ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Подавляющее большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится железнодорожным транспортом (около 45 % всех перевозок опасных грузов).

Сложность осуществляемых перевозок опасных грузов железно­дорожным транспортом и высокие требования безопасности, предъ­являемые к организации перевозок, в том числе с условием приме­нения дополнительного оборудования железнодорожных транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Железнодорожный транспорт — вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.

Понятие железная дорога обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств.

Для перевозки грузов железнодорожным транспортом формиру­ется подвижной состав.

Подвижной состав состоит из надёжно сцепленных железнодо­рожных вагонов, предназначенных для перевозки грузов, в том чис­ле и опасных, ведомый локомотивом.

Подвижной состав может формироваться для перевозки пасса­жиров, грузов различного назначения, в том числе опасных: жидких, газообразных, сжиженных, взрывчатых и др.

Перевозка опасного груза представляет собой совокупность опе­раций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузо­отправителя до грузополучателя и включает в себя:

■ подготовку груза и транспортных средств;

■ приём груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство;

■ оформление перевозочных документов;

■ транспортирование груза;

■ перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой;

■ транзитное хранение груза и его выгрузку.

На территории России основные требования к организации пере­возок опасных грузов определяются как международными соглаше­ниями, нормами и стандартами, так и собственными законодатель­ными документами, в том числе Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Эти Правила устанавливают общие требования:

■ по изготовлению, ремонту и эксплуатации подвижного состава для этих перевозок;

■ подготовке опасных грузов к перевозкам;

■ пригодности тары и упаковки, используемой для перевозки опасных грузов;

■ организации перевозочного процесса на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте;

■ организации контроля перевозок опасных грузов.

Правила направлены на охрану жизни и здоровья людей, защиту

окружающей среды и обеспечение сохранности материальных цен­ностей при перевозке опасных грузов [44].

Опасность в системе железнодорожных перевозок

представляет собой возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, информация или их сочетание могут повлиять на сложную систему таким образом, что это приведёт к ухудшению или невозможности се функционирования и развития.

Опасность в зависимости от своей природы, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия или при воздействии, может привести:

■ к дискомфорту обслуживающего персонала;

■ усталости;

■ острым и хроническим профессиональным заболеваниям;

■ травмам различной тяжести;

■ летальному исходу.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на две группы факторов, дозировка которых:

1) вредна или опасна для жизни и деятельности человека;

2) при выходе за допустимые уровни являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для человека.

Опасность при железнодорожных перевозках может возникну ть в результате любого аварийного происшествия.

Аварийные происшествия (аварии) при перевозке опасных гру зов на железнодорожном транспорте — случаи нару шения безо­пасности перевозок опасных грузов, в результате которых:

■ произошел взрыв опасного груза в вагоне (независимо от последствий);

■ произошло:

— возгорание или высвобождение из вагона или контейнера опасного груза с тяжёлыми последствиями,

— загрязнение источников водоснабжения;

■ погибли люди, причинён вред их здоровью;

■ проводилась эвакуация населения и (или) обслуживающего псрсоната из зоны аварий;

■ нанесён ущерб окружающей среде, повреждён до степени исключения из эксплу атации подвижный состав, предназначенный для перевозки опасных грузов.

Предшественником аварии, как правило, является инцидент.

Инцидент — сходы, столкновения подвижного состава с опасны­ми грузами, отцепки вагонов с этими грузами от поездов в пути сле­дования по техническим и коммерческим неисправностям, возгора­ние или утечка (просыпание) опасного груза из вагона или контейнера без тяжелых последствий.

С целью защищённости людей при выполнении технологических операций при организации железнодорожных перевозок на станции организуется безопасные места.

Безопасное место на станции — участок путевого развития в границах станции, установленный техническо-распорядительным актом станции, наиболее удалённый от главных путей, промышлен­ных. общественных, жилых зданий и сооружений, подвижного со­става. занятого людьми, животными и опасными грузами, оборудо­ванный средствами пожаротушения и подъездной автомобильной дорогой.

Большая часть всех перевозимых железнодорожным транспор­том опасных грузов сосредоточена чаще всего в таких местах, где любая их утечка или иная авария может привести к значительному материальному, экологическому у щербу или человеческим жертвам. Поэтому во всех развитых странах разработаны строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных ве­ществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их транспортировке. Болес того, в связи с большим количеством между народных грузоперевозок и возможными глобальными мас­штабами последствий аварий с опасными веществами, су шествуют различные международные соглашения, регулирующие такие пере­возки.

Для перевозок железнодорожным транспортом применяются контейнеры, вагоны-цистерны и различные емкости.

Контейнер представляет собой единицу транспортного обору­дования многократного применения, предназначенного для перево­зок и временного хранения гру зов без промежу точных перегру зок.

Вагон-цистерна — вагон, кузовом которого является котел (ём­кость), предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких и дру гих веществ.

Котёл — ёмкость (для помещения и удержания гру зов), на корпу ­се которой смонтированы детали и узлы рабочего и конструктивно­го оборудования.