ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ ГРУЗОВ
Безопасность перевозимых грузов, а вместе с ними и воздушных судов зависит и от требований к упаковке грузов как со стороны отправителя, так и получателя [45].
Отправителем признаётся организация или лицо, заключившее с авиационным предприятием договор воздушной перевозки груза и указанное в грузовой накладной в качестве отправителя груза.
Договором воздушной перевозки груза является документ, по которому Перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в аэропорт (пункт) назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (Получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу.
Получателем считается организация или лицо, которое указано в грузовой накладной в качестве получателя груза.
В соответствии с Правилами перевозки грузов воздушными суднами [46] грузы, с точки зрения их безопасной доставки Отправителем до Получателя, перевозимые воздушным транспортом, должны иметь исправные тару и упаковку. Тара и упаковка должны соответствовать действующим стандартам и техническим условиям.
Остальные грузы, техника и прочее по согласованию с Перевозчиком могут перевозиться без упаковки.
Упаковка должна подходить по размерам, объёму и материалу, из которого она сделана, для конкретного груза. Она должна надёжно защищать от любых случайных повреждений и несанкционированного проникновения, которые могут иметь место в процессе обработки груза и транспортировки.
Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными верёвками (лентами) или обклеены скотчем одинакового цвета.
Использование растительных материалов (сено, солома и др.) для упаковки грузов применять не следует, так как эти материалы могут быть запрещены при перевозках воздушными судами по ограничению карантина.
Специальные требования к упаковке предъявляются при перевозке отдельных категорий грузов («опасный», «живой», «ценный» и др.).
Если содержимое грузов или их упаковка повреждены или могут быть повреждёнными, грузоотправителю необходимо переупаковать грузы, обеспечив условия сохранности упаковки. Если это невозможно, подробная информация о повреждении упаковки или недостатках груза должна быть вписана в грузовую накладную.
Грузовая накладная является документом, удостоверяющим заключение договора воздушной перевозки груза, его условия и принятие груза к перевозке, которая заполняется при грузовой отправке, а также перемещаемый транзитом или трансфертным способом.
Грузовой отправкой считается одно или несколько мест груза, которые одновременно приняты Перевозчиком от одного Отправителя и следуют от одной грузовой накладной в адрес одного получателя.
Транзитный груз — это груз, который согласно грузовой накладной, перевозится тем же рейсом, которым он был доставлен в промежуточный аэропорт (пункт).
Трансфертным грузом является груз, который согласно грузовой накладной, доставляется в аэропорт (пункт) трансферта одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика.
Упаковка предъявляемых к перевозке воздушным транспортом грузов должна быть сухой и чистой, грузы не должны иметь заост
рённых углов, выступов и прочего, что могло бы загрязнить или повредить помещения воздушного судна и его оборудование, а также вызвать повреждение других грузов, багажа и почты или нанести урон авиационному персоналу.
Металлическая, стеклянная, керамическая, деревянная, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются (заполняются) жидкие и иные грузы, подлежащие перевозке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избыточное давление, зависящее от высоты полёта и температуры, и полностью гарантировать от утечки, разлива или россыпи содержимого.
Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при транспортировке.
Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками, а сама упаковка зашита одинаковыми нитками без узлов.
Тара или упаковка мест грузов, сдаваемых к перевозке с объявленной ценностью, должна быть опломбирована. Пломбы должны быть стандартными, иметь ясные оттиски цифровых или буквенных изображений. Об опломбировании груза и наименовании грузоотправительских пломб указывается в грузовой авианакладной.
Скоропортящиеся плодоовощные и другие грузы могут перевозиться воздушным транспортом в упаковке, принятой для перевозок на других видах транспорта с учётом изложенных выше требований по надёжности тары и условий эксплуатации воздушных судов.
В целях обеспечения безопасности полётов воздушных судов, а также исключения возможности повреждения или загрязнения помещений воздушного судна или мест груза, почты и багажа, запрещается принимать к перевозке воздушным транспортом без упаковки или в упаковке, непригодной к перевозке, следующие виды грузов:
■ абразивные, шлифовальные и наждачные круги;
■ бытовые и электрические машины и аппаратуру, холодильники, газовые плиты, телевизоры, радиоприёмники, мотоциклы, велосипеды;
■ предметы и изделия из чёрных и цветных металлов, электродвигатели, насосы, трубы (трубки), прутки, проволоку, металл в листах, металлическую ленту в полосах, запасные части машин и другие подобные грузы;
■ изделия из синтетических смол, пластических масс и т. п.;
■ сыпучие грузы, упакованные в бумажную тару (пресспорошок, полиэтилен, химические и минеральные удобрения, красители, белила, графит, сода, цемент и т. п.);
■ тяжеловесные и крупногабаритные грузы, не оборудованные соответствующими устройствами для надёжной швартовки в грузовых помещениях воздушного судна или вызывающие превышение статических нагрузок на площадь пола указанных помещений, при размещении их без соответствующих стеллажей либо поддонов, создающих равномерное распределение нагрузок в пределах допустимых норм, а также грузы, имеющие форму (конфигурацию), не обеспечивающую их надёжное размещение и швартовку на борту воздушного судна;
■ другие грузы, свойства, конфигурация, упаковка и швартовка которых не гарантируют безопасность воздушной перевозки.
Груз считается повреждённым, если в период воздушной перевозки он пришёл в негодное состояние, вследствие чего не может полностью использоваться по своему первоначальному назначению, а следовательно потерял свою ценность.
Период воздушной перевозки рассматривается как период времени с момента принятия груза к перевозке и до выдачи получателю или до передачи его, согласно установленным правилам, другой организации.
Период воздушной перевозки может быть нарушен в результате неисправности перевозки.
Под неисправностью перевозки понимаются любые нарушения установленного на воздушном транспорте порядка работ, которые повлекли или могли повлечь за собой вредные последствия. Нарушения порядка работ могут проявиться в виде:
■ засылки груза;
■ недостачи по массе или по количеству мест;
■ повреждения;
■ утраты;
■ разъединения документов и груза;
■ неправильного оформления перевозочных документов.
Перевозки грузов гражданской авиацией как в прямом, так и смешанном сообщении осуществляются только по перевозочным документам.
Перевозкой в прямом и смешанном сообщении считается перевозка, осуществляемая перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного судна.
Перевозочным документом является грузовая накладная, почтово-грузовая ведомость, сводная загрузочная ведомость, досылоч — ная и другие документы на груз, перевозимые на борту воздушного судна одним рейсом.
Загрузка воздушного судна для перевозки может осуществляться сформированными грузовыми партиями или в виде пакетов, суммарное количество которых (по весу или объёму) определяет комплектацию рейса.
Грузовой партией является груз, принятый к перевозке от одного Отправителя в адрес одного или нескольких Получателей по нескольким накладным.
Пакетными перевозками считается транспортировка груза, скомплектованного на авиационных поддонах и закреплённого швартовочными сетками и ремнями, осуществляемая на воздушных судах, а также наземными видами транспорта.
Рейс считается скомплектованным при наличии полной документации, обработанного груза для отправки и оформленной почтово-грузовой ведомости на определённый рейс.
Обработка груза предполагает выполнение комплекса операций, проводимых в коммерческом складе или при подготовке рейса к вылету, связанных:
— с приёмом груза от Отправителя,
— оформлением его к перевозке,
— комплектованием груза.
В обработку груза входит также его раскомплектование по прилёте в пункт назначения.