ОХЛАЖДЕНИЕ

25.1041. Общие положения

Средства охлаждения и (в необходимых слу­чаях) подогрева основной и вспомогательной си­ловой установок должны поддерживать темпера­туру компонентов силовой установки, жидкостей в двигателях, компонентов и жидкостей во вспо­могательной силовой установке в пределах огра­ничений по температуре, установленных для этих компонентов и жидкостей для эксплуатации на земле, воде и в полете, а также после нор­мального выключения основного или вспомога­тельного двигателя, или того и другого вместе.

25.1043. Испытания средств охлаждения

(а) Общие положения. Соответствие требова­ниям 25.1041 должно быть показано путем ис­пытаний в критических условиях эксплуатации на земле, на воде и в полете. При этом должно соблюдаться следующее:

(1) Если испытания проведены при темпе­ратурах, отличающихся от максимальной и минимальной температуры атмосферного воз­духа, то зарегистрированные температуры си­ловой установки должны быть скорректирова­ны в соответствии с пунктами (с) и (d) данного параграфа.

(2) Скорректированные температуры, опре­деленные в соответствии с пунктом (а)(1) на­стоящего параграфа, не должны превышать ус­тановленных пределов.

(3) Для поршневых двигателей топливо, применяемое при испытаниях по оценке их охлаждения, должно быть самого низкого сор­та, утвержденного для этих двигателей, а каче­ство смеси должно быть таким, какое обычно применяется на тех этапах полета, для кото­рых производятся испытания. Испытания должны проводиться в соответствии с требо­ваниями 25.1045.

(b) Температура окружающей атмосферы. Ма­ксимальная температура окружающей атмосфе­ры на уровне моря должна быть принята в соот­ветствии с ожидаемыми условиями эксплуата­ции самолета, но не ниже 38 °С. Вертикальный температурный градиент принимается равным —6,5 °С на каждые 1000 м высоты над уровнем моря до достижения температуры —56,5 °С. Вы­ше этой высоты температура считается постоян­ной и равной —56,5 °С. Однако для установок, предназначенных для эксплуатации в зимних условиях, Заявитель может принять максималь­ную температуру окружающей атмосферы, со­ответствующую условиям уровня моря, ниже 38 °С. Минимальная температура окружающей атмосферы должна быть принята в соответствии с ожидаемыми условиями эксплуатации.

(c) Коррекция температуры (за исключением гильз цилиндров). Если не применяется более рациональная коррекция, температуры охлаж­дающих жидкостей двигателя и компонентов силовой установки (за исключением гильз ци­линдров), для которых регламентируются пре­дельные температуры, должны быть скорректи­рованы путем прибавления к измеренным тем­пературам разности между максимальной (ми­нимальной) температурой окружающей атмо­сферы и температурой окружающего атмосфер­ного воздуха в момент первого достижения ма­ксимальной температуры компонента силовой установки или жидкости, зарегистрированной при испытаниях средств охлаждения.

(d) Коррекция температур гильз цилиндров. Ес­ли не применяется более рациональная коррек­ция, то температуры гильз цилиндров должны быть скорректированы путем прибавления к ним 0,7 величины разности между максимальной (ми­нимальной) температурой окружающей атмосфе­ры и температурой окружающего атмосферного воздуха в момент первого достижения макси­мальной температуры гильзы цилиндра, зафик­сированной при испытании средств охлаждения.

25.1045. Методика испытания по оценке охлаждения

(a) Должно быть показано соответствие тре­бованиям 25.1041 для этапов взлета, набора вы­соты, полета по маршруту, снижения и посад­ки, которые должны соответствовать примени­мым требованиям к летным характеристикам. Испытания должны производиться при той конфигурации самолета и в таких эксплуатаци­онных условиях, которые являются критиче­скими для охлаждения на каждом этапе полета. При испытаниях температура считается стаби­лизированной, если она изменяется менее чем на 1 °С в минуту.

(b) В условиях, от которых осуществляется пе­реход к каждому исследуемому этапу полета, тем­пературы должны быть стабилизированы, если условия перехода не являются такими, при кото­рых обычно температуры жидкостей в двигателе и его компонентов уже были стабилизированы. В этом случае до завершения перехода к исследуе­мому этапу полета должен быть выполнен полет во всем диапазоне условий перехода, чтобы к мо­менту перехода температуры могли достичь есте­ственных уровней. Испытанию средств охлажде­ния на взлете должен предшествовать период, в течение которого температуры жидкостей в дви­гателе и температуры компонентов силовой уста­новки стабилизируются при работе двигателей на режиме земного малого газа.

(c) Испытания средств охлаждения на каж­дом этапе полета должны продолжаться до:

(1) Стабилизации температуры компонентов и жидкостей в двигателе.

(2) Окончания этапа полета; или

(3) Достижения эксплуатационного ограни­чения.

(d) Для самолетов с поршневыми двигателями при проверке охлаждения можно допустить, что этап взлета заканчивается при достижении высо­ты 460 м над поверхностью взлета или при дости­жении точки на взлете, в которой завершается переход от взлетной конфигурации к маршрут­ной и достигается скорость, при которой удовле­творяются требования 25.121 (с), в зависимости от того, какая точка имеет большую высоту. Са­молет должен иметь следующую конфигурацию:

(1) Шасси убрано.

(2) Закрылки в наиболее благоприятном по­ложении.

(3) Створки капотов (или другие средства регулирования охлаждения двигателей) — в по­ложении, обеспечивающем надлежащее охлаж­дение в условиях жаркого дня.

(4) Критический двигатель не работает и его воздушный винт остановлен.

(5) Остальные двигатели работают на макси­мальной продолжительной мощности для дан­ной высоты.

(e) На летающих лодках и самолетах-амфи­биях должна быть продемонстрирована работа средств охлаждения на режиме руления по вет­ру в течение 10 мин на скорости, превышаю­щей на 10 км/ч скорость выхода на редан.