Влияние личностных качеств водителя на работоспособность

Безопасное управление автомобилем достигается выбором мар­шрута, оптимальных скоростей, дистанции и интервала. Но на прак­тике это оказывается достаточно трудным. Выбор водителя зависит от модели его поведения, т. е. либо он акцентирует своё внимание на быстроте движения (максимально возможная средняя скорость дви­жения), либо на результате (оптимальная средняя скорость при ми­нимально возможном расходе топлива).

При выборе первой модели водитель допускает ошибку, завышая реальные резервы управления, попадая в нештатные ситуации. Но большое значение будет иметь способность водителя оценивать ре­зультаты, последствия, ошибки. В таблице 6.2 приведен набор пар­ных черт характера, оказывающих противоположные влияния на

надёжность водителя. Для обеспечения надёжности необходимо проанализировать отрицательные стороны характера и стараться компенсировать их.

Большое влияние на управление автомобилем оказывает темпе­рамент водителя. Одни — живые, энергичные, подвижные, другие — вялые, медлительные, малоподвижные.

Темпераментом называются психические свойства личности, характеризующиеся динамикой протекания психических процессов. Особенности темперамента влияют по-разному на работоспособ­ность водителей и на скорость развития у них утомления.

Таблица 6.2. Влияние черт характера водителя на надёжность его управления

Черты характера

Обеспечивающие надёжное вождение

С вероятностью опасности вождения

Объяснение неудач своими ошибками

Объяснение неудач обстоятельствами

Внимательность

Беспечность, самоуверенность

Выдержка

Склонность к панике

Доброжелательность

Агрессивность, озлобленность, жесто­кость

Осмотрительность

Склонность к риску

Спокойствие

Тревожность, импульсивность

Уважение чужого мнения

Пренебрежение чужим мнением

Уважение чужих прав

Эгоцентризм

Уважение к закону

Пренебрежение к закону

Уверенность в себе

Нерешительность, боязнь неудач

Честность

Лживость

Умение контролировать свои действия

Отсутствие способности самоконтроля

Различают четыре основных темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвиник — человек подвижный, с быстрой сменой настрое­ния. У него легко меняется эмоциональное состояние, что находит отражение в речи, мимике, жестах. Он хорошо справляется с зада­чами, требующими быстрой сообразительности. Отличается бодро­стью и способностью поддерживать хорошее настроение в коллек­тиве. Для него характерны: высокая работоспособность и

эмоциональная устойчивость. Сангвиник хорошо проявляет себя в условиях оживлённого дорожного движения, но недостаточно ус­тойчив к монотонным раздражителям. В результате при движении на длинных прямых участках дороги, при однообразном околодо­рожном ландшафте он легко погружается в сон. Поэтому водители с преобладанием черт сангвинического темперамента более надёжны в городской езде и менее при поездках по трассе на далёкие рас­стояния.

Холерик — человек с быстрыми реакциями, с сильными внезапно возникающими чувствами, которые имеют яркое внешнее проявле­ние. Он порывист, эмоционально легко возбудим, склонен к бур­ным, неадекватным эмоциональным вспышкам, необоснованным действиям и поступкам. Холерик отличается достаточно высокой работоспособностью, но чрезмерная активность, связанная с боль­шим расходом нервно-психической энергии, способствует более бы­строму развитию утомления. Он меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но недостаточно сдержан и дисциплини­рован. У него отмечается бессистемность в работе. Наибольший процент «лихачей», превышающих скорость, составляют холерики. Если вдали вспыхивает красный свет светофора, а водитель продол­жает свой путь на большой скорости, а затем резко тормозит, что пугает пешеходов и нервирует водителей, то с уверенностью можно сказать, что автомобилем управляет холерик. Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном контроле и само­контроле при управлении автомобилем.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный, спокой­ный, смена эмоциональных переживаний происходит у него мед­ленно, переживания находят слабое внешнее выражение. Его трудно вывести из себя, мимика и жесты однообразны, невыразительны, речь медленная. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет спокойно и неотступно, с трудом переключается на дру­гой вид деятельности. Отличается высокой работоспособностью. Уравновешенность и спокойствие флегматика, его высокая устойчи­вость к монотонным раздражителям делают его незаменимым в дальних рейсах. Но решения и реакции флегматика обычно замед­ленны, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, проте­кающих в условиях дефицита времени.

Меланхолик — человек со слабыми реакциями, для него типична медленная смена настроений, как у флегматика, но его переживания характеризуются большой глубиной и длительностью. Настроение у меланхолика находит слабое внешнее выражение. Он тяжело пере­живает трудности жизни, нередко замкнут, необщителен, его дви­жения медлительны, однообразны. Меланхолик, для которого харак­терны нерешительность, склонность к колебаниям, растерянность в сложной обстановке, считается наименее пригодным для водителя автомобиля.

В чистом виде темпераменты встречаются очень редко. Обычно человек сочетает в себе ряд черт, характерных для нескольких тем­пераментов.

Медлительность водителя с флегматическим темпераментом может компенсироваться профессиональным опытом, благодаря ко­торому он заранее и достаточно точно будет прогнозировать разви­тие дорожной обстановки. Это позволит ему своевременно выпол­нять необходимые управляющие действия, направленные на предупреждение аварийных ситуаций [42].

Неблагоприятные для деятельности водителя особенности тем­перамента в некоторых случаях могут быть компенсированы за счёт положительных качеств. Возможности человека в этом отношении весьма велики. Водители даже при наличии у них таких меланхоли­ческих черт, как нерешительность и робость, могут при упорной тренировке в значительной степени компенсировать и эти недостат­ки, что достигается отличной профессиональной подготовленно­стью, повышенной внимательностью и прогнозированием развития дорожной обстановки.