающим хроническими сердечнососудистыми заболеваниями, следует избе­гать чрезмерных физических и психических перегрузок. Они долж­ны иметь в виду, что продолжительность непрерывного управления автомобилем в значительной степени зависит от них самих. Таким водителям рекомендуется своевременно делать кратковременные перерывы в работе и более продолжительные перерывы с приёмом пищи. Много зависит и от организации режима труда и отдыха во­дителей с учётом их подготовленности и физического состояния.

Развитию заболеваний способствуют неблагоприятные условия труда водителей. К ним относятся: частые перепады температуры воздуха в кабине автомобиля и переохлаждение водителей в холод­ный период года, контакты водителей пассажирского транспорта с больными пассажирами во время эпидемических вспышек гриппа и острых простудных заболеваний, большие перерывы между приё­мами пищи, а также питание «всухомятку».

Наиболее частыми хроническими заболеваниями, которыми страдают водители, являются болезни сердечно-сосудистой систе­мы, желудочно-кишечного тракта, радикулиты, фурункулёз и болез­ни органов дыхания.

Для профилактики желудочно-кишечных заболеваний большое значение имеет режим питания. При этом особенно важно, чтобы пи­тание было полноценным и перерывы между приёмами пищи не пре-

вышали четырёх-пяти часов. Однако для большинства водителей время обеда не фиксировано и перерывы между приёмами пищи бы­вают больше четырёх часов, при этом многие водители заменяют го­рячие блюда холодной закуской. Это объясняется не только неблаго­приятными условиями их работы, но часто и пренебрежительным отношением самих водителей к своему’ здоровью.

Для полноценного питания необходима организация специаль­ных пунктов питания на всех трассах. Вместе с тем и сами водители должны принимать все меры, чтобы своевременно принимать пищу и избегать питания всухомятку [42].

Одной из причин ухудшения здоровья является курение. В ре­зультате авиационных катастроф погибает один человек из миллио­на в 50 лет, от алкоголя — один из миллиона каждые четверо — пятеро суток, в ДТП — каждые двое — трое суток, от ку рения — каждые два — три часа. Из анализа данных рисунка 6.5 следует, что наибольший коэффициент аварийности соответствует хроническим заболевани­ям, связанным с бронхами, а это напрямую связано с курением. По данным японских экспертов на долю ДТП, связанных с курением, приходится 1-2 % [40].

Состояние здоровья, алкоголь

Ви. ІЬІ tilOO. IPHSIIIIIH І)0/|ШС. Ш

Рисунок 6.5. Изменение коэффициента аварийности Кан при разных заболеваниях:

1 — отсутствие заболеваний; 2 — сердечно-сосудистые заболевания; 3 — хрониче­ские гастриты; 4 — перетонические болезни; 5 — радикулиты; 6 — язвенная болезнь; 7 неврозы; 8 хронические заболевания бронхов

Алкоголь и наркотики в сильной степени влияют на надёжность

водителя, и не секрет, что они в большинстве случаев являются гу ­бительной силой не только для водителя, но и для людей, его окру­жающих. Около 20 % ДТП совершают водители, находящиеся в со­стоянии алкогольного опьянения.

К тому же ДТП характеризуются тяжёлыми последствиями. Опасность употребления алкоголя связана с тем, что после приёма даже небольших доз алкоголя снижается устойчивость и интенсив­ность внимания, замедляется его переключение, возрастает число ошибочных действий, сужается поле зрения, нарушаются процессы мышления и памяти, увеличивается время реакции. В результате снижаются точность и скорость приёма и переработки информации. Нарушение координации движения ухудшает точность выполнения плана действий. Зависимость коэффициента аварийности Кав от кон­центрации алкоголя в крови Кал показана на рисунке 6.6 [40].

Состояние здоровья, алкоголь

Концентрация алкоголя п крови. Кал, %о

Рисунок 6.6. Зависимость коэффициента аварийности Кш от концентрации алкоголя в крови водителя Kaq

Однако самым опасным является некритическое отношение пья­ного к своему состоянию, переоценка своих возможностей, желание продемонстрировать своё «мастерство». Пьяный за рулём намного опаснее, чем больной водитель или водитель в состоянии утомле­ния, который понимает ограниченность своих возможностей и ведёт себя осторожно. Об опасности применения алкоголя также свиде­тельствует акцентирование ПДЦ на состояние опьянения. Поэтому следует неукоснительно следовать принятым законам.