ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Прокрутка ротора газотурбинного двигателя в процессе запуска осуществляется стартером и турбиной двигателя При этом стартер и турбина участвуют в прокрутке не весь период запуска, а лишь на определенных этапах В связи с этим весь процесс запуска двигателя условно может быть разделен на три этапа (рис 15 1).
На первом этапе от начала запуска до частоты вращения ротора двигателя fi (начала вступления в активную работу турбины) двигатель прокручивается только стартером Момент ускорения ротора двигателя на этом этапе может быть записан в виде
Мгжі~Ма-М^*І-± =2,
где Мст—момент, развиваемый стартером; М«шр—-момент, потребный для вращения компрессора, привода агрегатов и преодоления трения, / — массовый полярный момент инерции ротора двигателя (а для турбовинтовых двигателей и момент инерции винта, приведенный к валу ротора), ы —угловая скорость вращения ротора двигателя; п—частота вращения.
На первом этапе контроль запуска состоит в наблюдении За параметрами работы, частотой вращения ротора двигателя и временем начала работы турбины двигателя. При обнаружении неисправностей в системе запуска та этом этапе запуск прекращают.
На втором этапе от частоты вращения щ до Пг (момент отключения стартера) происходит совместная прокрутка ротора двигателя стартером и турбиной. В этом случае
Л/уск и=Мст "Ь —/Wcmf,
где Мч —момент, развиваемый турбиной двигателя.
При частоте вращения пр /Ит=Л1соіц> и Мускн=Л1ст, а при частоте вращения пк .Мст=Л1Сощ>. Последнее соответствует режиму холодной прокрутки ротора двигателя.
На этом этапе необходимо внимательно следить за изменением температуры газа, не допуская роста ее выше установленных пределов для каждого типа двигателей. В целях сокращения продолжительности запуска двигатель работает в напряженном температурном режиме даже при исправной работе стартера. При этом условии достигается более высокое значение (мощности турбины. В том случае, когда мощность стартера по тем нли иным причинам окажется недостаточной для эффективной прокрутки ротора двигателя, процесс запуска замедляется и сопровождается значительным ростом температуры газа. При этом мощность турбины возрастает и двигатель может выйти на режим малого газа, ио за счет повышенной нагрузки турбины и перегрева элементов горячей части
двигателя (см. характеристики, обозначенные пунктиром). При повышении температуры выше установленной технической документацией запуск двигателя необходимо прекратить.
На третьем этапе от частоты вращения п2 до пт (малого газа) стартер отключен и ротор двигателя прокручивается только турбиной. В этом случае Afs. CKiii=Af,.— Afconp-
При частоте вращения
Идіг іИ-Г = И Аїуск Ш~б.
Значения частот вращения «і, пр, пи, пг и «до. зависят от характеристик компрессора, турбины и стартера, работы камеры сгорания, конструктивных и эксплуатационных факторов двигателя.