ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Центробежный компрессор двигателя М701 (см. рис. 85) выполнен с односторонним входом и состоит из двух основных частей: неподвижной (статор) и подвижной (ротор).
Статор включает: входной корпус 1, переднюю стенку 2, задний корпус 10, лопаточный диффузор.
Ротор компрессора состоит из заборника 16, крыльчатки компрессора 6 и переднего вала 7.
Входной корпус компрессора (рис. 87) отлит из легкого магниевого сплава типа МЛ-5 и представляет собой два концентрично расположенных цилиндра, соединенных между собой шестью стойками.
Через шесть каналов, образованных стойками и цилиндрическими поверхностями корпуса, воздух поступает к заборнику колеса компрессора. Поскольку основной задачей входного устройства является обеспечение подвода воздуха к колесу компрессора с минимальными гидравлическими потерями и с равномерным полем скоростей и давлений, все обтекаемые поверхности тщательно обработаны, а перед стойками устанав-
Рис. 87. Входной корпус компрессора:
1—кок стартера; 2 — обтекатель; 3 — стойка вертикальная; 4 — крышка коробки вспомогательных приводов; 5 — штуцер для соединения с бачком суфлирования; 6 — прокладка фланца бачка суфлирования; 7 — прокладка коробки масляных фильтров; 8 — приемник статического и динамического давления для баростата ливается специально спрофилированный обтекатель из листового материала. Между стойками и обтекателем образуется полость, по которой проходит горячий воздух, отбираемый из полости лопаточного диффузора. В результате этого стойки нагреваются, что предотвращает возможность их обледенения. Горячим воздухом обогревается и кок электростартера, который крепится к корпусу коробки приводов, расположенной внутри малого цилиндра (ступицы) входного корпуса компрессора. К заднему фланцу ступицы крепится корпус переднего подшипника ротора двигателя.
В нижней части входной корпус переходит в прямоугольный фланец, к которому крепится коробка масляных фильтров, одновременно являющаяся и емкостью для масла.
В верхней части входной корпус переходит в коробку вспомогательных приводов, имеющую разъем в горизонтальной плоскости.
Вертикальные стойки (верхняя и нижняя) утолщены и выполнены полыми. Внутри верхней стойки проходит верхний вертикальный вал привода коробки вспомогательных приводов, в нижней стойке — вал привода масляных насосов. В стойках просверлены каналы для подвода под давлением масла к форсункам. После смазки масдо по внутренним полостям вертикальных стоек сливается в коробку масляных фильтров.
На наклонной правой верхней стойке размещается приемник статического и динамического давлений воздуха для подвода в камеру баростатического регулятора.
Входной корпус задним фланцем с помощью шпилек крепится к передней стенке компрессора.
Передняя стенка компрессора в своей внутренней части является продолжением профилированной части входного корпуса и выполнена в форме диска с отверстием в центре и двумя фланцами. К одному фланцу крепится входной корпус компрессора, а вторым фланцем передняя стенка соединяется с задним корпусом компрессора.
Передняя стенка компрессора отлита из легкого сплава типа силумин. С наружной ее стороны имеются ребра жесткости. Кроме того, жесткость обеспечивается также 28 лопатками диффузора, которые шпильками крепятся к передней стенке и заднему корпусу компрессора.
На передней стенке справа расположены фланцы для крепления распределителя топлива и барометрического регулятора. Между этими фланцами имеются два отверстия, через которые воздух отбирается для поддавливания подвесных баков и гидробака, а также для. автомата приемистости.
С левой стороны расположено отверстие с фланцем для установки пневмоклапана, через который отбирается воздух в кабину самолета и антиобледенительную систему двигателя. Задний корпус компрессора является основной силовой частью статора. На нем расположены две боковые цапфы и нижний узел крепления двигателя. В верхней части корпуса имеются два рым — болта для подъема двигателя. Задний корпус компрес
сора отливается из легкого сплава типа силумин. На задней части корпуса равномерно по окружности имеются горловины с фланцами для крепления патрубков компрессора, по которым сжатый воздух подается из компрессора в камеры сгорания.
В задней части корпуса имеется фланец с 48 отверстиями для крепления силового конуса. На внешней поверхности заднего корпуса отлито 19 ребер жесткости, а с внутренней стороны выполнена кольцевая проточка под заднее опорное кольцо лопаточного диффузора. Равномерно по окружности корпуса расположено 28 отверстий под шпильки крепления лопаток диффузора. Вверху слева и внизу справа расположены отверстия с треугольными фланцами для отбора воздуха на охлаждение узла турбины.
Задний корпус компрессора вместе с передней стенкой и лопатками диффузора образуют закрытую полость, в которой размещено рабочее колесо компрессора.
Лопаточный диффузор служит для преобразования кинетической энергии воздушного потока в энергию давления. Он состоит из переднего и заднего опорных колец и 28 вставных алюминиевых лопаток. Лопатки после сборки диффузора образуют 28 расширяющихся каналов, в которых обеспечивается снижение скорости потока воздуха и соответствующее повышение его давления.
Ротор компрессора состоит из крыльчатки, вращающегося направляющего аппарата и переднего вала. Крыльчатка компрессора с односторонним входом воздуха изготовлена из ковкого алюминиевого сплава типа АК-5. Она имеет форму диска, в передней части которого расположены 24 радиальные лопатки. Лопатки заборника являются как бы продолжением этих лопаток. В передней части крыльчатки в ее центре имеются центровочный буртик и фланец с 12 отверстиями для крепления переднего вала. В задней части крыльчатка переходит в развитый фланец с 18 отверстиями и центровочным буртиком для крепления вала компрессора. На периферии диска имеются пять кольцевых выступов лабиринтного уплотнения, предотвращающего перетекание воздуха в полость силового конуса. Заборник ВНА своей ступицей устанавливается на передний вал компрессора и фиксируется от проворачивания двумя штифтами.
Поверхность лопаток заборника, прилегающая к лопаткам крыльчатки, выполнена конусной, что обеспечивает полное прижатие концов лопаток при наличии зазора у основания. Такой предварительный натяг увеличивает жесткость и обеспечивает снижение динамических напряжений в лопатках заборника в процессе работы двигателя.
Для компенсации смещения лопаток заборника под действием аэродинамических сил в сторону, противоположную вращению, лопатки заборника устанавливают со смещением по направлению вращения на 0,4 мм относительно лопаток колеса. В этом случае при работе двигателя лопатки прогибаются и устанавливаются строго против лопаток колеса.
Передний вал ротора компрессора полый, изготовлен из хромоникелеванадиевой стали типа 18ХНВА. Он служит для установки заборника ВНА и переднего подшипника компрессора.