Потоки обслуженных требований (процессы восстановления)
В процессе обеспечения надежности авиационной техники возникают задачи, решение которых требует специального исследования потоков обслуженных требований, так называемых выходных потоков. К числу таких задач следует отнести: — определение интервалов эксплуатации бортовых систем, в пределах которых появление п отказов однотипных элементов является событием практически невозможным:
Рис. 4.4. Престой процесс восстановления; ‘< — момент отказа-восстановления |
— определение необходимого числа запасных элементов для обеспечения летной работы строевой части на заданный период;
— определение числа восстановлений работоспособности какого-либо элемента бортовой системы в заданный период;
— определение директивного времени восстановления работоспособности элементов и систем в целом.
Выходные потоки с ограниченным последействием, у кото рых интервалы между требованиями являются независимыми одинаково распределенными случайными величинами с одной и той же плотностью распределения, называются простыми процессами восстановления (рис. 4.4). Следуя этому определению, потоки внезапных отказов элементов и последующие за ними устранения отказов (восстановлений) образую! простые процессы восстановления, так как интервалы времени
между внезапными отказами распределены по одному и тому же закону. Примером простого процесса восстановления является поток первых отказов однотипных элементов (систем) легате л ьных аппаратов. В таком потоке, как известно, интервалы времени между отказами распределены по показательному закону.
В условиях эксплуатации авиационной техники распространен случай, когда элемент, используемый в момент /=0, (см. рис. 4.4) не является новым (например, участок II на рис. 3.9) и понятие простого процесса восстановления может быть обобщено до так называемого общего процесса восстановления.
Общим процессом восстановления называется такой процесс, когда выполнены все условия для простого процесса за исключением того, что длительность эксплуатации t от начала t0 — 0 (см. рис. 4.4) до первого отказа t=t имеет распределение, отличное от распределения для всех других интервалов безотказной работы. Общий процесс восстановления может быть записан в следующем виде. Пусть отказы происходят в моменты времени ti, t +6, ^І-Мг-Мз» ■ ■ ■ , еде tlt 4, ••• ЯВЛЯЮТСЯ независимыми неотрицательными непрерывными случайными величинами, 1 имеет плотность распределения /(/]), и t2, 4, — • О все имеют одну и ту же плотность распределения /(/). Примером общего процесса восстановления является поток внезапных отказов-восстановлений какого-либо элемента (бортовой системы). В таком потоке интервалы времени до первых отказов распределены по показательному закону, а интервалы между 1-м и і-{-1-м отказами (г=1, 2, …, п) распределены по произвольному закону (отличному от показа — юльного).
Рассмотрим теперь некоторые случайные величины пуассоновских процессов восстановления с интенсивностью о>, которые могут быть полезными для решения перечисленных задач.
1. Длительность до п~го отказа-восстановления
Ln — 2 4 — t 4* — f — … + tn.
І =-1
Для простого процесса восстановления плотность распределения случайной величины Ln равна
и является специальным распределением Эрланга порядка п.
Функция распределения длительности работы устройства до п отказа-восстановления Fn (t) есть вероятность события Ln^t. Для определения значения Fn(t) рассмотрим любой ординарный поток случайных событий (в нашем случае число отказов-восстановлений п). Для такого потока несовмест- ьых, образующих полную группу событий справедливы ща равенства:
»«0
Т„ (<) = ( Fn-і « — т)У (?) dт ~ ґ„_, (s) /(s) > 1 — „ (0 — f, (()■
Таким образом, вероятность появления за время t п-кратных отказов Fn (/) будет равна
0,(4 = 1~2ііг<г"’
/-0 11
2. Число отказов-восстановлений Nt за время t. Чтобы определить число — Л^, воспользуемся соотношением между дискретной случайной величиной Nf и непрерывной случайной величиной L, v Из рис. 4.5 видно, что /V, < п тогда, когда Ln > t. Следовательно, согласно формуле (4.37)
P(Nt < п) = P(L„ >0=1 — FM — 2 ; (4.38)
Р (Nt > п) ~ 1-P(/V,<«) = 2 . (4.38.1)
р (Nt = п) = Fn (t) — Fn+1 (0- (4.39)
Для /г(ї) = 1—е процесс восстановления будет образовы
вать пуассоновский поток со следующими характеристиками:
/=0
І—7?
pw = «і = f„ (/) — F„+, (0 — 2(-^- il nf — e~"’;
/=я і=л+1 ■
ИЛИ
P(N, = «) => F. it)F, m, <*) — «’
P(/V, = 0) = P(£) = .
Таким образом, распределение случайных величин Ln и /V, может быть определено для всех значений п. Для этого используют и таблицы распределения Пуассона, и таблицы и скопленных-сумм распределения Пуассона, которые приводятся в табл. VI и VII [10]. Особенно равенство (4.39) очень удобно для расчета распределения величин Nt и Ln при малых значениях п. Кроме того, распределение Пуассона дает верхнюю оценку вероятности появления не менее п отказов в интервале [0, /], когда t не превышает среднего времени без — и і казной работы отдельного элемента. Следовательно, неравенство-равенство
P(N, > п) < 2 -0р~ е~"Л (4.39 а)
i—n
можно использовать для расчета Р (/V* > п) процесса восстановления,. отличного от пуассоновского.
Расчеты вероятностей Р (P’t ^ Р ^ п)> Р (£« < /), P(LH > t) производят по табл. VII [10]. В этих таблицах приведены значения функций [3]V (*’■> Iі)» гЛе
‘Г(л:Р) = я{х>л5=|;-^-е ’~~рх
X — Nt или X^*L,
(4.39 б)
Р{Х<х) = W (х; р) — Р W < л) = P{Ln > І);
Р {X > х) * ¥ (*; рХ= I — ф (*; у) = р (N, > п) = Р (/.„ < f).
Пусть, например, нам нужно определить наименьшее число отказов щ, которые с вероятностью, не меньшей Р, могут появиться за время эксплуатации элементов t. Также нужно определить наименьшее время эксплуатации, за которое могут появиться п отказов. Интенсивность отказов данных элементов равна <о. Таким образом, значение п определяем из условия
P{Nt > пi) > Р или Р(А/Г/ < пл) < 1 — Р. (4.39 в)
Затем по известным значения Р и u — ast в табл. VII [10] находим соответствующее этим значениям значение п.
3. Особо важное значение при изучении процесса восстановления играет функция восстановления или среднее значение числа отказов-восстановлений Nt% происшедших за интервал времени функционирования устройства (0, t). Функция восстановления H(t), определяемая как Л1 (Nt) — N(cp,
может быть рассчитана по формуле математического ожидания дискретной случайной величины
Hit) = М(ЛУ = 2 « [рп(0 — Fn+л «>1 = 2 nF„(t) —
ИЛИ
H(t) = 2 Fn(t).
п=А
Математическое ожидание числа отказов-восстановлений в интервале можно также представить в виде интегрального уравнения теории восстановления
t
И (/) — Р(0 + j И {t-rx)d F(т). (4.40)
о
Уравнение (4.40) получено непосредственно из формулы полного условного математического ожидания, так как первый член суммы в уравнении (4.40) F{t) есть математическое
t
ожидание числа первых отказов, а второй член j* И (t
о
i) dF (т) есть математическое ожидание числа всех 2-, 3-,
п-кратных отказов за период 0, t при условии, что после каждого отказа элементы мгновенно восстанавливаются.
Для случая показательного распределения интервалов меж — цу отказами и мгновенного устранения отказов
H(t) = ix>t:
Л(0 = Я'(0 = <о.
Для случая показательного распределения интервалов между отказами и показательного распределения времени устранения отказов (ремонта или замены отказавших элементов) функция восстановления принимает вид
Распределение Ln и Nt. Если распределение интервалов между отказами элементов имеет среднее tcp и дисперсию о-, то из центральной предельной теоремы, в частности, следует, что суммы независимых случайных величин Ln и Nh распределенные по любому закону, при t со (а следовательно, и п -*■ со) имеют асимптотически нормальное распределение. Средние значения и средние квадратические отклонения величин /.„ и N, будут соответственно равны
Для показательного распределния интервалов между отказами величины Ln и Nt при t-+ со будут иметь асимптотически нормальное распределение со средними значениями и средними квадратическими отклонениями, рассчитанными по формулам (4.42) и (4.43)
L -2L |
(4.44) |
Ч1 U) |
|
.. — J£. |
(4.45) |
Ш |
|
Nt — w /, rcp > |
(4.46) |
3 .. *=* у o> t. A, |
(4.47) |
Таким образом, расчет вероятностей Р(Д^ > nx), P[Nt> > п2), Р(Д2<£,) и P{Ln<tz) для показательного распределения интервалов времени между отказами при t~* со (рис. 4.7) может быть произведен по формулам
1 — Р (N, > щ) < 0,5 — Ф„ ; (4.48)
1 -P(Nt>п,) > 0,5 + Фо ; (4-49)
где Пи п2 и *ь t2 разброс случайных величин А7/ и Ln относительно их средних значений, вычисленный в интервале эксплуатации t с заданной достоверностью Р.
-1fo)t +lltoT.
nf —— *
яср
а)
со со
hi Т/2
1ср~ со
tg ~
5;
Рис. 4.6. К определению «ь «. II С„ »
Значения функции Ф„ f/г) и Ф«(/) приведены » справочниках по вероятностным расчетам [10].
Используя формулы (4.48) — (4.51), можно решать следующие задачи:
1. Определять наименьшее п и наибольшее п2 число откати за интересующий нас интервал эксплуатации / (рис. 4.6, а).
2. Определять наименьший /і и наибольший /2 интервалы Ичсплуатации, в которых появляется заданное число откати п (рис. 4.6,6).
Для определения вероятностей Д(Л/< >п1),
Р(/>и < П|) и Р(Ел<яа) по формулам (4.48), (4.49), (4 ои), (4.51) находят критические отношения
/і — tot |
(4.52) |
1HTt ’ |
|
<-i |
|
to |
(4.53) |
m |
Затем по таблицам значений функций Фь(я) и Фо(0 0ПР^’ деляют вероятности событий Nt > «і, и ^ и.
Ln < t2. Если критическое отношение s меньше нуля, то в формулах (4.48), (4.49), (4.50) и (4.51) перед Фо(«) и фо(<) берется знак «—», а если больше нуля, — знак «+»■
Основные свойства функции восстановления fi{t) при t-*■ оо. 1. Для любого закона распределения F(t) при t -> оо среднее число отказов H(t), приходящихся на единицу времени /, равно средней наработке на отказ tCf>:
2. Если непрерывная плотность распределения /(О -*0 при t-+ оо, то
lim/г (О = 7—-
<->-00 ®ср
3. Если время между отказами элементов ; распределено непрерывно, то для любого интервала наработки ‘
ІІШ H{t + t) — Н (01 — —
<-*оо *ср
4. Если время между отказами элементов распределено непрерывно, а Я (0 монотонно невозрастающая, интегрируемая на 0, со функция, то *
lim 1 Р(І■ ~ т) d Н (х)~ Г Р (л:) dx.
<-00 J fcp J
о о
2 ‘
Отсюда следует, что для большого времени t
Примеры пользования расчетными формулами и
таблицами [10]
Пример 4.9. Параметр потока внезапных отказов данного типа элементов = 0,01 І-час. С вероятностью Р~2> 0,99 опре — делить наименьшее пх и наибольшее п2 число отказов за интервал эксплуатации в 400 час (Лдооср—10 £=0,01 • 400=4 опік.).
• Решение. Задачу решаем с использованием накопленных сумм распределения Пуассона (табл. VII [10]).
1 Согласно условию задачи получим
Р( "і) — 0,99;
Я (Л’, > п2) 0,01.
По таблице VII [10] находим значение «і = Л,0о Ср =
= 0,01 -400 — 4; Ч* ^ 0.99. Эти значения ;> = 4 пР> 0,99 соответствуют значению л’=Пі = 0. Значения «»- = 4 и 1—Р 0,01 соответствуют значению х = п2~ 10-Н4 отказа. Это значит, что в течение 400 час эксплуатации элементов могут наблюдаться от 0 до 9 отказов. Из 1000 случаев эксплуатации -‘тих элементов в течение 400 час будут наблюдаться: 18 случаев безотказной работы элементов; 73 случая — 1 отказ, 147 — 2 отказа; 195 — 3 отказа; 195 — 4 отказа; 156 — 5 отка — юв; 106 — 6 отказов; 60 — 7 отказов; 30 — 8 отказов; 13 — 9 отказов; 5— 10 отказов; 2— 11 отказов; 1 — 12 или 13 или И отказов (данные взяты из табл. VI [10]).
Пример 4.10. Для условий примера (4.9), но с вероятностью не менее 0.95 определить:
1) наименьшее число отказов за время /=ЦЮ0 час;
2) наименьшие интервалы эксплуатации tu в которых возможно появление 5, 6 и 7 отказов.
Решение. 1. По таблице VII [10] для значений Р = N1000fp = о t = 0,01 ■ 1000 = 10 и Ч (*; ]х) =~ 0,9707 > 0.95 находим значение *=^=5.
2. Согласно формуле (4.50) запишем исходные условия’ для определения интервалов 0, в которых возможно появление 5, б и 7 отказов:
Отсюда
tl 6,01
—~— / ft 0,01 v
Пример 4.11. Требуется с вероятностью не менее 0,95 оцепить число запасных элементов (см. рис. 4.6,6), необходимых (,ля бесперебойной работы бортовой системы в течение времени t = 1000 час (условия примера 4.9).
Решение. Вероятность появления не менее П-2 отказов равна не более 0,05, т. е. Р(Л’, > п2) <0,05.
В дальнейшем поступаем так же, как при решении примера 4.10 из табл. VII [10] определяем п2. Для р— 10 и lT(.v;y.)~ = 0,0487
«2 — 16 элементов.
Таким образом, для бесперебойной работы бортовых систем в течение технического ресурса с вероятностью не менее 0,95 потребуется не более 16 элементов.
Пример 4.12. Для условий примера 4.9 определить среднее число отказов-восстановлений в конце интервала эксплуатации /=1000 час, если известно, что интенсивность восстановления неисправных элементов р =0,1 Ичас.
Р е ш е н и е. По формуле (4.41 а) определяем Н (1000):
Пример 4.13. Для условий примера 4.3, используя формулу (4.41а), определить среднее число летных дней в году, (8760 час), которые технический состав способен обеспечить.
Решение. Определяем среднее число отказов-восстановлений $а год при конечном времени восстановления:
Решение по формуле (4.41 а) совпадает с решением по формулам (4.4). Таким образом, формулу (4.41 а) можно использовать для определения числа обслуженных требований на переходном режиме функционирования систем массового обслуживания.
Пример 4.14. С вероятностью не менее чем 0,95 определить максимально возможное время предварительной подготовки авиационной техники к полету, если из опыта эксплуатации и шестно, что среднее время предварительной подготовки ‘,,, = 10 час, среднее квадратическое отклонение с= 1 час.
При большом числе подготовок, когда t со случайная величина времени предварительной подготовки авиационной техники V| имеет асимптотически нормальное распределение со средним тср и средним квадратическим отклонением з, т. е. для любого фиксированного значения т будет справедлива следующая формула:
P(7j< т) > 0,5 + Ф„ Г— о—j = 0,95.
Подставляя заданные величины и используя табл. III [10], определяем максимально возможную продолжительность предварительной подготовки:
где 1,645 соответствует
Следовательно, — 1,645 4- 10 = 11,645 час.
* Таким образом, максимально возможной продолжительностью предварительной подготовки, в которой получены данные тср ~ 10 час и з=1 час с вероятностью не менее, чем 0,95, будет і 1,645 час Величину этого времени выбирают за директивное время.
Пример 4.15. Из опыта эксплуатации самолетов 100 летных групп, состоящих в среднем нз 30 самолетов каждая, известно, что среднее время между невосстанавливаемыми внезапными отказами tCPB = 500 час.
Требуется определить число запасных, исправных гидронасосов, которое необходимо иметь каждой летной группе для замены внезапно отказавших и выработавших технический ресурс (близких к износу) гидронасосов (оборотный фонд гидронасосов). Планируемый средний налет на каждый самолет в году 200 час. При таком налете средний интервал между моментами выработки технического ресурса £СР|| ^ 900 час. На каждом самолете установлены по два однотипных гидронасоса.
Решение. 1. Определяем общую наработку всех насосов, установленных на самолетах группы в планируемом году:
^няс = 30-2-201) — 12 000 час.
2. По формуле (4.41) определяем среднее число внезапных отказов гидронасосов данного типа в планируемом году:
ясРп — И (12 000) = ■ = 24 внезапных отказа.
Г1о табл. III [10] 0,49 соответствует числу 2,33. Следовательно,
н, в ==» 24 — 4,9-2,33^ 12 отказам-.
пів = 24 -Ь 4,9-2,33 ~ 36 отказам.
Это значит, что в 99 из 100 случаев летной работы группы в году число отказов гидронасосов будет не более 36 и не менее 12.
4. По формуле 4.41 определяем среднее число гидронасосов, выработавших технический ресурс в течение календарного года (8760 час):
Лсри “ Н (8760) ^ jo насосов.
5. С вероятностью ^^-0.99 определяем лїп и tun аналогично п. 3 этого примера:
P(Nem > ) < 0.5 — Ф01 "■■■ JS ) = о. О):
nis, ~ 10 — 7,4 ^ 3 отказам: |
п2а " № — Ь 7,4^ 18 отказам.
6. Таким образом, если на складе тыловой организации, снабжающей запасными частями 100 летных групп, создать оборотный фонд исправных (новых или отремонтированных) насосов в количестве
100 (дсРв + «сРі1) " 100 (24 4- 10) = 3400 штук,
то этим количеством насосов можно точно обеспечить потребность 100 летных групп в насосах в течение планируемого
года.
Пример 4.16. Группе в 330 транспортных самолетов необходимо в течение 130 час перевезти грузы по заданному маршруту. При этом средний налет каждого самолета составит 75 час. Требуется определить среднее число самолетов, выра — ботавших межрегламентный ресурс и число резервных самолетов, необходимых для обеспечения плана перевозок.
Регламентные работы производятся в 11 подразделениях, распределенных по одному на группу в 30 самолетов. На самолетах выполняются три. вида регламентных работ: 600-, 200- ь 100-часовые.
Каждое подразделение способно работать круглосуточно но многоканальной системе массового обслуживания без взаимопомощи между каналами. Время выполнения 600-, 200- и 100-часовых работ равно 48, 20 н ІЗ час соответственно.
Перед началом операции все. подразделения регламентных работ были свободны (самолетов с выработанным межрегламентным ресурсом не было) и нивелировка остатков межрегламентного ресурса на самолетах не производилась.
Решение. 1. Определяем среднее число регламентных работ, выполняемых на каждом самолете за его наработку 75 час:
среднее число 600-часовых регламентных работ
— среднее число 200-часовых регламентных работ 75
200
среднее число 100-часовых регламентных работ z, = — 0,125 — 025 = 0,375.
2. Определяем «ь *4?, н3 вероятности выполнения 100-, 200- н 600-часовых регламентных работ на каждом самолете. Вероятности определяются по формуле (2.7) (см. главу 2)
и і — |
4.87 15.87 |
0,305: |
|
Щз — |
и 2 ~ |
5 |
— 0,315; |
2*1*# Л=1 |
15,87 |
||
Из — |
о |
— 0,38. |
|
15,87 |
3. По формуле (2.10) определяем среднее значение времени выполнения регламентных работ, на каждом самолете
тср = 0,305-13,0 + 0,315-20 4 0,38-48 = 28,6 час.
4. Определяем параметры каждого подразделения регламентных работ*
N = 30; X = = 0,00577 .1}час
»=т=аз48/Мс-
Задаемся числом каналов, по которым выполняются регламентные работы на самолетах л=1, 2, 3, 4, 5 и 6. Отсюда Pi — 6; = 12; б3= 18; р4 = 24; % = 30; 36.
5. По формулам (4.14), (4.16), (4.17) определяем Р0 н /ср для каждого подразделения регламентных работ:
II о |
II р |
= 0,00058; |
Ро4 =0,00413 |
Ро„ = 0,0076; |
Р0„ — 0,0086; |
/Ср, = 24; |
п* К? "и ОО |
сс 11 Gl -Л |
1ср, — 8; |
І1 £ |
4р,.=: 4. |
Таким образом, если регламентные работы в ходе запланированных перевозок всеми 330 самолетами будут выполняться в одноканальных подразделениях, то потребуется резерв в 264 самолета, в двухканальных — 198 самолетов, в трехканальных — 132 самолета, в четырехканальных — 77 самолетов, в пятиканальных — 44 самолета, в шестиканальных— также 44 самолета.
Очевидно, что для данных условий выполнение регламентных работ в пятиканальных подразделениях является наиболее эффективным. Такой же подход к выбору числа каналов можно применять для обеспечения заданного уровня готовности авнацнонной техники.