ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
Топливная система предназначена для питания топливом силовой установки вертолета при работе ее на любом* режиме. Применяемое топливо —керосин Т-1, ТС-1, РТ с добавлением жидкости И или ТГФ в условиях пониженных температур.
Весь запас топлива размещается в десяти баках, объединенных в левую и правую группы по пять баков. Левая группа баков обеспечивает питание топливом левого двигателя, правая группа — правого двигателя и вспомогательной силовой установки. Через кран кольцевания возможно питание любого двигателя от обеих групп, а также обоих двигателей от одной из групп.
В бомбоотсеке могут быть установлены два дополнительных подвесных бака (передний и задний), которые крепятся на замках подвески через специальные рамы.
В левую группу входят левые баки № 1—5 и передний бак № 6, в правую группу — правые баки № 1—5 и задний бак № б (рис. 13.1).
Заправка баков может производиться как централизованно, от общего штуцера во все баки одновременно, так и от заправочного пистолета в каждый бак раздельно через заправочные горловины. Заправочные горловины имеются у баков № 1, 4 и 5 по левому и правому бортам вертолета. Доступ к заправочным горловинам баков № 6 осуществляется через лючки в полу грузовой кабины.
Рис. 13.1. Схема размещения агрегатов топливной системы вертолета
J
Количество заправляемого топлива в зависимости от способа заправки дано в табл. 13.1.
В каждой группе бак № 2 является расходным, через него производится подача топлива к двигателю из всех баков группы. Для сохранения центровки вертолета в допустимых пределах (по мере выработки топлива) установлена очередность выработки, указанная в табл. 13.2.
При наличии баков N° 6 топливо из них вырабатывается в первую очередь через левый бак № 1 из переднего бака № 6 и через правые баки № 3+4 из заднего бака N° 6.
Перекачка топлива в каждой из групп происходит через баки № 5 этих групп, откуда оно самотеком поступает в баки № 2. Для перекачки топлива в баки № 5, а также для подачи его к насосам двигателей используются элект — роприводные центробежные насосы, установленные внутри баков в насосных узлах перекачки и подкачки.
Живучесть топливной системы достигается:
— установкой в насосные узлы подкачки расходных баков тю два насоса, работающих параллельно. При отказе одного из насосов другой обеспечивает подачу топлива к двигателю в необходимом количестве;
Таблица 13.1
|
Таблица 13.2
|
— способностью топливных насосов двигателей подсасывать топливо из расходных баков (через обводной канал с обратным клапаном) при отказе обоих подкачивающих насосов;
— подключением насосов всех баков к аварийной шине электропитания, что обеспечивает их работу от аккумуляторов при отказе основной электросистемы.
Таким образом, при отказе подкачивающих насосов (в баках № 2) и исправных перекачивающих (в баках № 1, 4, 6) топливо из баков может быть выработано полностью. При отказе всех насосов питание двигателей может осуществляться только из расходных баков № 2 и 5.
Невырабатываемый остаток топлива зависит от скорости полета (от угла тангажа) и составляет при 150 км/ч 6—8 л, при V^240 км/ч около 60 л.