МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА

25.1011. Общие положения

(a) Каждый двигатель должен иметь незави­симую масляную систему, обеспечивающую питание его необходимым количеством масла с температурой, не превышающей допустимую для непрерывной эксплуатации самолета.

(b) Используемая емкость маслобака должна быть не меньше произведения продолжитель­ности полета самолета в критических условиях эксплуатации на утвержденный максимальный расход масла двигателем в тех же условиях плюс дополнительное количество масла для обеспе­чения циркуляции масла в системе. Для само­летов с поршневыми двигателями вместо соот­ветствующего определения дальности полета для расчета необходимого запаса масла можно использовать следующее соотношение запаса топлива и запаса масла по объему:

(1) 30 :1 — если самолеты не имеют резерв­ной или перекачивающей масляной системы.

(2) 40 :1 — для самолетов с резервной или пере­качивающей масляной системой.

(c) Соотношения запаса топлива и запаса мас­ла выше, чем указанные в пунктах (b)(1) и (2) дан­ного параграфа, могут быть использованы только в том случае, если они подтверждены данными по фактическому расходу масла двигателем.

25.1013. Масляные баки

(a) Установка. Каждый масляный бак дол­жен быть установлен в соответствии с требова­ниями 25.967.

(b) Расширительное пространство масляного бака. Расширительное пространство должно удовлетворять следующим требованиям:

(1) Каждый масляный бак поршневого дви­гателя должен иметь расширительное про­странство не менее, чем большая из двух вели­чин: 10% емкости бака или 1,9 л. Каждый мас­ляный бак газотурбинного двигателя должен иметь расширительное пространство не менее 10% емкости бака.

(2) Каждый резервный масляный бак, кото­рый не имеет прямого сообщения с любым дви­гателем, должен иметь расширительное про­странство объемом не менее 2% емкости бака.

(3) Каждый масляный бак должен иметь средства для предотвращения непреднамерен­ного заполнения его расширительного про­странства при заправке в нормальном стояноч­ном положении самолета.

(c) Заправочная горловина. Каждая утоплен­ная заправочная горловина, в которой может скапливаться значительное количество масла, должна иметь сливное устройство, не допуска­ющее попадание сливаемого масла на любые части самолета. Кроме того, крышка каждой за­правочной горловины должна быть выполнена из маслонепроницаемого материала.

(d) Суфлирование маслобака. Суфлирование маслобака должно отвечать следующим требо­ваниям:

(1) Каждый масляный бак должен суфлиро­ваться из верхней точки расширительного про­странства, с тем чтобы эффективное суфлиро­вание обеспечивалось при любых нормальных условиях полета.

(2) Суфлирующие устройства масляного ба­ка должны быть выполнены таким образом, чтобы полностью исключались места, где мог бы накапливаться конденсат водяных паров, способный замерзнуть и закупорить суфлирую­щий трубопровод.

(e) Заборное устройство. В каждом маслобаке должны быть предусмотрены средства, препятст­вующие попаданию в сам бак или в его заборное устройство предметов, которые могли бы поме­шать прокачке масла через систему. Заборное устройство не должно быть огорожено никакими экранами или перегородками, снижающими прокачку масла через двигатель ниже допустимо­го значения в рабочем диапазоне температур.

На выходе из каждого масляного бака газо­турбинного двигателя должен быть предусмот­рен перекрывной кран (клапан), если внешняя часть масляной системы (включая узлы крепле­ния масляного бака) не выполнена огненепро­ницаемой.

(f) Оболочки мягких масляных баков. Каждая оболочка мягкого масляного бака должна быть одобренного типа или должна быть продемон­стрирована ее пригодность для данного приме­нения.

25.1015. Испытания масляных баков

Каждый масляный бак должен быть сконст­руирован и установлен так, чтобы:

(а) Он мог выдерживать без повреждения все вибрационные, инерционные и гидравличе­ские нагрузки, которым он может подвергаться в ожидаемых условиях эксплуатации.

(b) Он удовлетворял требованиям 25.965(a) за исключением следующих:

(1) Давление при испытании:

(1) для баков с наддувом, используемых с газо­турбинными двигателями, должно быть не менее 0,35 кгс/см2 плюс максимальное рабочее давление в баке вместо давления, указанного в 25.965(а); и

(ii) для всех других баков может быть не ме­нее 0,35 кгс/см2 вместо давления, указанного в 25.965(а).

(2) В качестве жидкости при испытаниях должно использоваться масло с температурой 120 °С вместо жидкости, указанной в 25.965(с).

25.1017. Трубопроводы и арматура масляной системы

(a) Каждый масляный трубопровод должен удовлетворять требованиям 25.993, а трубопро­воды и арматура, расположенные в пожаро­опасной зоне, — требованиям 25.1183.

(b) Трубопроводы суфлирования двигателя должны быть выполнены так, чтобы:

(1) Конденсат водяных паров, который мо­жет замерзнуть и перекрыть магистраль, не на­капливался в какой-либо точке трубопровода.

(2) Выбросы системы суфлирования не соз­давали опасности возникновения пожара в слу­чае вспенивания масла и не вызывали попада­ния выбрасываемого масла на остекление каби­ны пилота; и

(3) Выброс из системы суфлирования не производился в систему подвода воздуха к дви­гателю.

25.1019. Масляные фильтры

(а) Каждая газотурбинная двигательная уста­новка должна включать полнопоточный сетча­тый фильтр или масляный фильтр другого типа, отвечающий следующим требованиям:

(1) Каждый сетчатый фильтр или масляный фильтр другого типа, который имеет перепускной канал, должен быть выполнен и установлен так, чтобы при полной закупорке сетки или фильтроэ­лемента другого типа обеспечивалась нормальная прокачка масла через остальную часть системы.

(2) Сетчатый фильтр или масляный фильтр другого типа должен иметь пропускную способ­ность (с учетом эксплуатационных ограничений, установленных для двигателя), обеспечиваю­щую нормальную работу масляной системы дви­гателя при загрязнении масла до степени (в от­ношении размера и концентрации частиц), пре­восходящей установленную для двигателя в со­ответствии с Частью 33 Авиационных правил.

(3) Сетчатый фильтр или масляный фильтр другого типа, если он не установлен на забор­ном устройстве масляного бака, должен вклю­чать в себя индикатор, который будет индици­ровать загрязнение фильтра, прежде чем оно изменит пропускную способность фильтра до величины, установленной в соответствии с пун­ктом (а)(2) данного параграфа.

(4) Перепускной канал сетчатого фильтра или фильтра другого типа должен быть выпол­нен и установлен так, чтобы сброс собранных загрязнений был сведен к минимуму путем со­ответствующего размещения канала, гаранти — рующего, что накопившиеся загрязнения не попадут в поток масла, проходящий через этот канал.

(5) Сетчатый фильтр или масляный фильтр другого типа, который не имеет перепускного канала, за исключением фильтра, установленно­го на заборном устройстве масляного бака, дол­жен иметь средства подключения его к системе сигнализации, требуемой согласно 25.1305(с)(7).

(b) Каждый сетчатый фильтр или масляный фильтр другого типа силовых установок с поршневыми двигателями должен быть выпол­нен и установлен так, чтобы при полной заку­порке сетки или другого фильтрующего эле­мента обеспечивалась нормальная прокачка масла через остальную часть системы.

25.1021. Сливные устройства масляной системы

В масляной системе должны быть предусмо­трены сливные устройства, обеспечивающие безопасный слив масла из системы. Они дол­жны быть доступными и иметь ручное или авто­матическое устройство надежной фиксации в закрытом положении.

25.1023. Масляные теплообменники

(a) Каждый масляный теплообменник дол­жен без повреждения выдерживать все вибра­ционные, инерционные и гидравлические на­грузки, которым он будет подвергаться в ожи­даемых условиях эксплуатации.

(b) Каждый воздушный канал масляного те­плообменника должен быть расположен так, чтобы в случае возникновения пожара прони­кающее через имеющиеся отверстия в гондоле двигателя пламя не попадало непосредственно на теплообменник.

25.1025. Масляные краны (клапаны)

(a) Каждое устройство перекрытия подачи масла должно отвечать требованиям 25.1189.

(b) Срабатывание устройств, прекращающих подачу масла, не должно препятствовать флю — гированию воздушного винта.

(c) Каждый масляный кран (клапан) должен иметь надежные упоры или соответствующее обеспечение для индикации включенного и вы­ключенного положений. Кран (клапан) должен быть закреплен таким образом, чтобы нагрузки, возникающие при его работе или при полете с перегрузкой, не передавались на трубопроводы, соединенные с ним.

25.1027. Система флюгирования воздушного винта

(а) Если система флюгирования воздушного винта приводится в действие маслом от масло­системы двигателя, то на случай прекращения подачи масла в результате неисправности лю­бой части маслосистемы (за исключением са­мого маслобака) должны быть предусмотрены средства удержания некоторого количества масла в баке.

(b) Количество задержанного масла должно быть достаточным для флюгирования и это масло должно поступать только к насосу флю — гирования.

(c) Должна быть показана способность систе­мы выполнить флюгирование воздушного винта при помощи задержанного количества масла. Это может быть осуществлено на земле с исполь­зованием вспомогательного источника масла для смазки двигателя в процессе его работы.

(d) Должны быть предусмотрены средства пре­дотвращения воздействия осадка или других по­сторонних предметов на безопасность эксплуата­ции системы флюгирования воздушного винта.