КОНСТРУКЦИЯ КАМЕР СГОРАНИЯ

На двигателе М70ІС-500 установлены семь камер сгорания трубчатого типа. Все камеры своей выходной частью наклонены к оси двигателя и, кроме того, повер­нуты против часовой стрелки на угол 43° (рис.91). Этим достигается уменьшение размера между устано­вочными точками камер сгорания, уменьшение длины двигателя и его массы. В результате сокращения дли­ны двигателя появилась возможность установить ко­роткий ротор на двух опорах.

Передняя часть каждой камеры сгорания крепится — к соответствующему фланцу выходных горловин задне­го корпуса компрессора с помощью трех винтов и двух болтов. Задняя часть камеры сгорания устанавливается в патрубках газосборника и уплотняется двумя кольца­ми, предотвращающими выбивание горячих газов. Та­кое соединение обеспечивает возможность осевого пере­мещения камер сгорания при нагреве и охлаждении без нарушения герметичности соединения.

В камерах сгорания № 2 и 6 установлены запальные свечи для запуска двигателя. Все камеры сгорания со­общаются друг с другом с помощью соединительных патрубков, обеспечивающих выравнивание давления и распространение пламени во все камеры при запуске двигателя. Из нижних точек камер сгорания № 4 и 7 обеспечен слив топлива, которое там накапливается при неудавшихся запусках.

Рис. 91. Вид камер сгорания:

1—выходной патрубок компрессора; 2 — соединительные патруб­ки; 3 — горловина газосборника; 4 — штуцер для слива излишнего топлива; 5 — наружный кожух камеры сгорания; 6 — штуцер креп­ления запальной свечи; 7 — выходная горловина заднего корпуса

компрессора

Каждая камера сгорания состоит из входного пат­рубка 3, кожуха 6 и жаровой трубы 7 (см. рис. 90).

Входной патрубок предназначен для плавного подво­да сжатого воздуха из компрессора в камеру сгорания. Он отлит из легкого алюминиевого сплава типа Ал-5 и снабжен тремя фланцами. Передний фланец предназна­чен для крепления патрубка к фланцу выходной горло­вины заднего корпуса компрессора. Уплотнение между этими фланцами обеспечивается с помощью сферическо­го вкладыша.

К заднему фланцу патрубка 3 болтами крепится фла­нец кожуха камеры сгорания. Уплотнение между этими ■фланцами обеспечивается паранитовой прокладкой.

В отверстие бокового фланца 2 вставляется рабочая форсунка, которая крепится к фланцу патрубка четырь­мя винтами. Уплотнение этого соединения обеспечивает­ся с помощью специальной медно-графитовой про­кладки.

22.2

В месте поворота патрубка в его тело залиты две профилированные лопатки 1 из дюралюминиевого спла­ва, обеспечивающие равномерное распределение пото­ка на выходе из патрубка и снижающие гидравличе­ские потери при повороте потока.

Патрубки второй и шестой камер сгорания имеют штуцеры 4 для установки и крепления запальных свечей.

Кожух камеры сгорания состоит из трех сваренных между собой секций: передней, средней и задней, изго­товленных из мягкой листовой стали. К передней сек­ции приварены большой фланец с 18 отверстиями, с по­мощью которого кожух крепится к патрубку, и два фланца для крепления телескопических втулок стака­на 13 подвески жаровых труб, а также один фланец 5 крепления пламяперебрасывающего патрубка.

Фланец второго пламяперебрасывающего патрубка расположен на средней секции.

К конусной секции приварен фланец, посредством которого осуществляется подвижное соединение каме­ры сгорания с корпусом газосборника. Уплотнение обес­печивается с помощью двух уплотнительных (поршне­вых) колец, размещенных в кольцевой расточке. Тор­цевые поверхности уплотнительных колец для предот­вращения выработки покрыты двухсернистым молиб­деном. Внутренняя поверхность фланца уплотнительных колец хромирована.

Наружная поверхность кожуха камеры сгорания по­крыта тонким слоем расплавленного алюминия (шоопи — рована) для защиты от коррозии. В случае перегрева кожуха на его поверхности появляются коричневые пят­на, что дает возможность простым осмотром выявить нарушения в работе камер сгорания.

Жаровая труба 7 изготавливается из листового жа­ропрочного сплава типа ЭИ-435. Она состоит из пяти секций, соединенных между собой роликовой или то­чечной сваркой.

Первая секция жаровой трубы выполнена в виде конусной горловины, внутри которой приварены две пе­регородки с отверстиями — передняя и задняя (конус­ная). Внутри конусной перегородки точечной сваркой закреплен завихритель, состоящий из двух колец (на­ружного и внутреннего), соединенных десятью лопат­ками. На конусной горловине второй и шестой камер

сгорания выполнены отверстия для установки запаль­ных свечей.

Вторая секция жаровой трубы цилиндрической фор­мы, с четырьмя рядами отверстий для прохода воздуха. С наружной стороны — две втулки для установки теле­скопических стаканов подвески жаровых труб, а также отверстие с направляющей втулкой для прохода пат­рубка соединительной трубки. Вторая направляющая втулка соединительной трубки приварена к третьей сек­ции, на поверхности которой расположен ряд отверстий для прохода вторичного потока воздуха. На четвертой цилиндрической секции также имеется большое коли­чество отверстий для прохода воздуха.

К пятой конусной секции приварено опорное кольцо с шестью наплавленными выступами большой твердости, которыми жаровая труба опирается на внутреннюю по­верхность фланца уплотнительных колец кожуха каме­ры сгорания. Соединительные патрубки (рис. 92) камер сгорания предназначены для выравнивания давления газов и распространения пламени во все камеры при запуске двигателя. Конструктивно патрубки выполнены так, что внутренними трубками 3 и 9 соединены жаро­вые трубы, а кольцевые зазоры между внутренними и наружными трубками соединяют вторичный поток воз­духа в камерах сгорания. Вместе с тем соединительные патрубки допускают небольшие относительные переме­щения камер сгорания при их температурных расшире­ниях.

Соединительный патрубок состоит из прямой соеди­нительной трубки 3 и коленообразного патрубка 9. Пря­мая соединительная трубка, в свою очередь, состоит из внутренней и наружной трубок, между которыми про­ходит охлаждающий вторичный воздух. Трубка теле­скопически установлена на фланце кожуха и втулке жаровой трубы. Наружная трубка входит в защитную втулку и прикреплена к ней с помощью установочного винта! Уплотнение прямой соединительной трубки с фланцем кожуха осуществляется с помощью двух си­ликоновых уплотнительных колец 7, между которыми установлено распорное кольцо 6.

Коленообразный патрубок также состоит из внут­ренней и наружной частей, между которыми проходит охлаждающий воздух. Наружная часть патрубка тремя винтами прикрепляется к фланцу кожуха. Уплотнение

Рис. 92. Соединительный патрубок:

1 — металлоасбестовые уплотнения; 2 — защитная втулка; 3 — со­единительная трубка; 4—кожух камеры сгорания; 5 — жаровая труба; 6—-установочное (распорное) кольцо; 7 — силиконовое кольцо; 8 — накидные гайки; 9 — патрубок

обеспечивается паранитовой прокладкой. Прямая соеди­нительная трубка и коленообразный патрубок соединены накидными гайками 8, а уплотнение между фланцами обеспечивается металлоасбестовой прокладкой 1.