КАМЕРЫ СГОРАНИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Камера сгорания (КС) — устройство, в котором в результате сжигания топлива осуществляется повыше­ние температуры рабочего тела. От конструкции каме­ры сгорания и организации в ней процесса сгорания зависят не только экономические и мощностные пока­затели двигателя, а также долговечность и надежность его работы.

В КС протекают два основных процесса: образова­ние топливовоздушной смеси и сгорание этой смеси.

В процессе смесеобразования происходит подготовка смеси топлива с воздухом для обеспечения быстрого и полного ее сгорания. Качество смесеобразования — оп­ределяющий фактор протекания процесса сгорания, от которого зависят как скорость сгорания, а следователь­но, и необходимая длина камеры сгорания, так и пол­нота сгорания, определяющая величину коэффициента полезного действия камеры сгорания. Неполное сгора­ние топлива не только снижает экономичность двигате­ля, но и способствует усиленному нагарообразованию, что вызывает преждевременный выход из строя жаро­вых труб из-за их перегрева в местах отложения на­гара.

Состав топливовоздушной смеси характеризуется коэффициентом избытка воздуха, представляющим со­бой отношение количества воздуха, поступающего в ка­меру для сгорания 1 кг топлива, к теоретически необхо­димому количеству воздуха:

где а — коэффициент избытка воздуха;

1 — направляющие лопатки; 2 — фланец для установки форсунки; 3 — входной патрубок; 4 — штуцер для установки запальной свечи (на камерах № 2 и 6); 5 — фланец для пламяперебрасывающего патрубка; б —кожух камеры сгорания; 7—жаровая труба; 8 — фланец уплотнительных колец; 9 — корпус газосборника; 10 — пе­реходный фланец; 11 — опорное кольцо; 12 — фланец соединитель­ного патрубка камер сгорания; 13 — стакан подвески; 14 — конус­ная перегородка; 15 — завихритель; 16 — передняя перегородка;

17 — горловина заднего корпуса компрессора

L — действительное количество воздуха, поступив­шего для сгорания 1 кг топлива;

Lq — теоретически минимально необходимое количе­ство воздуха для полного сгорания 1 кг топ­лива.

Для полного сгорания 1 кг керосина теоретически не­обходимо =^14,6 кг воздуха.

В зависимости от действительного отношения коли­чества воздуха к теоретически необходимому смесь мо­жет быть:

теоретической а=1; богатой ос< 1;

бедной а>1.

Слишком богатая смесь не воспламеняется из-за не­достатка кислорода, а слишком бедная — вследствие малой концентрации паров топлива. Экспериментально установлено, что максимальная скорость сгорания топ­ливовоздушной смеси обеспечивается при а = 0,8 — 0,9, однако наиболее полное сгорание получается при а = = 1,05…1,15. При этом температура в области горения достигает 2000 °С. Такую высокую температуру не спо­собны выдержать существующие жаростойкие и жаро­прочные материалы, из которых изготавливаются каме­ры сгорания. Поэтому зона горения в камере сгорания изолируется от стенок материала жаровой трубы путем подвода воздуха через специальные отверстия в ее стен­ках. Для этого весь воздух, поступающий в КС (рис. 90), разделяют на два потока: первичный, необходимый для сгорания всей массы топлива, и вторичный, который, обтекая жаровую трубу снаружи, охлаждает ее элемен­ты и подмешивается к продуктам сгорания, снижая температуру газов на выходе из КС.

Первичный поток воздуха направляется непосредст^ венно в зону горения. Количество первичного воздуха составляет 35… 25% от общего расхода воздуха, чем обеспечивается а—1,05… 1,15 в зоне горения, а следо­вательно, и полное сгорание топлива.