Утомление во время работы
Причиной ошибок водителей при продолжительном управлении транспортным средством является утомление, которое снижает надёжность и может быть непосредственной причиной ДТП или неблагоприятным условием, затрудняющим действие водителей в аварийных ситуациях.
Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем организма.
Развитию утомления водителей способствуют многие факторы, к которым относят:
■ неудовлетворительное состояние дороги;
■ плохую организацию движения;
■ высокую интенсивность транспортного потока;
■ управление автомобилем на высоких скоростях;
■ плохую видимость;
■ частые изменения освещённости;
■ неудобное сиденье;
■ плохую обзорность;
■ отвлекающие знаки, устанавливаемые вдоль шоссе (рекламные щиты);
■ аномально высокую или низкую температуру окружающей среды;
■ частые перепады температуры воздуха и барометрического давления в кабине водителя;
■ монотонность деятельности;
■ шум, в том числе и ультразвук, образуемый шинами колёс при движении автотранспортного средства на определённых частотах;
■ вибрацию и т. д.
Утомлению также способствуют некоторые психофизиологические и личностные особенности водителя (повышенная эмоциональность, впечатлительность, холерический темперамент), а также большие нервные и физические перегрузки накануне рабочего дня и на работе.
Утомлению обычно предшествует чувство усталости.
Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.
Утомление, развившееся во время работы, нормальное состояние организма, которое проходит после однократного отдыха (ночного сна). Если же чувство усталости после однократного отдыха не проходит, то это свидетельствует о начинающемся переутомлении. Переутомление возникает как хроническое последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит, а накапливается, или человек после напряжённой работы днём периодически не досыпает, то чувство усталости у него начинает проявляться ещё до начала работы.
При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяются пульс и артериальное давление, снижается интенсивность и устойчивость внимания, замедляется его переключение, что может способствовать потере цикла действия в процессе управления транспортным средством и т. д. В результате увеличивается время принятия решений, кроме этого он может, как уже отмечалось, неожиданно прервать цикл своего действия.
Характерным симптомом утомления и переутомления является расстройство сна: сонливость днём и бессонница ночью. Сонливость и засыпание водителя за рулём — наиболее опасные проявления утомления, которые приводят к ДТП. В США по этой причине происходит 4 % ДТП со смертельным исходом. Во Франции 20,6 % ДТП со смертельным исходом и 14,9 % с ранениями происходят из — за утомления водителей, повлекшего засыпание за рулём. Анализ ДТП в Японии показал, что 61,3 % столкновений транспортных средств, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на пешеходов происходят при управлении автомобилем водителями в сонном состоянии. На некоторых автомобильных дорогах России от 1,7 до
2,4 % ДТП происходят в результате засыпания водителей на прямолинейных участках дорог большой протяжённости [42].
Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно.
Сонливость водителя может появиться не только при утомлении, но и в монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с постоянной скоростью, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным опьянением. При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются отвлечённые мысли и представления, не имеющие никакого отношения к управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. По зарубежным данным, заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в лёгкой степени — 74 % и лишь 3 % водителей такого состояния не испытывают [40].
Для предупреждения такого состояния рекомендуется разговор с пассажирами, негромкое пение, посасывание кислых конфет, жевательной резинки, рекомендуется также проветривать кабину и не допускать в ней повышения температуры, в течение двух — трёх минут включать в работу неработающие мышцы, изменять рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и лёгкую, бодрую музыку. Если указанные мероприятия по борьбе с сонливостью не помогают, то необходимо остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения.
Для предупреждения засыпания за рулём предложены различные «приборы бдительности», анализ которых будет проведен в следующем разделе.
Утомление быстрее развивается у молодых, неопытных водителей, что связано с их большим нервно-психическим напряжением при управлении транспортным средством. У опытных водителей, обладающих хорошо автоматизированными навыками вождения, эмоциональное напряжение менее выражено и утомление у них возникает позднее. Исследования французских учёных показали, что выраженные признаки утомления у водителей в возрасте 18-24 лет появляются после 5,5 часов непрерывного вождения, в возрасте 24-40 лет через 6,5 часов, старше 40 лет — через семь часов.
Для предупреждения управления автомобилем водителями в состоянии некомпенсированного утомления и профилактики переутомления важнейшее значение имеет рациональный режим труда и отдыха — это такая организация трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года.
Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при шестидневной рабочей неделе не должна превышать семи часов.
Продолжительность рабочей недели должна быть 40 часов.
Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью продолжительность смены должна сокращаться на один час. Ночным считается время с 22.00 до 6.00 утра.
Однако ввиду того, что на некоторых автотранспортных предприятиях трудно, а иногда и невозможно организовать ежедневную семичасовую работу водителей, продолжительность смены может быть увеличена, но не должна превышать 10 часов.
Учитывая снижение работоспособности водителей при работе более семи часов и рост по этой причине ДТП, увеличение рабочего времени свыше семи часов должно быть исключением, а не правилом. При увеличении времени управления автомобилем свыше семи часов как следствие развития утомления начинает быстро прогрессировать процесс снижения надёжности водителя (рисунок 6.3). Это подтверждает важность соблюдения водителем режима труда и отдыха.
|
|
|
|
|
В случаях, когда работа водителя превышает 12 часов, а это имеет место при дальних междугородных перевозках, необходимо оборудованное место для отдыха (сна) водителя и участие в одном рейсе двух водителей. Для водителей городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены, с двумя выходами на работу, но при продолжительности перерыва между сменами не менее двух часов без учёта перерыва на обед.
В рабочее время водителя входит не только время управления автомобилем, но и время для выполнения подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на предприятие, время проведения прсдрсйсового осмотра, стоянки и простоев нс по винс водителя.
При междугородных перевозках после трёх часов непрерывного вождения предусмотрена остановка на Ю мин для отдыха, а в дальнейшем — остановки такой продолжительности должны быть через каждые два часа движения по маршруту.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четыре часа в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
Перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов должен предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее, чем через четыре часа после начала работы. При продолжительности рабочей смены более восьми часов могу т предоставляться два перерыва общей продолжительностью нс более двух часов [41].
Для сравнения рассмотрим нормирование рабочего дня в России и в других странах (таблица 6.1).
Страна |
Продолжительность рабочего дня, ч |
Перерывы |
Ночной отдых, ч |
Россия |
от 7 до 10 |
После четырёх часов работы — двух часовой отдых |
не менее 12 |
Швеция |
8 |
После четырёх часов работы — получасовой отдых или три перерыва по 15 мин |
9 |
Г ермания |
10 |
После 4,5 часов работы — 30 мин или два-три перерыва по 15 мин, затем два часа работы и получасовой отдых |
не менее 12 |
При организации режима труда и отдыха водителей необходимо учитывать не только рекомендации регламентирующих документов, но и особенности их труда. К таким особенностям относятся: характер выполняемого задания; интенсивность движения; состояние дороги; уровень организации движения; рельеф местности; время суток и время года; метеорологические условия во время движения; состояние, тип и марка автомобиля. В зависимости от этих особенностей в режим труда и отдыха водителей различных транспортных предприятий и объединений необходимо вносить соответствующие коррективы, которые должны быть направлены на максимальное сохранение работоспособности водителей, а следовательно, и их надёжности в течение рабочего времени.