Утомление во время работы

Причиной ошибок водителей при продолжительном управлении транспортным средством является утомление, которое снижает на­дёжность и может быть непосредственной причиной ДТП или не­благоприятным условием, затрудняющим действие водителей в ава­рийных ситуациях.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем организма.

Развитию утомления водителей способствуют многие факторы, к которым относят:

■ неудовлетворительное состояние дороги;

■ плохую организацию движения;

■ высокую интенсивность транспортного потока;

■ управление автомобилем на высоких скоростях;

■ плохую видимость;

■ частые изменения освещённости;

■ неудобное сиденье;

■ плохую обзорность;

■ отвлекающие знаки, устанавливаемые вдоль шоссе (реклам­ные щиты);

■ аномально высокую или низкую температуру окружающей среды;

■ частые перепады температуры воздуха и барометрического давления в кабине водителя;

■ монотонность деятельности;

■ шум, в том числе и ультразвук, образуемый шинами колёс при движении автотранспортного средства на определённых частотах;

■ вибрацию и т. д.

Утомлению также способствуют некоторые психофизиологиче­ские и личностные особенности водителя (повышенная эмоциональ­ность, впечатлительность, холерический темперамент), а также большие нервные и физические перегрузки накануне рабочего дня и на работе.

Утомлению обычно предшествует чувство усталости.

Усталость — это субъективное переживание человеком утомле­ния. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнали­зации организма о необходимости прекратить или снизить интен­сивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утом­лению водителя, чем бездействующего пассажира.

Утомление, развившееся во время работы, нормальное состояние организма, которое проходит после однократного отдыха (ночного сна). Если же чувство усталости после однократного отдыха не про­ходит, то это свидетельствует о начинающемся переутомлении. Пе­реутомление возникает как хроническое последствие нагрузки, ко­гда утомление от предыдущего дня не проходит, а накапливается, или человек после напряжённой работы днём периодически не до­сыпает, то чувство усталости у него начинает проявляться ещё до начала работы.

При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяются пульс и артериальное давление, снижается интенсив­ность и устойчивость внимания, замедляется его переключение, что может способствовать потере цикла действия в процессе управления транспортным средством и т. д. В результате увеличивается время принятия решений, кроме этого он может, как уже отмечалось, не­ожиданно прервать цикл своего действия.

Характерным симптомом утомления и переутомления является расстройство сна: сонливость днём и бессонница ночью. Сонливость и засыпание водителя за рулём — наиболее опасные проявления утомления, которые приводят к ДТП. В США по этой причине про­исходит 4 % ДТП со смертельным исходом. Во Франции 20,6 % ДТП со смертельным исходом и 14,9 % с ранениями происходят из — за утомления водителей, повлекшего засыпание за рулём. Анализ ДТП в Японии показал, что 61,3 % столкновений транспортных средств, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на пешеходов происходят при управлении автомобилем водителями в сонном со­стоянии. На некоторых автомобильных дорогах России от 1,7 до

2,4 % ДТП происходят в результате засыпания водителей на прямо­линейных участках дорог большой протяжённости [42].

Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно.

Сонливость водителя может появиться не только при утомлении, но и в монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружаю­щей местности, движение с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние, которое иногда назы­вают дорожным гипнозом, ступором или сонным опьянением. При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются отвлечённые мысли и представления, не имеющие никакого отношения к управле­нию автомобилем, резко снижается готовность к действиям при не­ожиданном изменении дорожной обстановки. По зарубежным дан­ным, заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в лёгкой степени — 74 % и лишь 3 % водителей тако­го состояния не испытывают [40].

Для предупреждения такого состояния рекомендуется разговор с пассажирами, негромкое пение, посасывание кислых конфет, жева­тельной резинки, рекомендуется также проветривать кабину и не допускать в ней повышения температуры, в течение двух — трёх ми­нут включать в работу неработающие мышцы, изменять рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и лёгкую, бодрую музыку. Если указанные мероприятия по борьбе с сонливостью не помогают, то необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения.

Для предупреждения засыпания за рулём предложены различные «приборы бдительности», анализ которых будет проведен в сле­дующем разделе.

Утомление быстрее развивается у молодых, неопытных водите­лей, что связано с их большим нервно-психическим напряжением при управлении транспортным средством. У опытных водителей, обладающих хорошо автоматизированными навыками вождения, эмоциональное напряжение менее выражено и утомление у них воз­никает позднее. Исследования французских учёных показали, что выраженные признаки утомления у водителей в возрасте 18-24 лет появляются после 5,5 часов непрерывного вождения, в возрасте 24-40 лет через 6,5 часов, старше 40 лет — через семь часов.

Для предупреждения управления автомобилем водителями в со­стоянии некомпенсированного утомления и профилактики пере­утомления важнейшее значение имеет рациональный режим труда и отдыха — это такая организация трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года.

Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при шестидневной рабочей неделе не должна превышать семи часов.

Продолжительность рабочей недели должна быть 40 часов.

Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью продолжительность смены должна сокращаться на один час. Ноч­ным считается время с 22.00 до 6.00 утра.

Однако ввиду того, что на некоторых автотранспортных пред­приятиях трудно, а иногда и невозможно организовать ежедневную семичасовую работу водителей, продолжительность смены может быть увеличена, но не должна превышать 10 часов.

Учитывая снижение работоспособности водителей при работе бо­лее семи часов и рост по этой причине ДТП, увеличение рабочего времени свыше семи часов должно быть исключением, а не правилом. При увеличении времени управления автомобилем свыше семи часов как следствие развития утомления начинает быстро прогрессировать процесс снижения надёжности водителя (рисунок 6.3). Это подтвер­ждает важность соблюдения водителем режима труда и отдыха.

10

 

Продолжительность управления, ty. ч

 

Рисунок б. З. Изменение коэффициента аварийности Кое в зависимости от продолжительности управления автомобилем ty

 

Утомление во время работы

В случаях, когда работа водителя превышает 12 часов, а это име­ет место при дальних междугородных перевозках, необходимо обо­рудованное место для отдыха (сна) водителя и участие в одном рей­се двух водителей. Для водителей городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены, с двумя выхода­ми на работу, но при продолжительности перерыва между сменами не менее двух часов без учёта перерыва на обед.

В рабочее время водителя входит не только время управления ав­томобилем, но и время для выполнения подготовительных работ пе­ред рейсом и после возвращения на предприятие, время проведения прсдрсйсового осмотра, стоянки и простоев нс по винс водителя.

При междугородных перевозках после трёх часов непрерывного вождения предусмотрена остановка на Ю мин для отдыха, а в даль­нейшем — остановки такой продолжительности должны быть через каждые два часа движения по маршруту.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого води­теля четыре часа в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов должен предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее, чем через четыре часа после начала работы. При продолжи­тельности рабочей смены более восьми часов могу т предоставляться два перерыва общей продолжительностью нс более двух часов [41].

Для сравнения рассмотрим нормирование рабочего дня в России и в других странах (таблица 6.1).

Страна

Продолжительность рабочего дня, ч

Перерывы

Ночной отдых, ч

Россия

от 7 до 10

После четырёх часов работы — двух часовой отдых

не менее 12

Швеция

8

После четырёх часов работы — получасовой отдых или три перерыва по 15 мин

9

Г ермания

10

После 4,5 часов работы — 30 мин или два-три перерыва по 15 мин, затем два часа работы и получасовой отдых

не менее 12

При организации режима труда и отдыха водителей необходимо учитывать не только рекомендации регламентирующих документов, но и особенности их труда. К таким особенностям относятся: харак­тер выполняемого задания; интенсивность движения; состояние до­роги; уровень организации движения; рельеф местности; время су­ток и время года; метеорологические условия во время движения; состояние, тип и марка автомобиля. В зависимости от этих особен­ностей в режим труда и отдыха водителей различных транспортных предприятий и объединений необходимо вносить соответствующие коррективы, которые должны быть направлены на максимальное сохранение работоспособности водителей, а следовательно, и их на­дёжности в течение рабочего времени.