ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА

5.1. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА НА ВСЕХ ЭТАПАХ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА

Острота проблемы обеспечения надежности и безопасности полета и сложность ее решения при создании новых самолетов привела к необходимости поиска новых путей ее решения, новых организационно­технических форм работы многочисленных коллективов. Важнейшим инструментом для решения этих задач является "Система обеспечения надежности и безопасности полета". Рассмотрим структуру и функциони­рование такой системы на примере "Системы обеспечения надежности и безопасности полета самолетов "Ил" на этапах проектирования, производства и эксплуатации", созданной в Авиационном комплексе имени С. В. Ильюшина. Впервые эта система была апробирована при разработке самолета Ил-86. Отдельные элементы этой системы создавались при разработке самолетов Ил-18, Ил-62, Ил-76.

Главная цель системы — заложить в конструкцию самолета и его систем требуемый уровень надежности и безопасности полета, подтвер­дить его в период создания, обеспечить в процессе производства и поддерживать его на заданном уровне в процессе всего периода эксплуатации. Система включает организационно-идеологическую основу в виде комплексной программы обеспечения надежности и безопасности полета на этапах создания, серийного производства и эксплуатации и технико-информационное обеспечение системы, сос­тоящее из трех взаимосвязанных подсистем "Проектирование", "Система оценки достигнутого уровня надежности" (СОДУН) и "Доработка".

Система охватывает весь цикл создания и эксплуатации самолета: техническое предложение, эскизный проект, технический и рабочий проекты, постройку опытных и серийных самолетов, эксплуатацию самолетов. Система на любом этапе создания и эксплуатации самолета позволяет:

• контролировать процесс обеспечения требуемых характеристик надежности и безопасности полета и по мере необходимости выдавать руководству информацию об отклонениях фактических характеристик для принятия необходимых решений, обеспечивающих достижение уровня надежности и безопасности полетов;

• подготовить доказательную документацию по выполнению заданных требований;

• оценить достигнутые в эксплуатации уровни надежности комплекту­ющих агрегатов, систем и самолета в целом;

• принимать обоснованные решения о необходимости и целесообраз­ности проведения доработок по совершенствованию конструкции самолета и его функциональных систем;

• контролировать облик каждого самолета в процессе производства и эксплуатации.

Система обеспечения надежности и безопасности полета самолетов "Ил" функционирует как модуль системы управления качеством предприятия.