ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Требования к организации перевозок на железнодорожном транспорте должны соответствовать четырем принципам обеспече­ния безопасности:

■ ориентирующему (определяющему направление поиска

безопасного решения);

■ техническому (направленному на непосредственное предотвращение действия опасности и основанному, как правило, на использовании физических, технических, биологических, информационных законов):

■ управленческому (определяющему взаимосвязь и

отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности);

■ организационному (с помощью которого реализуются

положения научной организации труда при эксплуатации, ремонте железнодорожного состава и при перевозке различных грузов, в том числе и опасных).

На магистральном и промышленном железнодорожном транс­порте должен осуществляться ведомственный контроль обеспечения безопасности перевозок опасных грузов. Так. вагоны с опасными грузами классов 1 и 2 на станциях (кроме вагонов, находящихся на сортировочных путях под накоплением) должны устанавливаться на путях, указанных в технико-распорядительном акте станции, где стоянка их наиболее безопасна. Такие вагоны должны быть сцепле­ны. надёжно закреплены тормозными башмаками 1491

При перевозке сжиженных газов под норматьным давлением ва­гон-цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испа­рения газа, находящейся в открытом состоянии.

Об аварийном происшествии или инциденте при перевозке опас­ных грузов сменный персонал предприятий магистрального желез­нодорожного транспорта или локомотивная бригада должны сооб­щить дежурному по отделению железной дороги, а сменный персонал предприятий промышленного железнодорожного транс­порта — в местные органы Госгортехнадзора России.

Зоной аварии считается зона, занятая повреждённым подвиж­ным составом, развалом, россыпью, розливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полос) шириной не менее 15 мет­ров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении всех необходимых мер пре­досторожности.

Все меры первой доврачебной помощи людям и действия по ли­квидации аварийных ситуаций с опасными грузами в зоне аварии должны осуществляться с учётом свойств этих грузов и соблюдени­ем мер предосторожности, указанных в аварийной карточке на пере­возимый опасный груз.

Можно выделить основные требования к организации перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом, относящиеся:

■ к грузоотправителю (грузополучателю);

■ таре, упаковке и маркировке;

■ вагонам и контейнерам и размещению в них опасных грузов при перевозке;

■ охране и сопровождению опасных грузов;

■ условию временного хранения опасных грузов на станциях;

■ железнодорожному полотну;

■ обсуживающему персоналу.

Рассмотрим требования, относящиеся к грузоотправителям (гру­зополучателям), так как эти требования непосредственно связаны с организацией перевозок.

Грузоотправители обязаны выполнять следующие требования:

• Иметь:

■ лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность;

■ документацию, подтверждающую классификацию опасного груза, об условиях его безопасной перевозки и аварийную карточку.

• Загружать:

■ опасные грузы только в подвижной состав, который по своей конструкции, назначению и техническому состоянию пригоден для безопасной и сохранной перевозки конкретного опасного груза;

■ вагоны, контейнеры с опасными грузами не выше норм, установленных стандартами или техническими условиями на перевозимую продукцию.

• Применять тару, упаковку, упаковочные комплекты, которые должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на конкретные опасные грузы, пройти испытания по установленным программам и методикам в целях предотвращения любой утечки (просыпания), взрывов содержимого, которые могут возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности и т. д.

• Обеспечить проводников необходимыми средствами индивидуальной защиты, запасными материалами, заглушками, комплектом инструментов, а также инструкцией для проводника, утвержденной главным инженером предприятия-гру зоотправителя.

• Разработать служебную инструкцию для проводников, сопровождающих вверенный им груз, которые в свою очередь обязаны знать се, а также знать опасные свойства груза, меры оказания первой доврачебной помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и должны следить за соблюдением мер безопасности, установленных для этого груза.

Подпись: ВНИМАНИЕ! Перечень средств индивидуальной защиты, которыми должна комплектоваться транспортная единица при перевозке опасного груза, указывается грузоотправителем в письменных инструкциях.

В перечень средств индивиду ильной защиты чаще всего входят:

■ герметичные защитные очки:

■ легкий хлопчатобумажный или суконный костюм;

■ резиновые ботинки или сапоги;

■ перчатки из резины или синтетического материала;

■ защитная маска или респиратор для защиты органов дыхания:

■ защитная каска.

• Укомплектовать транспортные единицы, перевозящие токсичные газы или газы, дополнительным видом опасности которых яв. лястся токсичность, средствами защиты органов дыхания для каждого члена экипажа транспортного средства, перевозящего опасный груз, независимо от указаний письменных инстру кций.

Гру зоотправители (грузополучатели), работники магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, владельцы и арендаторы подвижного состава и контейнеров, а также предпри­ятия, осуществляющие транспортно-экспсдиционнос обслуживание, при перевозках опасных грузов должны:

• Обеспечить соблюдение Правил и другой действующей нормативно-технической документации по перевозкам опасных грузов.

• Иметь бригады, укомплектованные квалифицированными специалистами и рабочими, обученными способам и мерам ликвидации аварий при перевозке опасных грузов и имеющими на руках удостоверение установленного образца об обучении.

• Предъявлять:

■ работникам станции и вагонного депо свидетельство о технической исправности вагонов, включая его рабочее и конструктивное оборудование. гарантирующее безопасность перевозок конкретного опасного груза перед каждой погрузкой опасных грузов;

■ опасные грузы к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования;

■ конкретный опасный груз грузоотправителю к перевозке только теми видами отправок, в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на перевозимую железнодорожным транспортом продукцию.

Подпись: ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Нахождение на станции вагонов с опасными грузами класса I, принятых с подъездных путей от грузоотправителей и прибывших в адрес обслуживаемых грузополучателей, более двух часов с момента поступления на станцию.
Комплектовать транспортные средства, перевозящие опасные грузы на случай аварии или происшествия, которые могут произойти при их перевозке:

■ дополнительным оборудованием для принятия общих мер в случае аварии или происшествия при перевозке опасных грузов:

■ средствами пожароту шения;

■ средствами индивидуальной защиты;

■ дополнительным оборудованием для принятия мер в случае утечки или высыпания опасного груза.

• Предъявляться грузоотправителем к перевозке

взрывоопасные легковоспламеняющиеся твёрдые вещества,

способные загораться без предварительного подогрева от источника зажигания с низкой энергией, только в герметичной таре.

• Специализированные вагоны грузоотправителя

(грузополучателя) для перевозки опасных грузов должны оборудоваться приспособлениями для крепления грузов, а также оснащаться всеми средствами в соответствии с инструкциями по эксплуатации таких вагонов.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

1. Погрузка и выгрузка опасных грузов грузоотправителем, перевозимых наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов.

2. Перевозка мелкими отправками опасных грузов в стеклянной таре (кроме грузов в мелкой расфасовке массой до одного килограмма, но объемом не более одного литра).

3. Слив и выгрузка опасных грузов грузополучателем из повреждённых вагонов, контейнеров или тары на грунт, в водоёмы.