ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ

Топливная система предназначена для питания топли­вом силовой установки вертолета при работе ее на любом* режиме. Применяемое топливо —керосин Т-1, ТС-1, РТ с добавлением жидкости И или ТГФ в условиях пониженных температур.

Весь запас топлива размещается в десяти баках, объеди­ненных в левую и правую группы по пять баков. Левая груп­па баков обеспечивает питание топливом левого двигателя, правая группа — правого двигателя и вспомогательной си­ловой установки. Через кран кольцевания возможно пита­ние любого двигателя от обеих групп, а также обоих дви­гателей от одной из групп.

В бомбоотсеке могут быть установлены два дополни­тельных подвесных бака (передний и задний), которые кре­пятся на замках подвески через специальные рамы.

В левую группу входят левые баки № 1—5 и передний бак № 6, в правую группу — правые баки № 1—5 и задний бак № б (рис. 13.1).

Заправка баков может производиться как централизован­но, от общего штуцера во все баки одновременно, так и от заправочного пистолета в каждый бак раздельно через за­правочные горловины. Заправочные горловины имеются у баков № 1, 4 и 5 по левому и правому бортам вертолета. Доступ к заправочным горловинам баков № 6 осуществ­ляется через лючки в полу грузовой кабины.

Рис. 13.1. Схема размещения агрегатов топливной системы вертолета

J

Количество заправляемого топлива в зависимости от способа заправки дано в табл. 13.1.

В каждой группе бак № 2 является расходным, через него производится подача топлива к двигателю из всех ба­ков группы. Для сохранения центровки вертолета в допу­стимых пределах (по мере выработки топлива) установле­на очередность выработки, указанная в табл. 13.2.

При наличии баков N° 6 топливо из них вырабатывается в первую очередь через левый бак № 1 из переднего бака № 6 и через правые баки № 3+4 из заднего бака N° 6.

Перекачка топлива в каждой из групп происходит че­рез баки № 5 этих групп, откуда оно самотеком поступает в баки № 2. Для перекачки топлива в баки № 5, а также для подачи его к насосам двигателей используются элект — роприводные центробежные насосы, установленные внутри баков в насосных узлах перекачки и подкачки.

Живучесть топливной системы достигается:

— установкой в насосные узлы подкачки расходных баков тю два насоса, работающих параллельно. При отка­зе одного из насосов другой обеспечивает подачу топлива к двигателю в необходимом количестве;

Таблица 13.1

баков

Вид заправки

централизован­ная* л

от ручного писто­лета» л

1

260×2

285×2

2

265 x2

265×2

3+4

320X2

400X2

5

625X2

685X2

6

ЛЬ

Суммарная вместимость:

450X2

т.

500X2

основных баков

2940 +60

3270

основных и до­полнительных

3840 + 75

4270

Таблица 13.2

Очередность

Левый двигатель

Правый дпигатель

I

Левый бак № 1

Правые баки № 3+4

II

Левые баки №3+4

Правый бак № 1

III

Левый бак № 5

Правый бак № 5

IV

Левый бак № 2

Правый бак № 2

— способностью топливных насосов двигателей подсасы­вать топливо из расходных баков (через обводной канал с обратным клапаном) при отказе обоих подкачивающих на­сосов;

— подключением насосов всех баков к аварийной шине электропитания, что обеспечивает их работу от аккумуля­торов при отказе основной электросистемы.

Таким образом, при отказе подкачивающих насосов (в баках № 2) и исправных перекачивающих (в баках № 1, 4, 6) топливо из баков может быть выработано полностью. При отказе всех насосов питание двигателей может осуще­ствляться только из расходных баков № 2 и 5.

Невырабатываемый остаток топлива зависит от скоро­сти полета (от угла тангажа) и составляет при 150 км/ч 6—8 л, при V^240 км/ч около 60 л.